Главные вкладки

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме : «Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей (по вопросу и предлогу)».
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Шарова Виктория Артуровна

    Конспект урока с презентацией для 3 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл padezhi_i_predlogi.rar28.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка.

    3 класс.

    Тема: «Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей (по вопросу и предлогу)».

    Образовательная задача: закреплять умение склонять имена существительные, учить распознавать падежи имен существительных с помощью вопроса; познакомить учащихся с использованием предлога при определении падежа существительного.
    Развивающая задача: развивать интеллектуальные способности детей, речь, внимание, память.
    Воспитательная задача: воспитывать интерес к окружающему миру, развивать кругозор учащихся.

    Оборудование: таблица «Падежи», карточки и плакаты с интеллектуальными заданиями, физическая карта мира, аудиозапись к мультфильму «Мамонтенок».

    Ход урока.

    Орг. момент
    -Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Виктория Артуровна! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Если вы
     готовы к уроку, начнем.
    Постановка целей из задач.
    -Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомство с такой сложной, но очень интересной темой «Падежи», без которой вам дальше никак не обойтись на уроках русского языка. Но об этом позже. А сейчас скажите, вы любите загадки? Это замечательно. Потому что весь наш урок будет состоять из загадок, но загадок не простых, а загадок, связанных с русским языком.  
    Минутка чистописания.
    -И первая загадка нас ждет на минутке чистописания
    а) –Посмотрите на таблички и отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания

    а----------в          ж----------и         н----------п

                                  б                           з                         ?
    -Какая это буква?    Почему?
    -Молодцы, вы быстро расправились с первой загадкой.
                           б) –Тогда перед вами вторая загадка, потруднее.
    -Определите порядок написания букв в данном ряду.
    Ооб  Оов  Оог Оо…

    в) - Напишите начатый ряд букв до конца строки, соблюдая указанную последовательность и ориентируясь на алфавит.
    -Молодцы, и с этой загадкой вы легко справились.
    Словарно-орфографическая работа
    а) –Тогда получайте очень сложную задачку. Внимательно посмотрите на данную запись:
    камыш + напиток + укутан = капитан
    орех + ракета + павиан =??
    Попробуйте догадаться, с каким новым словарным словом мы будем сегодня знакомиться. Для этого вам необходимо разобраться, как из слов «камыш», «напиток» и «укутан» составили слово «капитан». По этому же принципу составить новое словарное слово.
    б) -Что обозначает слово «океан»? Чем океан отличается от моря? Реки? И т.д.
    в) –Комментирование и запись слова «океан» в тетрадь (с использованием словаря из учебника)
    г) – Составьте предложение, включив в него 2 слова: «капитан» и «океан» (рифма)
     д)  Какое слово лишнее? Почему? (работа с картой)
    Тихий …
    Северный Ледовитый…
    Атлантический…
    Финский…
    Индийский…
    -Давайте прочитаем  хором названия океанов. Запишите по памяти.
    -На карте океаны изображаются голубым цветом. Суши меньше, чем океанов, поэтому она лучше изучена, а глубины океанов – это большое белое пятно нашей планеты. Человек побывал на Луне, отправил спутники на Марс, а что делается в глубинах наших морей, мы так до сих пор и не знаем. Поэтому, я думаю, вам будет интересно прочитать небольшой текст об океанах. Читайте внимательно. После текста я вам буду задавать вопросы.
    Тихий – самый большой океан на Земле.
    Воды Северного Ледовитого океана скованы льдом.
    Даже самые опытные моряки со страхом относятся к Индийскому океану. Про Индийский океан ходит дурная слава. Жестокие ураганы свирепствуют над Индийским океаном.
    В Атлантическом океане скрыто много тайн.
    -Какой океан самый большой?
    -Почему Северный Ледовитый океан так назвали?
    -Какого океана бояться самые опытные моряки? Почему?
    -Кто знает, какие тайны скрывает Атлантический океан?
    5. Повторение
    а) – Найдите слово, которое есть в каждом из этих предложений.
    -Выпишите из каждого предложения слово «океан» вместе с вопросом, на который оно отвечает.
    -Как называется изменение существительного по вопросам?
    -Итак, сегодня на уроке мы будем повторять, как изменяются существительные по падежам или склоняются.
    в) Работа по таблице.
    -Сколько падежей в русском языке? Перечислите. (1 ученик ставит карточки на наборное полотно).
    -Перечислите вопросы, на которые отвечают существительные каждого падежа. Поставьте карточку с вопросом, который вам достался, к нужному падежу. У каких падежей совпадают вопросы? Как определить падеж существительного?
    Изучение нового.
    а) Подпишите падеж существительного «океан». В каких из падежей встретились затруднения? Почему? Значит, одних вопросов, чтобы определить падеж существительных, недостаточно. Чем еще различаются эти падежи?
    б) Работа по таблице.
    -У каждого падежа есть свои любимые предлоги. Посмотрите на таблицу. Обратите внимание, у какого падежа нет предлогов? У какого падежа предлоги к, по? Перечислите предлоги предложного падежа? Существительные этого падежа никогда не употребляются без предлогов.
    в) –А теперь давайте вернемся к слову «океан». Определите падеж слова, используя предлог. Помог нам предлог?
    -При определении падежа надо не только ставить вопрос, но и обращать внимание на предлоги. Предлоги – помощники при определении падежей. Поэтому их следует учить наизусть, постепенно. Сегодня же на уроке мы будем пользоваться таблицей.

    Физкультминутка (выполняется под аудиозапис

    ь к мультфильму)

    Закрепление
    а) – Найдите ошибки. Соотнесите названия падежей с вопросами к ним с помощью стрелок.

     Запишите в тетрадь (по вариантам).
    И. п.                 (что?) море
    Р.п.                   (к чему?) к морю
    Д.п.                  (о чем?) о море
    В.п.                  (про что?) про море
    Т.п.                  (без чего?) без моря
    П.п.                  (с чем?) с морем

                                     

                                    И. п.                  (кто?) капитан

                                    Р. п.                   (за кого?) за капитана

                                   Д. П.                   (с кем?) с капитаном

                                    В. п.                    (для кого?) для капитана

                                    Т. п.                    (о ком?) о капитане

                                   П. п.                     (к кому?) к капитану

    б)- Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей, ориентируясь на слово море.
    По морю ходили катера.
    К вечеру на море поднялась буря.
    Легкий ветерок дул с моря.
    С утра море тихо плескалось.
    В полдень над морем тревожно заметались чайки.
    -Проверьте по учебнику (стр. 8 упр.273)

    д) Игра «Эстафета» (на случай оставшегося времени)
    -Каждый ряд получает карточку со словосочетаниями для всех учащихся. Каждый из вас должен письменно определить падеж одного существительного и предать карточку соседу или сидящем у сзади ученику. Победит тот ряд, который выполнит задание быстрее, а главное правильнее.
    Растет на дереве, сидит за партой, поднялся по лестнице, жил за рекой, любовался природой, мечтаю о походе, зашел к другу, вышел за город, поставил на стол.
    Падает на землю, смотрел из окна, думал о друге, гулял с собакой, подошел к дому, бродил между деревьями, остановился около калитки, перепрыгнул через лужу.
    Сидел за столом, прочитал о моряках, приплыл к берегу, отказался от обеда, гулял во дворе, сделал для сестры, кружились над водой, нес в стакане.
    Подведение итогов.
    -Какую тему мы сегодня повторяли?
    -Что нового вы узнали на уроке?
    -Что понравилось?
    -Молодцы, вы замечательно работали. Оценки за урок получают …
    Д.з.
    -Дома вы должны начать учить таблицу падежей с предлогами.
    -Задание на карточках.





































    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен существительных в Р. Д. П. падежах "

    Упражнения и задания, которые представлены в данной презентации помогут детям закрепить пройденный материал....

    Конспект урока русского языка во 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных"

    Познакомить с понятиями единственное и множественное число имен существительных....

    Конспект урока по теме "Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Шесть чудес бобра."

    Тип урока: Интегрированный (русский язык, окружающий мир), 3 класс. УМК "Школа России". Цель урока : Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употре...

    Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".

     Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.  Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного,...

    Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "

    Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "...