«Личность ребёнка и учителя в образовательном пространстве начальной школы»
статья по теме

Филимонова Людмила Николаевна

Школа является первым шагом ребенка в мир освоения социального опыта. Полученные здесь знания, умение общаться со сверстниками и со значимыми взрослыми – вот основные составляющие деятельности ребенка в начальных классах. Как создать условия для успешного движения ребенка по школьным ступенькам? Как учителю «не сгореть», выполняя предназначенную ему дипломом и природой миссию? Как сделать сотрудничество учителя с учениками и родителями максимально привлекательным и продуктивным? Как учителю развивать собственную личность, и в каком направлении? Как, как, как…

     Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и её культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник воспринимает учителя в первую очередь как личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор статьи:  Филимонова Людмила Николаевна

                                           МОУ СОШ № 78, тел.: 8-919-542-47-28,

                                           milanova1977@mail.ru

«Личность ребёнка и учителя в образовательном пространстве

начальной школы»

     Школа является первым шагом ребенка в мир освоения социального опыта. Полученные здесь знания, умение общаться со сверстниками и со значимыми взрослыми – вот основные составляющие деятельности ребенка в начальных классах. Как создать условия для успешного движения ребенка по школьным ступенькам? Как учителю «не сгореть», выполняя предназначенную ему дипломом и природой миссию? Как сделать сотрудничество учителя с учениками и родителями максимально привлекательным и продуктивным? Как учителю развивать собственную личность, и в каком направлении? Как, как, как…

     Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и её культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности, воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.

     С самого начала школьной жизни ребёнок входит в «мир должного» в максимальной степени, и задача учителя – помочь ему освоить широкий мир культуры, мир взрослых людей, познакомить с базовыми идеями, идеалами, ценностями, составляющими не только мир должного, но и основы внутреннего убеждения любой духовно здоровой личности. Здесь происходит явный скачок из мира детской повседневной жизни в иную, новую для него реальность, с соответствующими нормами поведения. В этом скачке видится и противоречие: с одной стороны, ученик с привычной для него «сырой» и подчас грубой реальностью повседневной жизни, с другой – реальность фундаментальной и высокой культуры, которая задаётся блоком учебных предметов. Если учителю удаётся совместить обучение с игрой, то это позволяет смягчить противоречие между сущим и должным. Ведь ещё древние греки знали, что учиться надо играя. Учитель выхватывает ученика из его мира и уносит… с собой. Учитель для ученика – проводник. Нет сомнения в том, что и сам учитель попадает при этом в новое культурное пространство, во взаимодополнительную систему «Учитель ↔ Ученик». Реальностью становится восторг и самоудовлетворение от решения той или иной проблемы.

     Образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей. Это особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов - всех субъектов образовательного процесса, это среда развития и воспитания личности.

Перед педагогами встает задача наполнить образовательное пространство школы таким содержанием, которое помогло бы детям избежать духовного и нравственного оскуднения в период кризисного состояния общества. При построении образовательного пространства от класса к классу необходимо вносить изменения в структуру, содержание, организацию образовательно-воспитательного процесса, которые бы обеспечили культурную идентификацию, социализацию и индивидуализацию каждого ребенка.

Особую значимость приобретает организация образовательного пространства школы для детей младшего школьного возраста. Создание образовательного пространства начальной школы дает возможность действовать на объективные обстоятельства жизни детей в школе и на субъективную основу их личности. Начальная школа - это культурно-социальная плацента для каждого школьника, где формируется и отрабатывается социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. Образовательное пространство школы ограждает младших школьников от асоциальных влияний, формирует навыки духовного противостояния им. Оно является средой для свободного выбора действий, оценок, отношений, обеспечивает им чувство защищенности, что во многом определяется личностью учителя, его образом жизни. Младший школьник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя, самореализуется.

     Создавая условия для развития личности младшего школьника в процессе освоения культурных образцов жизни, школа способна формировать тип своей жизнедеятельности, влияющий на образование учащихся, их интересы, личностные смыслы, а также корректировать профессиональную деятельность учителя.

     Важно отметить, что кроме школьного пространства выделяется "я - пространство" (пространство личных переживаний, проблем и способов их решения; событийное пространство; пространство взаимоотношений и взаимодействия с детьми, педагогами; пространство предметное), пространство класса. Пространственную структуру класса можно представить в виде автономных зон: учебной, игровой, личностно-ориентированной. В учебной зоне находятся столы учащихся и педагога, доска.

     Игровое пространство выполняет в начальных классах роль амортизатора возрастного кризиса, способствует скорейшей адаптации ребенка к школе. Создание условий, органично сочетающих игровые типы жизнедеятельности, позволяет младшим школьникам ярко проживать жизнь, реализовать потребность в самоутверждении и самореализации, а это в свою очередь обеспечивает педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности. Игровое пространство не ощущается как тренажер социальной и личностной активности, это и есть сама жизнь, в которой всегда находится место творчеству и импровизации.  Игра позволяет создать обособленное пространство для "внутренней социализации" каждого ребенка , стать школой приобретения опыта общественной жизни, социальной активности.

      Личностно-ориентированное пространство предназначено для индивидуального обучения, досуга, для более тесного общения на уроке, для проведения занятий по курсу "Культура общения", внеклассных мероприятий.

     В современных условиях мы понимаем, что знания - это не цель, а средство достижения другой цели - развития ребенка. Развитие - это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать. Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению.

Среди них можно выделить такие наиболее важные направления:

- создание наиболее оптимальных условий для эффективного функционирования начальной школы. К наиболее общим следует отнести: методологическое, материальное, методическое, организационно-управленческое. К частным условиям - создание нормального микроклимата в коллективе, организация деятельности и положительного отношения к ней у воспитанников, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

     Первый год в четырехлетней школе - год адаптации ребенка, год педагогической поддержки. Дети приходят в школу с разным уровнем психологической и физической готовности. Задача учителя - скорректировать работу класса. Как известно, недоучет и необеспеченность комфортности прохождения этой фазы может вызвать образование отрицательного стереотипа поведения ребенка: робость, замкнутость, подозрительность, агрессивность. Для компенсации возможных негативных новообразований и используется модель личностно-ориентированного образования.

     В первом классе мы учимся без отметок. Текущий контроль осуществляется в виде устных опросов и не оценивается (используется словесная оценка учителя и взаимооценка).

     Отметка травмирует ребенка; искажает его отношение с учителем, с родителями, с самим собой; повышает тревожность; искажает учебную мотивацию; снижает детскую самооценку. Поэтому мы делаем оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников закладывает основы учебной самостоятельности (основы умения учиться).

     Организация образовательного процесса у нас происходит на базе учебного комплекса - "Школа - 2100".

     В его основу положены личностно-ориентированные принципы:

ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;

учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;

учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:

ребенок учится только через действие;

ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;

ребенок осваивает мир в целостном восприятии;

ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;

ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;

ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

     Необходимо всегда иметь в виду наличие теории. И каждый урок - это реализация целостности, системы. Учителю при подготовке к уроку необходимо понять, что каждый урок занимает свое место, выполняет общефункциональные и частные задачи, направленные на развивающее обучение младших школьников.

     В декабре  проводится "Неделя начальной школы". В план мероприятий включается проектная  деятельность учащихся.

     Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

- актуальность и важность данной проблемы;

- анализ разнообразной информации;

- программа действий;

- разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы):

-  представляют проект на конференции

-  оформляют портфолио

-  готовят стендовую защиту

-  разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

     Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома. Постоянная необходимость учащихся делиться новыми впечатлениями развивает речь и воображение. Аргументация своих идей, правильное построение сообщения, умение работать в группе, всё это помогает детям в различных видах работ как на уроках, так и во внеурочное время.

     Таким образом, нам удаётся  повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

     Всеми учителями начальных классов проводятся открытые уроки, на которых используются  практически все технические средства, которыми оснащена школа (аудио, видео аппаратура, компьютер, проектор, мультимедийное  оборудование). Такие уроки проводятся постоянно, что повышает интерес учащихся к предмету и заставляет находить всё новое и интересное.

     Данный материал пополняет методический фонд начальной школы. Выделяя все эти аспекты работы начальная школа работает не эпизодически, а в системе, учитывая интересы и особенности младшего школьного возраста.

     Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Основной целью нашего образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: « Не навреди!»

     Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие личности ребёнка на внеклассных занятиях в начальной школе.

В статье приведен опыт работы  духовно-нравственного  развития личности ребёнка на внеклассных занятиях в начальной школе....

Создание условий для развития личности ребёнка в образовательном учреждении.

Создание условий для развития личности ребёнка                       в образовательном учреждении.Выступление на форуме.   ...

Открытое занятие кружка «Занимательный английский» в 1-ом классе «Что я умею делать»? в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему: «Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность».

Внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 1-го класса. Цель занятия - активизация пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мотивации к дальнейшему изучению в пр...

«Личность ребёнка и учителя в образовательном пространстве начальной школы»

Сегодня, как и вчера, учитель является активным участником в становлении личности младшего школьника. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник воспринимает учителя в первую очередь ...

Доклад «Роль образовательной организации в развитии личности ребёнка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе».

доклад "роль образовательной организации в развитии личности ребёнка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе"...