Главные вкладки

    Способы распознавания падежных форм имени существительного
    план-конспект по теме

    Иштирякова Валентина Васильевна

    19 лет работаю по системе Л.В. Занкова. Из них 6 по учебнику Н.В. Нечаевой. Здесь вы прочитаете о моём мнении, работая по учебнику этого замечательного автора.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                 Способы распознавания падежных форм имени

            существительного

                  ( русский язык Н.В. Нечаевой 3-4 класс система Л.В.Занкова)

    1)Известно, что одной из « болевых точек» начального курса является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. Решение этой задачи в 4 классе отнимает много времени и сил как у школьников, так и учителей, причём нередко желаемого результата добиться не удаётся. И я считаю нужным показать как строится работа, цель которой – научить четвероклассников решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. На страницах учебника Натальи Васильевны Нечаевой начинается работа над вопросами падежей с 3-го класса. Сначала я знакомлю ребят со словосочетанием, называя слово, от которого задаётся вопрос – Главным и отмечая его знаком х, а слово, к которому задаётся вопрос- Зависимым. Оно поясняет главное.

                                           х        чего?        х    что?

                 сочетание   слов                            задать вопрос  

                                                          х                                                         х

                                      главное слово                               зависимое слово

    Для закрепления умения находить главные и зависимые слова даются такие задания:   1)Запиши словосочетания, определи, к каким частям речи относятся главные слова, к каким – зависимые.

    Сочетание ( сущ.) слов (сущ.), Главное (прил.) слово (сущ.)

    2) Исследуй, что обязательно требует главное слово – глагол от зависимого существительного: форму числа, рода, соответствие вопросу?

    Красивая кукла (главное слово «кукла» требует форму числа, рода, соответствие вопросу от зависимого слова «красивая».

    3) Составь словосочетания, подбирая зависимое слово в соответствии с вопросом.

    И        ( за что?)                            за командой, за команду, в мяче,

    Г                                                                         в мяч, в мячи, на рояле, на рояль,

    Р        ( во что?)                          на роялях

    А

    Л                            ( на чём?)

    А

       Играла (за что?)за команду, играла (во что?) в мяч, играла ( на чём?) на рояле. Главное слово требует соответствия вопросу.                        

             

    4) Какими членами предложения являются главные слова, какими зависимые?

    Главным словом в словосочетании может быть любая самостоятельная часть речи.

    2)Знакомство с падежами начинается со стихотворения Грачёва Г. « О коте»

                                     У норы добычи ждёт.

            Притаившись, серый кот,

            Мышь осталась без хвоста,

            Вырываясь от кота.

            А теперь и за версту

            Не приблизится к коту.

            Крыса старая и та,

            Видя грозного кота,  

            Удерёт в нору под дом,

            Чтоб не встретиться с котом.

            Там дрожит и в темноте

            Вспоминает о коте.

    Правильному выбору имени существительного способствует правильно заданный вопрос от главного слова к зависимому.

    Вопросов всего 6. И вы их узнаете, если из стихотворения выпишете все формы слова кот с вопросами. У вас получилось 6 вопросов и 6 падежей. В правиле идёт пояснение, что грамматический термин падеж образовался при переводе на русский язык латинского слова казус- падение. Ещё греческие учёные заметили, что существительное имеет свою основную, начальную форму. В этой форме оно отвечает на вопросы Кто? Что? и выступает в роли подлежащего. Другие косвенные формы как бы отклоняются от основной, начальной формы. Отсюда термин – склонение- изменение по падежам.

    Для их запоминания даётся задание проанализировать название падежей, узнать: что особенного в падежных вопросах? Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходит от латинских и представляет их дословный перевод.

    Именительный – « имя» предмета- начальная форма наименования. Родительный – буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем ( сын Ивана, дом отца и т.п.) Дательный - от слова дать, так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку)Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина». Творительный связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется. Но это с научной точки зрения. А чтобы дети лучше поняли названия падежей,  рассказываю им сказку: «Откуда пришли названия падежей»

    « Он ещё не родился, а уже придумали, какое ему дать имя, и решили назвать – именительный.

    Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

    Он был малышом, ему всё давали, и он стал  - дательным.

    Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

    Потом подрос, стал творить добрые дела и стал называться  творительным. 

    Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

    Из названия падежей образовали слова- помощники:

    И.п.- имею, есть

    Р.п. – нет

    Д.п.- дам

    В.п.- виню, вижу

    Т.п.- творю, доволен

    П.п. – думаю, говорю

    Знакомясь с падежными вопросами, выясняем: Что особенного в падежных вопросах? В форме какого падежа слово исполняет роль подлежащего?

    Какие шаги надо сделать, чтобы определить падеж имени существительного? При выполнении упражнений составляем порядок действий:

    1. Найти основу предложения.
    2. Указать падеж подлежащего.
    3. Графически обозначить словосочетания, в которых существительное - зависимое слово.
    4. Указать падеж имён существительных - второстепенных членов предложения.

    Работая над упражнениями, замечаем, что слова в разных падежах имеют предлоги. Отдельных уроков по изучению употребления предлогов  в падежах нет. Поэтому начинаем составлять таблицу:  «Склонение имён существительных».  В ней отражаем название падежей, падежные вопросы, слова – помощники, предлоги, с которыми употребляются слова, примеры слов. Затем сравниваем - какие предлоги употребляются только в родительном падеже, только в дательном, только в предложном, какие и в предложном и в винительном, какой падеж вообще не имеет предлога.

    Таблица выглядит так:

    Падеж

       Вопросы

    Часто употребляемые предлоги

    Примеры

    И.п

    кто? что? имею, есть

    -----------------

    Р.п

    кого? чего? нет

    от, до, из, без, у, для, с

    Д.п

    кому?чему? дам

    к, по

    В.п

    кого? что?вижу, виню

    в, на, за, про, через

    Т.п

    кем? чем?доволен

    под, над, за, с, перед, между

    П.п

     о ком? о чём? думаю

    в, на, о (об), при

    Переходим к правописанию падежных окончаний имён существительных, т.е. к склонению – изменению существительных по падежам.

    Новая тема ведётся  в виде исследований:

    I    Сравнение окончаний имён существительных.

    II   Принципы объединения разных существительных в группы.

    III  Причины одинаковых и разных окончаний в одном и том же падеже.

    1.Запиши предложения  по законам письменной речи, определи падеж проблемного слова.

    Это игрушка  (кого?) Маш(и).

    Это игрушка  (кому?) Маш(и).

    Различны или одинаковы окончания в первом и во втором случае? Раньше вы пропускали эту орфограмму или узнавали о написании у учителя, а теперь у вас достаточно знаний и умений, чтобы самостоятельно разобраться с этим вопросом.

    Это игрушка (кого?) Маши (Р.П.)

    Это игрушка (кому?) Маше (Д.п.)

    1. Как ты думаешь, по какому принципу объединены слова в группы?

    а) мама, Ася, стена, Гена, Вася…

    б) Кирилл, конь, сом, солнце, дерево….

    в) вещь, дочь, Любовь, дичь, лошадь…

     Выясняется, что: в первой группе слова мужского и женского рода с окончаниями а-я,

                                  во второй – слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего        

                                        рода с окончанием о-е

                                        в третьей – слова женского рода с мягким знаком на конце

    3. Даны слова: плита, чаша, свеча

    Исследуй, по какой причине один и тот же падеж у разных существительных бывает выражен в одних случаях одинаковыми окончаниями, а в других разными. Запиши эти слова в именительном падеже, затем в винительном падеже. Объясни, почему у этих слов одинаковые окончания.

    Именительный падеж: плита, папа, свеча

    Винительный падеж:    плиту, папу, свечу

    Вывод: эти слова относятся к первой группе, слова женского и мужского рода с окончанием – а -  

    Существительные: вьюга, град, мышь запиши тоже в именительном и винительном падеже. Объясни, почему у этих слов разные окончания.

    Именительный падеж: вьюга, град, мышь

    Винительный падеж:    вьюгу, град, мышь

    Вывод: эти слова относятся  к разным группам, т.к. у них разный род и у двух слов отсутствуют окончания.

    После составления таблицы склонений имён существительных единственного числа проводим анализ правописания окончаний существительных по вопросам:

    1. Почему существительные женского и мужского рода распределены в разные склонения? ( У них разные окончания или их нет вообще.)
    2. Почему существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода относятся к одному склонению?

    Потому что у них одинаковые окончания в винительном, родительном, творительном и предложном падежах.

    1. Почему учёные разделили существительные на три, а не на пять склонений?

    У существительных разный род, разные окончания или нулевые окончания.

          При изменении  по падежам, окончания  существительных трёх склонений  не сов –

          падают.                          

    Теперь можно правильно выбрать окончание для существительного:

    1. Определить к какому склонению оно относится.
    2. В каком падеже употреблено.
    3. Выбрать нужное окончание, опираясь на таблицу.

    Таблица падежных окончаний имён существительных в форме единственного            

                                                  числа

    Падеж, вопрос

       1-е склонение

        м.р.,           ж.р.

        2-е склонение  

     3-е склонение

              ж.р.

        м.р.

    ср.р.  

    И.п. кто? что?

               а-я

        -

       о-е

              -

    Р.п. кого? чего?

              ы-и

       а-я

       а-я

             и

    Д.п. кому? чему?

                 е

       у-ю

       у-ю

             и

    В.п .кого? что?

              у-ю

       -я

       о-е

             -

    Т.п. кем? чем?

            ой, ей

      ом,ем

      ом, ем

             и

    П.п.о ком? о чём?

               е

        е

        е

             и


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы»

    Урок «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы» представлен в форме путешествия. Основными методами являются частично - поисковый и проблемный....

    «Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных»

    УМК «Школа России»Тип урока - Закрепление изученного материала...

    Признаки падежных форм имен существительных

    технологическая карта  к открытому  уроку по русскому языку в 4 классе "Школа России"...

    Тема урока: Падежные формы имен существительных.

    Цель: Предметные – Сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.Метапредметные – учить ставить цел...

    Презентация к уроку по теме: Падежные формы имен существительных

    Цель: Предметные – Сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.Метапредметные – учить ставить цел...

    Безударные падежные окончания имен существительного и имени прилагательного. Глагол.

    Безударные падежные окончания имен существительного и имени прилагательного. Глагол....