Урок русского языка в 3 классе «Упражнение в склонении имён существительных» (Занков)
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Михалёва Лариса Павловна

Цель урока: создать условия для применения предметных  умений в определении признаков существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, склонении существительных, речевом моделировании 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

( система РО Л. В. Занкова, учебник «Русский язык. 3 класс» А.В.Поляковой)

«Упражнение в склонении имён существительных»

Учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №31»

I квалификационная категория

Михалёва Лариса Павловна

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель: создать условия для применения предметных  умений в определении признаков существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, склонении существительных, речевом моделировании

Задачи урока:

  • ПРЕДМЕТНЫЕ:

      -   Закрепить знания и  умения в склонении существительных,  распределять имена существительные по группам в зависимости от типа склонения, способствовать тренировке навыков разбора слов по составу;

-   Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах, изученных суффиксов, приставок;

      -  Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки.

  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
  • Развивать умение формулировать цели своей деятельности;
  • Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
  • Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
  • Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.  
  • ЛИЧНОСТНЫЕ:

Воспитывать аккуратность, самокритичность, взаимовыручку, умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения.

Сценарий урока

Этапы урока

Цели этапа

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.        Мотивация к учебной деятельности.

1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством анализа пословицы;

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (новых знаний, интересных заданий)

- Возьмите друг друга за руки.

Девиз: Когда рук много – работа спорится.

- Почему я выбрала данную пословицу девизом нашего урока? На сегодняшнем уроке мы выполним разные виды работ, в том числе будем работать в группах. А работа в группах требует сплочённости, дружелюбия.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Проверка домашнего задания

1) выборочный контроль выполнения домашнего задания

- Сколько слов вы нашли и записали в «Шкатулку родственных слов»? Какое из записанных слов вам показалось самым интересным?

Познавательные:

общеучебные: умение  структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

3.  Актуализация и фиксирова-ние проблем в пробном действии. Постановка проблемы – «Мозговой штурм».

  1. Чистопи-сание
  2. Повторе-ние изученно-го о родственных словах и составе слов

1) актуализировать представления об однокоренных словах, их существенных признаках;

2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию;

3) уточнение и согласование темы урока учащимися, уточнение практического применения знаний по данной теме;

4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение.

На доске:

ло ск е ни не

во сло ме не из е ни

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эти слоги для минутки чистописания?

- Что такое словоизменение? Что такое склонение?

- Тема «Склонение существительных» новая для нас?

- Предположите, какую работу мы будем выполнять на сегодняшнем уроке?

- В чём различие между словообразованием и склонением? (При словообразовании образуются новые слова, а при словоизменении – формы слов.)

- Какие части слова вы знаете?

- С помощью каких частей слова мы образуем новые слова? Какая часть в слове главная?

Запишите пословицу в тетрадь.

С/работа с последующей взаимопроверкой и сличением с эталоном на экране.

- Подберите родственные слова к слову рука. (Рука – ручка, ручной, руководить, рукавицы, нарукавник, ручища)

В это время по 1 человеку от групп работают в «Мастерской слова». (Проверка – коллективная)

- Зачем нужны нам знания по словообразованию?

(Правильно выполнять разбор слов по составу, подбирать к словам родственные для проверки орфограмм, быть более грамотными)

- Зачем нужны нам знания по словоизменению?

(Безошибочно писать безударные окончания в словах, правильно употреблять формы слов в предложениях)

Познавательные:

общеучебные: умение  структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

контроль, коррекция: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

4. Первичное закрепление.

  1.  Работа с учебником. Подбор проверочных слов, обоснование написания орфограмм
  2. Игра «Место орфограммы в слове»

3)Определение алгоритма разбора слов по составу и с/р (дифференцированная).

Организовать первичное закрепление:

1) учащиеся определяют в какой части слова находятся орфограммы и каковы способы их проверки;

2) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);

3) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

4) формировать умения составлять план для достижения учебной цели;

5) тренировать орфографическую зоркость;

6) организовать самостоя-тельную работу обучающихся с учебником, игру «Свиток», самостоятельную разноуровневую работу.

  1. Орфографическая минутка
    - Запишите слова, получившиеся у ребят в игре «Мастерская слова»,  в тетрадь.

…………………………………………

- Выделите ту часть слова, в которой встретилась орфограмма.

- Какие орфограммы в корне слова встретились вам в этих словах? (Безударный гласный, проверяемый ударением, парный звонкий-глухой согласный)

Повторение способов проверки.

2) Определим место орфограммы «Безударный гласный» в словах с помощью жестов.

Побег, денёк, веточка, рассвет, в доме, подруга, водить, братик, на реке, зимняя, река.

Уточнение способов проверки безударного гласного в корне, приставке, суффиксе.

  1. – Какие формы слов встретились в задании? (на реке, река)

–А что поможет нам действовать организованно и быстро определять тип склонения формы на реке?  (Алгоритм, план действия)

- Определим алгоритм определения типа склонения существительных. (В группах – листы с деформированным алгоритмом. Дети восстанавливают его. По мере ответов детей открывается алгоритм на экране)

- Так к какому же склонению относится слово реке? (1 скл.)

4) Учебник с.17 упр.27 (групповая работа: 1- выписать сущ. 1 скл., 2 – выписать сущ. 2 скл.) 

с.17 упр.28 (3 и 4группы – выписать сущ. 3 скл.)

Взаимопроверка – листы контроля.

  1. Игра «Свиток» (склонение существительных – групповая работа). Проверка – консультанты.
  2. Самостоятельная работа по карточкам (изменение сущ. по падежам, определение склонения сущ.) – Взаимопроверка. Консультанты.

Физкультминутка «Если нравится тебе…»

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; пользоваться знаками, символами (при разборе слов по составу)

Регулятивные: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности

Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

Коммуникативные: контролировать действия партнера, адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

5. Включение в систему знаний и повторение.

(Творческое применение знаний)

Работа в группах

Индивидуаль-ная работа

  1. организовать слаженную самостоятельную групповую творческую работу обучающихся;
  2. организовать самостоятельную индивидуальную работу обучающихся

По 2 человека от групп получают задание подобрать существительные  данного склонения – игра «Снежная крепость»

  1. Игра «Снежная крепость»

На карточках слова трёх склонений. На стендах «фундамент»: «1 скл.», «2 скл.»,    «3 скл.».

- Постройте снежную крепость, используя только слова данного склонения. Крепости «строятся» на отдельных стендах.

- Коллективная проверка.

     В это же время для остальных учеников – творческая работа в группах.  Каждой группе дано по 1 предложению с пропущенным существительными. Вместо него – подсказка.

  1. Творческая работа. Составление текста о зиме.

Метель замела лесные     сущ. 1 скл.мн.ч (дорожки, берёзки…).

Скрипит под ногами мягкий сущ.2 скл. ед.ч. (снег, снежок).

Уснули до сущ.1 скл.ед.ч. (весны) голые деревья.

Ледяная сущ. 3 скл.  (изморозь) покрыла ветви.

Проверка – представители групп читают получившиеся предложения.

Что у нас получилось? (Текст-описание.) Какова тема этого текста? («Зима»)

- Запишите по 2 предложения: своей группы и любое понравившееся.

  1. Игра «Мастерская слова»

Коробки с карточками: приставки, корни, суффиксы, окончания.

Индивидуально ученики, которые справились раньше,  могут подойти к дополнительному столу и составить слово.

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; пользоваться знаками, символами (при разборе слов по составу)

Регулятивные: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе)

Личностные: понимание красоты природы России и родного края на основе материала творческой работы

6. Рефлексия УД на уроке

1) зафиксировать содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом, дать анализ успешности усвоения знаний;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности.

- Подведём итог урока, используя выражения

Я (мы) узнал(и)…

Я (мы) вспомнил(и)…

Я испытал затруднения, когда…

Сначала итоги подводят консультанты в группах, используя оценочные листы групп.

- Поднимите сигналы: зелёные, если на уроке у вас всё получилось или вы справились с возникшими трудностями, красные – если затруднения остались.

Оцените свою работу на уроке (сначала оценивают консультанты).

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

7. Домашняя работа

1) обсудить и записать домашнее задание.

«Шкатулка родственных слов» по группам:

1 – подобрать родственные слова к слову гость

2 – … добро                3 – … земля

4 – … дело

Звучит песня «Если мы будем дружить».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МБОУ «НОШ №31» Михалёва Лариса Павловна

Слайд 2

Упражнение в склонении имён существительных

Слайд 3

Рука – руководи-тель, ручка, ручной, рукавицы, ручища, нарукавник.

Слайд 5

Начальная форма Род существительного Окончание сущ.

Слайд 6

1 скл. ж. и м.р. -а, -я

Слайд 7

2 скл. ср.р. -о, -е м.р. с нулевым окончанием

Слайд 8

3 скл. ж.р. с Ь на конце

Слайд 9

Им.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём?

Слайд 11

Метель замела лесные … Скрипит под ногами мягкий… Уснули до … голые деревья. Ледяная … покрыла ветви.

Слайд 12

Подведём итоги Я (мы) узнал(и)… Я (мы) вспомнил(и)… Я испытал затруднение, когда…

Слайд 13

Группа №1 - гость Группа №2 – добро Группа №3 – земля Группа №4 – дело с. 18 упр.30