«Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Хрусталева Ольга Владимировна

Урок «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы» представлен в форме путешествия. Основными методами являются частично - поисковый и проблемный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imyon_sushchestvitelnyh.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы»

Цели: 1. Актуализация знаний учащихся об изменении имён существительных по падежам.

2. Формирование умения склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе; распознавать падежи.

3. Совершенствовать умение работать с учебником.

4. Развивать логическое мышления, памяти, произвольности внимания, наблюдательности, творческого воображения и творческих способностей учащихся.

5. Создать условия для воспитания доброжелательности, чувства товарищества, взаимопонимания и взаимовыручки.

Оборудование: схема «Имя существительное», рисунки дворца и ворот, ключи со словами, «»Подарок Пети», «Подарок Мити», открытка «Приглашение на День рождения», карточки со словарной работой, карточки со словом кот, учебники русского языка, рабочие тетради.

Ход урока:

Оргмомент.

Актуализация знаний.

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были… Так обычно начинаются все сказки. Вы любите сказки? Мы с удовольствием читаем и смотрим их, а побывать, оказаться их главными героями не хотели бы? Сегодня я приглашаю вас на встречу с вашей сказкой, потому что именно от вас будет зависеть её финал. А сделать его счастливым нам поможет наша дружба, ведь когда мы вместе, то и душа на месте. И нам, как поётся в одной известной песне, любые горы по плечу. Итак, готовы? Начинаем! В некотором царстве, в некотором государстве жили-были ученики 4 класса «Краснокустовской основной общеобразовательной школы. И вот однажды получили они приглашение на День рождения самых настоящих сказочных принцев Пети и Мити. Петя и Митя – близнецы. Сегодня им исполняется 10 лет. Ну что, ребята, прочтём его? (Учитель читает приглашение на День рождения)

Приглашение.

Дорогие ребята! Приглашаем вас на наш День рождения, который состоится 17 октября в сказочном  дворце.

Петя и Митя

Учитель: Ну что, ребята, хотите попасть на День рождения в самый настоящий дворец к самым настоящим принцам? Тогда в путь!

(Учитель подходит к доске и смотрит на изображённые ворота)

Учитель: Но что это? Вместо красивого сказочного дворца стоят дубовые ворота, закрытые на волшебный замок. Как же нам их открыть? А вот и ключи. Только какой из них подойдёт к нашему замку? (Предположения детей)

Слова: побелить, белизна, белый, белила.

Учитель: Если замок волшебный, то и ключ должен быть необычный. Я предлагаю разделить сначала эти ключи на три группы. (Дети выбирают классификацию по частям речи. Возникает спор по поводу слова белила)

Вывод: Правильно, ребята, это слово может быть глаголом. Приведите, пожалуйста, пример. (Бабушка белила печь). Но может быть и именем существительным. Приведите, пожалуйста, пример. (Бабушка пролила белила.)

Учитель: А что вы знаете об имени существительном? (По ходу ответа учащихся на доске выстраивается схема «Имя существительное»)

Примерные ответы детей:

Ответы на вопрос кто? Что? Вопрос кто? Ставится к одушевлённым именам существительным, вопрос что? – к неодушевлённым.

Называют: предметы, явления природы, состояния, действия, признаки.

Бывают собственными и нарицательными.

Изменяются по числам. Имеют форму единственного или множественного числа, а также могут иметь форму либо единственного, либо множественного числа.

Относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

Учитель: Определите род существительного белила. (Дети затрудняются сделать это).Почему не смогли определить? (Это слово употребляется только в форме множественного числа). Сделайте вывод.

Вывод: Во множественном числе род имён существительных не определяется.

Учитель: А как же нам быть с ключами? У волшебного замка должен быть необыкновенный ключ. Какое же слово здесь необычное? (белила) Почему? (Оно может быть и существительным, и глаголом). Правильно, ребята. Давайте попробуем воспользоваться им. Ну вот ворота и открыты.

Словарная работа.

Учитель: Но что это? Перед нами сказочный сад – огород.

(У каждого учащегося на парте карточка с текстом словарной работы)

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огорбузы росли, помидыни росли,

Редисвёкла, чеслук и репуста. (Н. Кончаловская)

Учитель: Нарисуйте, пожалуйста, в своём воображении те плоды, которые соберут с такого чудо-огорода. Какими вы их себе представляете? (Ответы детей) Какой частью речи выражены эти необычные слова? Как вы догадались? (Ответы детей) Помогите этим странным словам стать «настоящими». Запишите их. Поставьте в них ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова. Сколько слов получилось? (Десять слов) Молодцы, ребята! А сейчас придумайте, пожалуйста, свои названия необыкновенным плодам из нашего чудо-огорода. (Ответы детей)

Проверка проводится в парах.

Учитель: Если вы уверены в правильности выполнения задания, поменяйтесь своими работами с вашим соседом по парте. Если задание выполнено правильно, подарите ему свою улыбку, а если нет, то постарайтесь объяснить, в чём состоит его ошибка.

Формулирование темы урока.

Учитель: Вот мы и у стен дворца. А встречает нас всем знакомый кот. Вы узнали его? (Кот в сапогах)

(Учитель читает стихотворение и выносит на доску слова)

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый…………..кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от…………………..кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к ……………...коту.

Крыса старая - и та,

Видя грозного …………………кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с ………..котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о …………………коте.

Учитель: Ребята, что вы заметили? (Слово кот изменяется по падежам).  Что вы о них знаете? (Ответы детей) Давайте вспомним, с какими вопросами и вспомогательными словами дружит каждый падеж?

И.п. (есть) кто? Что?

Р.п. (нет) кого? Чего?

Д.п. (даю) кому? Чему?

В.п. (вижу) кого? Что?

Т.п. (доволен) кем? Чем?

П.п. (думаю) о ком? О чём?

Учитель: Как называется изменение имён существительных по падежам? (Склонение). Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. («Склонение имён существительных»)

Продуктивные задания и воспроизведение полученных знаний. Закрепление. Работа с учебником.

Учитель: я предлагаю сейчас открыть учебники на стр. 75 и выполнить упражнение 20.

(Трое учащихся работают у доски, остальные – в тетрадях)

Задание: Просклонять: 1 ряд – слово река,

                             2 ряд – слово соловей,

                             3 ряд – слово любовь.

Учитель: Что изменяется у имён существительных при склонении? (Окончание)

Учитель: Что мы образовали: однокоренные слова или форму одного и того же слова? (Форму одного и того же слова).Докажите (У имён существительных при склонении изменяется окончание)

Учитель: Посмотрите. Пожалуйста, упражнение 21 на странице 75. Прочитайте его внимательно. Всё ли правильно мы сказали? Со всем ли согласны? Если да, то выполним упражнение 19 на странице 74.

Задание: Спишите. Выделите окончание в слове «весна». Укажите падеж этого существительного.

(Дети читают задание к упражнению 19, списывают выделенные предложения, выделяют в слове «весна» окончание и определяют в них падеж)

Взаимопроверка.

Учитель: Посмотрите внимательно на свою работу. Вы уверены в правильности её выполнения? Если да, то покажите её своему соседу, что бы он тоже оценил её и порадовался вашему успеху.

Фронтальная проверка.

(Учащиеся  зачитывают словосочетания со словом весна и определяют, в каком падеже оно употреблено)

Учитель: Как вы определили падеж имён существительных?

Вывод: Чтобы определить падеж имени существительного, надо поставить вопрос от главного слова к зависимому, которое выражено этим именем существительным.

Создание проблемной ситуации.

Знакомство с проблемной ситуацией.

Учитель: Ну вот мы и на Дне рождения Мити и Пети. Но не могли же мы прийти на День рождения без подарков? И я от вас и от себя лично приготовила мальчикам сюрприз. Митя давно мечтает о коньках, а Петя – о лыжах, ведь совсем скоро зима. Я решила осуществить их мечту. Мите я приготовила коньки, а Пете – лыжи. А чтобы ребята не перепутали свои подарки, я их подписала: на одном – «Подарок Мити», а на другом – «Подарок Пети»

(На доску прикрепляются подарки: «Подарок Мити» и «Подарок Пети»)

Учитель: Рассматривая эти свёртки, Митя и Петя удивлённо переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Пети», а Петя – пакет с надписью «Подарок Мити», то оба удивились ещё больше. Петя получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - коньки, а Митя – лыжи, о чём мечтал Петя. Не успели они выразить удивление, как я спросила у них:                                        

 - Понравились  ли  вам   наши   подарки?                                                              

- Ваши   подарки?   Какие   подарки? Вы нам ничего не дарили, - ответили Митя и  Петя   в   один   голос.                                                                     

 - Да  вот  же  они!  –  сказала я, показывая на коньки и лыжи…                                

Недоразумение,   конечно,   скоро   разъяснилось. Как вы думаете, почему оно произошло?»                

2.Выдвижение и проверка гипотезы.

(Дети выдвигают гипотезы)

3.Подведение к открытию знаний.

(Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу)

Задание: Запишите словосочетания. Поставьте нужный вопрос от главного слова к зависимому. Сделайте вывод.

Подарок (кого?) Коли.

Подарок (кого?) Мити.

Подарок (кому?) Коле.

Подарок (кому?) Мите.

(Задание выполняется у доски и в тетрадях)

Вывод: От окончания имён существительных зависит смысл словосочетания и предложения.

Домашнее задание.

Учитель: Митя и Коля благодарят нас за подарки и дарят нам свои, чтобы мы не забыли сегодняшний день и наш урок. А что может быть лучшим подарком для ученика?...Только домашнее задание. Итак, ваше домашнее задание:

Упражнение 24, страница 76.

Творческое задание: придумать яркое предложение для запоминания падежей по их начальным буквам. Например, Иван рубил дрова, Варвара топила печь.

Итог урока.

Учитель: Ну вот мы и побывали на Дне рождения принцев Мити и Коли, поздравили их, подарили им подарки. Пора возвращаться в нашу школу, потому что очень скоро прозвенит звонок на перемену. А что может быть лучше перемены?...Только интересный и увлекательный урок. Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что нового узнали?

- Что вы уже знали?

- Как работали?

- Что особенно запомнилось и понравилось на уроке?

- Что вы расскажите своим друзьям и родителям о сегодняшнем уроке?

- С каким настроением вы продолжите своё рабочий день?

- Ребята, мне было очень приятно с вами работать, надеюсь, что это взаимно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

Урок по русскому языку в 3 классе УМК "Школа России" с презентацией....

Урок русского языка в 3 классе «Упражнение в склонении имён существительных» (Занков)

Цель урока: создать условия для применения предметных  умений в определении признаков существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, склонении существительных, речевом моделировании...

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Цели урока:  ввести понятие «несклоняемые имена существительные»;  формировать умение склонять имена существительные;  формировать навыки определения падежа имени существите...

Конспект урока по теме "Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Шесть чудес бобра."

Тип урока: Интегрированный (русский язык, окружающий мир), 3 класс. УМК "Школа России". Цель урока : Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употре...

Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Конспект и презентация урока по русскому языку в 4 классе...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...