Главные вкладки

    Урок русского языка (3 кл.) Тема: " Три склонения имён существительных. "
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

    Хорошун Виктория Анатольевна

    Урок разработан для УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использовалась технология проблемного диалога.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка  (3 кл.)

    Составила: учитель начальных классов Хорошун Виктория Анатольевна.

    Тема: " Три склонения имён существительных. "

    УМК «Система Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, учебник Русский язык. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2014год.

    Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использовалась технология проблемного диалога.

    Цели урока.

    Личностные:

     любознательность и интерес к новому содержанию.

    - готовность и способность обучающихся к саморазвитию

    - сформированность мотивации к учению и познанию.

    Предметные:

    -  различать три склонения имён существительных;

    - фиксировать  правильное написание безударных окончаний существительных в единственном числе.

    Регулятивные:

    -  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    -  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

    -  сравнивать, делать обобщения.

    Коммуникативные:

    - осуществлять коммуникативные действия (работать в паре, договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).

    Познавательные:

    - находить ответы на вопросы в тексте;

    - пользоваться таблицами

    - проводить сравнение написания окончаний имён существительных;

    - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

            Основные понятия и термины урока

    Существительное, склонение, род, начальная форма.

    Этап урока

    Деятельность учителя – деятельность детей

    Планируемые результаты.

    Организационный

    Мотивация

    Цель:

    включение в учебную деятельность

     

    Вот опять звенит звонок 
    Начинается урок.

    Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного, но надо работать  всем вместе весело и дружно.

     Рефлексия. Метод «Вместе мы построим дом»

    Цель: учащиеся наблюдают за результативностью учебного процесса.

    Структура работы: учитель клеит на доску ватман с наброском дома. Учащимся розданы листочки в форме брёвнышек, на которых они пишут свои ожидания от урока и приклеивают их в форме забора около дома. В конце урока учащиеся перемещают

    брёвнышко на свободное в макете дома место. Если дом построен – урок удался!

    Личностные:

    1 Формирование положительного настроя на урок.

    Актуализация опорных знаний.

    Учитель диктует слова, дети записывают в рабочую тетрадь:

    Актёр, вермишель, бабочка, полотенце, январь, лягушка, одеяло, сирень, праздник.

    - какое общее название вы можете дать этим словам? ( это словарные слова)

    - какой общий грамматический признак объединяет эту группу слов? (это имена существительные).

    - какие ещё общие грамматические признаки вы можете назвать для этой группы? ( нарицательные, все в единственном числе)

    - по какому признаку вы можете разделить эти слова на 2 группы? ( на одушевлённые и неодушевлённые)

    - как разделить эти слова на три группы? ( по признаку рода)

    -подпишите сверху над словами род имён существительных.

    Оцените свои знания об имени существительном  по шкале Самооценки. (Дети фиксируют уровень своих знаний на шкале).

    Регулятивные УУД

    1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные УУД

    1. Развиваем умения извлекать информацию из таблиц.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Выявлять сущность, особенности объектов.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    5. Учимся планировать свою деятельность.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Учимся формировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

    Создание проблемной ситуации.

    -А ребята из 3 А класса разделили эти существительные тоже на три группы. И у них получилось вот так:

    Бабочка, лягушка -1 группа

    Актёр, полотенце, одеяло, праздник  - 2 группа;

    Вермишель, сирень – 3 группа.

     Постановка учебной проблемы.

    Целеполагание.

     -Можете ли вы определить, по какому признаку они распределили эти слова в группы?

     - какие выводы можно сделать из нашей беседы? (мы уже много знаем про имя существительное, но есть ещё знания, которые нам неизвестны).

    - На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?  (Почему существительные женского рода оказались в разных группах? Почему существительные мужского и среднего рода  - в одной группе?)

    Сформулируем тему нашего урока:

    - Этот способ распределения существительных по группам называется склонение. Значит тема наша:

    - Склонение имён существительных.

    А какой цели вы хотите достигнуть сегодня?

    (узнать признак, по которому распределяют существительные на три группы и научиться самим группировать.

    - Какие задачи поставим перед собой?

    - используя учебник или интернет , узнаем признак распределения существительных по склонениям.

    - будем выполнять задания, которые научат нас распределять существительные на три склонения.

    Выдвижение версий.

    - Какие у вас есть версии решения проблемы? (может нам сможет помочь учебник?)

    Поиск решения (открытие нового знания)

    Давайте понаблюдаем.

     В учебнике упражнение 413.(таблица склонений существительных с ударными и безударными окончаниями) Объединитесь в группы и проведите исследование, отыскав ответы на вопросы:

    - Почему существительные мужского рода в двух разных группах? Почему существительные женского рода тоже в разных группах? Почему существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода в одной группе?

    - Какой вывод можно сделать? (существительные можно делить на три склонения)

    - Как вы думаете, по каким признакам распределены имена существительные на три склонения?

    - По окончанию какой падежной формы определяют склонение имени существительного?

     - Сравните звуки и буквы в окончаниях пар слов в каждом склонении.

    - Назовите слова с основой на твёрдый согласный и с основой на мягкий согласный. – Как от этого зависит окончание?

    ( каждая группа получает таблицу с вопросами и в соседней графе пишет свои предположения – ответы).

    Далее для обмена информацией используется     приём «карусель».

    Рефлексия работы групп:

    - У какой группы есть совпадения в ответах?

    - Посовещайтесь быстро и решите, ответы какой группы вы считаете самыми точными.

    Продолжим наше исследование.

    - Сравните ударные и безударные окончания в одном и том же склонении и падеже.

    - Какое предположение можно сделать? (если дети затрудняются – предложить использовать для проверки безударных окончаний слова с ударными окончаниями)

    - Проверьте вывод. Просклоняйте пару слов (по выбору учащихся):

    Лиса – красота, падеж – рисунок, письмо – озеро, рожь – тетрадь.

     Взаимопроверка.

    Физкультминутка.

    Этап первичного закрепления знаний.

    Приём «Светофор».

    С помощью сигнальных карточек дети показывают склонение существительного. На доске закреплён «светофор» и зафиксированы обозначения склонения и соответствующего цвета.

    Для самоконтроля после того, как все подняли сигнал – правильную карточку показывает учитель. Детей предупредить заранее, чтобы они считали свои правильные сигналы.

    Рефлексия: Похвалите себя, если вы дали 5-6-7правильных сигналов. Похвалите себя дважды, если вы дали 8-9 правильных сигналов.

    - река, дедушка, деревня, дом, облако, море, ночь, степь, мышь.

    Первичное проговаривание вслух изученного:

    - Молодцы, ребята! Многие неплохо определи  склонение имён существительных. Но чтобы все могли хорошо справиться с самостоятельной работой, я предлагаю сыграть в игру Логическая цепочка. Обсудите и составьте в группе цепочку последовательных действий для определения склонения существительных. На листе бумаги запишите. Группа определяет, кто представит их цепочку, обсуждаем все варианты и определяем самый удачный

    (Приём Логическая цепочка).

    Познавательные УУД:

    1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

    2. Проверка знаний и умений.

    Коммуникативные УУД:

    1.Осуществлять самоконтроль.

    Регулятивные УУД:

    1. Учимся фиксировать свои успехи и затруднения.

    Проверка знаний.

    Самостоятельная работа.

     - На партах лежат карточки с заданием.

    1 (базовый уровень) Выделите окончание. Определите склонение.

    Пальто, сосна, жираф, здание, источник, минута, пшеница, платок, метель, Емеля, Яша, потолок, солома.  

     2 (повышенный уровень)  Выделите окончания. Определите склонение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

    Товарищ(…), крыша, карандаш(…), доч(…), колено, блюдо, трава, ноч(…), яблоня, малыш(…), стыд, счастье, радость.

    Проверка самостоятельной работы по эталону( карточки на парте синего цвета). В табличке прописан и метод оценивания своей работы.

    Рефлексия: поднимите зелёный сигнал, если вы оценили себя на 5, поднимите жёлтый – если на 4. У кого работа не получилась, после уроков договоритесь с одноклассником, который сможет вам помочь разобраться или обратитесь к учителю.

    Регулятивные УУД:

    1. Учимся фиксировать свои успехи и затруднения.

    Рефлексия.

    Припомните, какие ожидания вы написали на брёвнышках. Если ваши ожидания сбылись, то уложите его на стену нашего домика.

    Регулятивные УУД:

    Учимся самооцениванию.

    Домашнее задание.

    Базовый уровень: Выберите из нашего словарика 5 -8 существительных и определите склонение.  

    Повышенный:  

    Выберите из нашего словарика 4 -5 существительных, определите склонение и составьте с ними предложения или маленькое сочинение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"

    Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере...

    Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

    Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

    Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

    Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

    Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"

    Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....

    Урок русского языка в 4 классе «Склонение имён существительных»

    Продолжить формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; совершенствовать умение выделять и формировать главную мысль в прочитанном тексте....

    Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"

    1.      Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...