Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Неволина Ольга Викторовна

Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».

Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе

Задачи:

- формировать представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;

формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;

- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;

- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

воспитывать интерес к русскому языку.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями; 

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и уровня усвоения материала; 

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_skloneniya_sushchestvitelnyh_konspekt.docx80.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».

Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе

Задачи:

- формировать представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;

формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;

- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;

- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

воспитывать интерес к русскому языку.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями; 

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и уровня усвоения материала; 

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Не забывайте о том, что для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, а так же не бояться высказывать свои предположения. И так, вперёд!

Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

II. Самоопределение к деятельности

На столах у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.

III. Создание проблемной ситуации (новый материал).

  1. Прочитайте предложение  Бабушка рассказала мне о сестр… и дочер… .

-Найдите в предложении однородные члены предложения (о сестре и дочери)

-Каким членом предложения они являются? (втор. чл.)

-Какой частью речи выражены?

Определите их род и падеж. (ж.р., предл. пад.)

- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?

-Что вы заметили? (окончания разные)

-Почему у имен существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, есть какой-то признак по которому можно различить эти 2 слова)

Давайте попробуем определить тему нашего сегодняшнего урока.

-Какой частью речи выражены эти два слова? Если слово изменяем по падежам – что это значит?

-Прочитайте название темы урока на стр. 87

-Объясните значение слова склонение. Что значит «имя существительное склоняется?» (изменяется по падежам и числам)

-Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имен существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен сущ.)

IV. Актуализация знаний.

1. Работа с текстом.

Прочтите текст (у вас на столах).

Что такое Родина? Родина – это страна, в которой ты живешь. Это город, в котором ты родился и вырос. Это ясное небо и чистое поле. Родина – это люди, которые тебя окружают. Это мама и папа, дядя, брат и сестра, дочь и сын. Это наш язык, наша родная русская речь…

- О чем этот текст? (о Родине) Как мог бы закончиться текст? Я люблю свою Родину.

- О чем рассуждает автор? (автор рассуждает что такое Родина)

- Найдите в тексте слова, которые определяют это понятие. Что для автора Родина?

(страна, город, небо, поле, люди, мама, папа, брат, сестра, дочь, сын, язык, речь)

Запишите эти слова в тетрадь. (учитель пишет на доске)

Перед вами слова, которые помогали нам анализировать текст.

- По какому признаку можно объединить все эти слова? (Каким термином можно назвать?)

(Это существительные)

- Как вы это определили? (Они отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

2. Игра «Исключи слово»

- Исключи слово, которое отличается от других по 1 грамматическому признаку.

(1. Люди - оно мн.ч. )

- Как изменяются имена существительные по числам? (один предмет - ед.ч, несколько предметов – мн.ч.)

(2. Родину - оно не в форме И.п.)

 -Определите падеж этого существительного. (В.п.)

3. Группировка слов.

- По какому признаку можно поделить все эти слова на 3 группы?

По родам.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_562e4072cf39c/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-4-klass_8.png

По окончаниям

Физминутка.

Слово мужского рода – садятся (встают) мальчики, женского рода – девочки, среднего рода – хлопок.

город, мама, брат, окно, сын, солнце, язык, небо, поле, сестра, город, Родина.

V. Работа по теме урока.

Работа в группах.

Вы сегодня выступаете в роли ученых. Какова цель вашей работы?
Узнать почему слова город, брат, сын, язык, небо, поле оказались в одной группе? По какому признаку? И почему групп 3? 
Организуются 3 группы учащихся. Каждая группа получает карточку исследования.
1. Просклоняйте имена существительные, распределив их между членами группы.
2. Найдите существительные с однотипными окончаниями. Помни о вариативности окончаний.
3. Определите признаки этих существительных, выдели окончания в н.ф.
4. Сделайте вывод.

1 группа мама, папа; 2 группа сестра, дядя; 3 группа брат, небо; 4 группа сын, поле; 5 группа дочь, мама.

2. Интерпретация полученных данных.
Представители групп озвучивают выводы, которые записываются кратко на доске. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_562e4072cf39c/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-4-klass_10.png

3. Подтверждение полученных выводов в учебнике стр.88

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Подписываем склонение. (слайд №26)

1 скл. - сущ. м.р. и ж.р. –а, -я;

2 скл. - М.р. с нулевым и ср.р. с –о, -е;

3 скл. - Ж.р. с ь на конце.

Сколько же всего в русском языке склонений? (3)

И последний этап нашего исследования – составление алгоритма.

Как определяем тип склонения?

                               АЛГОРИТМ

1. определяем род

2. выделяем окончание (в именительном падеже)

3. определяем склонение

VI. Первичное закрепление.

1. Попробуем устно определить склонение по алгоритму.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_562e4072cf39c/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-4-klass_12.png https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_562e4072cf39c/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-4-klass_13.png

2. Самостоятельная работа по учебнику стр 88 упр 166

VII. Домашнее задание. Стр 89 упр 167.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Какие цели перед собой ставили? Достигли результата?

- Кому было все понятно и интересно работать на уроке? Кому нужно немного доработать? Ну а кому было совсем не интересно, и он ничего не понял на уроке?

 

Что такое Родина? Родина – это страна, в которой ты живешь. Это ясное небо и чистое поле. Родина – это люди, которые тебя окружают. Земля, на которой ты живёшь. Это мама и папа, брат и сестра, дядя и тетя, дочь и сын. Родина - это наш язык, наша родная русская речь …

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика __________________

Работа в группе, 3 б

Работа в тетради, 3б

Устная работа на уроке, 3б

Самостоятельная работа, стр 88 упр 166, 1б – 3б

Итог

10 - 12 балов- оценка «5»,

9 – 11 балов- оценка «4»,

6 – 8 балов- оценка «3»

Оценка за урок ________

Что такое Родина? Родина – это страна, в которой ты живешь. Это ясное небо и чистое поле. Родина – это люди, которые тебя окружают. Земля, на которой ты живёшь. Это мама и папа, брат и сестра, дядя и тетя, дочь и сын. Родина - это наш язык, наша родная русская речь …

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика __________________

Работа в группе, 3 б

Работа в тетради, 3б

Устная работа на уроке, 3б

Самостоятельная работа, стр 88 упр 166, 1б – 3б

Итог

10 - 12 балов- оценка «5»,

9 – 11 балов- оценка «4»,

6 – 8 балов- оценка «3»

Оценка за урок ________

Что такое Родина? Родина – это страна, в которой ты живешь. Это ясное небо и чистое поле. Родина – это люди, которые тебя окружают. Земля, на которой ты живёшь. Это мама и папа, брат и сестра, дядя и тетя, дочь и сын. Родина - это наш язык, наша родная русская речь …

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика __________________

Работа в группе, 3 б

Работа в тетради, 3б

Устная работа на уроке, 3б

Самостоятельная работа, стр 88 упр 166, 1б – 3б

Итог

10 - 12 балов- оценка «5»,

9 – 11 балов- оценка «4»,

6 – 8 балов- оценка «3»

Оценка за урок ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"

1.      Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокиДидактические:1. познакомить с системой падежных окончани...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Три склонения имён существительных.

В уроке прослеживается работа с рабочим листом, как мини - проектом. Благодаря чему, ученики намного лучше усвоят тему урока....