Конспект урока по теме "Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Шесть чудес бобра."
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Силаева Инга Владимировна

 

Тип урока: Интегрированный (русский язык, окружающий мир), 3 класс. УМК "Школа России".

 Цель урока : Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Шесть чудес бобра.

Тип урокаИнтегрированный (русский язык, окружающий мир)

 Цель урока : Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно)

Задачи: 

Образовательные:  формирование умения определять падеж имён существительных, работая по алгоритму; наблюдение за словами в формах разных падежей.

Развивающие: знать алгоритм определения падежей; уметь отличать падежи по вопросам, вспомогательным словам, предлогам; использовать знания для решения практических задач; развивать внимание, логическое мышление, память;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; принимать и сохранять  заданную учебную цель,

учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале, взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом.

Познавательные УУД: способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) ориентироваться в тексте, находить

ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; умение работать в группах, учитывая позицию собеседника, умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Личностные результаты: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила,

способность к самооценке на основе  критериев успешности учебной деятельности, пробудить познавательную активность.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно тихо сели.

2. Актуализация знаний.

Запись даты в тетрадь. Чистописание.

Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.

  • Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуемое)
  • Главная неизменяемая часть слова? (корень)
  • Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
  • Изменяемая часть слова? (окончание)
  • Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)
  • Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
  • В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (в начальной форме)
  • Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
  • Соединительная гласная в сложном слове вездеход? (е)

Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ.

  • Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)
  • Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)

3.Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.

Работа в парах.

Предлагаю вам проверить знания падежных вопросов с помощью теста – самоконтроля.

У вас на партах лежат карточки с тестом – самоконтролем. В данном тесте вам нужно соотнести названия падежей с их падежными вопросами. Если задание будет выполнено правильно, с обратной стороны карточки получится картинка.

- Соедините карточки в пары.

Именительный падеж существует кто? что?

Родительный падеж нет кого? чего?

Дательный падеж дал кому? чему?

Винительный падеж вижу кого? что?

Творительный падеж доволен кем? чем?

Предложный падеж думаю о ком? о чем?

  • - Проверим, правильно ли вы сопоставили падежи и  вопросы. Назовите по порядку падежи вместе с вопросами.
  • - Почему у нас 2 вида падежных вопросов? (падежные вопросы кто? кого? кому?... мы задаем к одушевленным существительным, а вопросы что? чего? ….. - к неодушевленным существительным)

Поверните карточку и скажите, кого видите на картинке.

Тема: Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Шесть чудес бобра.

Цель нашего урока – продолжать учиться склонять имена существительные и распознавать падеж имен существительных. А материалом урока будет служить текст  про бобров.

4.Включение нового знания в систему знаний и повторения.

Прежде чем прочитать текст, скажите, что вы знаете о бобрах. Давайте прочитаем текст, написанный на карточке.

А) Чтение текста о бобрах.

      Бобры – одни из самых крупных грызунов на планете. Тело бобра  массивное и достигает 1 метра в длину. На суше  бобр медлителен, зато в воде быстрый, ловкий пловец. Лапы бобра с перепонками. Когти на лапах сильные. Бобр обладает красивым мехом, который состоит из грубых остевых волос и очень густой шелковистой подпуши. 

   У бобра удивительный хвост – плоский, как весло, без шерсти, покрытый роговыми чешуйками. Зубы у бобра особенные – самозатачивающиеся. Питается  бобр древесиной,  листьями, ветками.    

    Бобры населяют берега лесных речек, ручьёв и озёр. Они сооружают из поваленных деревьев плотины и запруды, вызывая подъём уровня воды в созданных ими плотинах. Бобры строят два типа жилищ — норы и хатки. Хатки — это плавучие островки, сделанные из кучи хвороста, перемешанного с тиной, высотой 1—3 метров и диаметром до 10 метров, имеющие подводный вход.

    Бобры живут семьями. Бобрята рождаются в апреле и сразу с открытыми глазками.  Через 1-2 дня они уже умеют плавать.

Из текста сможете выделить шесть чудес бобра или сразу трудно?

- Итак, сегодня повторяя падежи имен существительных, мы узнаем шесть чудес о бобрах или по-другому, узнаем интересные факты из жизни бобров.

Б) Характеристика  слову бобр как части речи.

Дадим характеристику слову бобр как части речи.

Бобр –сущ., одуш., нариц., ед.ч., м.р.

Какие грамматические  признаки являются  постоянными? (род., одуш., нариц.)

Какие грамматические признаки являются непостоянными? (ч., собств., склонение)

В) Склонение существительного бобр. Что значит просклонять сущ.бобр? (изменить слово по падежам)

Что изменяется у имён существительных при склонении? (Окончание)

И.п кто? бобр

Р.п. кого? Бобра

Д.п. кому? Бобру

В.п.кого? бобра

П.п. о ком? О бобре

Учитель: Что мы образовали: однокоренные слова или форму одного и того же слова? (Форму одного и того же слова). Докажите (У имён существительных при склонении изменяется окончание)

5.Физминутка

6.Включение нового знания в систему знаний и повторения.

А) Знакомство с шестью чудесами бобра. (Презентация)

Давайте знакомиться с интересными фактами  о бобрах.

1 чудо –зубы. Найдите в тексте информацию о зубах. Как вы понимаете значение слова самотачивающиеся  зубы?

Резцы  постоянно растут. Зуб бобра состоит из нескольких слоев различной твердости. Когда бобр грызет дерево, прочная эмаль, покрывающая верхний участок зуба, испытывает большую нагрузку, а остальная, сравнительно мягкая ткань — меньшую. В результате весь зуб стачивается равномерно и угол заострения остается неизменным.

2 чудо- мех. Найдите в тексте информацию о мехе бобра.

К обитанию в воде бобр прекрасно приспособлен. Подпушь не намокает, и бобр в воде как бы одет теплой воздушно-меховой рубашкой.

3 чудо –бобровый хвост. Найдите в тексте информацию о хвосте бобра.

Похожий на лопату, покрытый чешуёй, хвост при плавании выполняет бобра выполняет 5 функций :

 *функцию руля. 


 *Бобры очень ловко
используют свой хвост при замазывании отверстий в плотинах, как инструмент. 

6 *Хвост играет важную роль как средство сигнализации. В случае опасности бобры громко шлёпают хвостом по воде, предупреждая всю семью 

7 *Хвост бобра – это кладовая питательных запасов, как горб у верблюда. Ближе к осени, он утолщается, накапливая запасы жира к зиме. 

8* А ещё хвост у бобра помогает регулировать температуру тела, особенно в летнюю жару. Хвост – вентилятор. С помощью хвоста животное отдает излишки тепла и охлаждается.

4 чудо- бобровые хатки. Найдите в тексте информацию о хатках. Что такое хатки?

5 чудо – плотины. Для чего бобры строят плотины на водоёмах?

6 чудо –бобрята.  Находите факты о бобрятах.

 Живут бобры семьями, супружеские пары образуются у них на всю жизнь. Бобрята живут с родителями не менее двух лет. 

-О каких 6 чудесах бобра вы узнали?

А мы продолжаем работать по теме урока. Напоминаю, что мы продолжаем развивать умения определять падеж имен существительных.

Б) Работа по электронному учебнику.

Упражнение «Определи падеж каждого имени существительного»

-Напомните, по какому алгоритму (порядку) нужно действовать, чтобы определить падеж имени существительного.

1. Найти слово, от которого зависит имя существительное.

2. Поставьте вопрос.

3. По вопросу определить падеж.

Г) Работа в четвёрках (тройках).

Упражнение «Кто быстрее определит падеж»

Грызёт дерево, живёт у реки, питается ветками, любовался природой, завалил деревьями, радуюсь бобру, рассказал о хатках, бобры строят, медлителен на суше.

Проверка.

7.Рефлексия «Лесенка успеха»

8.Итог урока  «Продолжи фразу»

9.Домашнее задание (на выбор):

1) Списать второй абзац, подчеркнуть все существительные.

2) Просклонять существительные хатка, плотина.

3) Узнай и расскажи о седьмом чуде бобра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах" в 4 классе по УМК "Перспектива"...