Урок русского языка по теме «Второе склонение имён существительных »
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предмет: русский язык
Класс – 3 класс
УМК « Перспективная начальная школа»
Тема «Второе склонение имён существительных »
Тип урока – изучение нового материала.
Цели: выработать способ проверки безударного падежного окончания существительных 2 склонения.
Результаты :
предметные: пронаблюдать за изменением имён существительных, вывести на основе наблюдений окончания имён существительных 2 склонения, выработать алгоритм проверки безударного окончания имён существительных 2 склонения с опорой на слова – помощники;
метапредметные: развивать орфографическую зоркость, умение на основе наблюдений делать обобщение, работать с таблицей;
личностные: формировать коммуникативные умение сотрудничать в группах, паре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111 КБ |
![]() | 506.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов :Яшкина Евгения Викторовна
Конспект урока
Предмет: русский язык
Класс – 3 класс
УМК « Перспективная начальная школа»
Тема – «Второе склонение имён существительных »
Тип урока – изучение нового материала.
Цели: выработать способ проверки безударного падежного окончания существительных 2 склонения.
Результаты :
предметные: пронаблюдать за изменением имён существительных, вывести на основе наблюдений окончания имён существительных 2 склонения, выработать алгоритм проверки безударного окончания имён существительных 2 склонения с опорой на слова – помощники;
метапредметные: развивать орфографическую зоркость, умение на основе наблюдений делать обобщение, работать с таблицей;
личностные: формировать коммуникативные умение сотрудничать в группах, паре.
Оборудование: карточки для составления алгоритма, таблицы окончаний имён существительных, презентация, листы для работы в группах, пары слов.
Ход урока.
1Орг. момент.
Настрой на урок ( слайд №2)
Начинается урок
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим
2.Актуализация знаний.
Работа в паре
На листочках у детей и на интерактивной доске предложение с пропущенными орфограммами. (Интерактивная доска слайд Elite Panaboard)
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. ()
Вставьте пропущенные буквы, объясняя их правописание.
Проверка. Выходит пара и вставляет пропущенные буквы .
3. Определение затруднения
Дети не смогли вставить буквы на месте пропущенных безударных окончаний существительных 2 скл.
Дети по итогам работы не смогли или ошиблись в окончании сущ-х 2 скл.
Учитель: К какой части речи относятся слова?
Учитель: В какой части слова находится орфограмма?
Дети: В окончании
Учитель: К какому склонению относятся эти существительные?
Дети: Ко второму.
4.Определение темы и цели урока.
Учитель: Определите тему урока.(слайд №4)
Дети: Окончания имён существительных 2 склонения.
Учитель. Определите, какова цель урока?(слайд №5)
Дети: Научиться проверять безударное окончание имён существительных 2 склонения.
Учитель: Чему должны научиться?
Постановка задач урока(слайд№6)
Дети: Проверять орфограмму – безударные окончания существительных, составить алгоритм, найти слова-помощники.
5.Работа по новой теме. Выработка алгоритма.
Учитель: В каких словах тоже была орфограмма - безударная гласная в окончании?
Дети: На полянке.
Учитель: Что использовали при проверке этой орфограммы?
Дети: Алгоритм.
Учитель: Составьте его, используя набор шагов.
Задание «Составь алгоритм»
Дети работают в паре
(набор:
-Поставь слово в начальную форму
-Определи склонение
-Подбери слово – помощник
-Напиши окончание как у слова- помощника в этом же падеже)
Проверка алгоритма по образцу на доске.(слайд №7)
Учитель: Давайте, применим этот алгоритм к нашим словам.
Дети: Слова – помощника 2 склонения у нас нет
Учитель: Какова наша задача?
Дети: Найти его.
Учитель: Посмотрите вокруг и найдите его
На стенах развешаны группы слов ( динамическая смена позы ):
1пара: стена земля
2пара: рожь
3пара: окно стол
4пара: море озеро диван
Дети выбирают пару слов: окно и стол, объясняют свой выбор
Учитель: Почему именно эту пару выбрали?
Дети: Это слова 2 склонения, так как окончание -о и нулевое, ср. рода и мужского рода.
Окончания ударные (слайд №8)
6. Пробное действие. Применение алгоритма.
Учитель: Что можем сейчас сделать?
Дети: Проверить слова на основании алгоритма (слайд №9)
Работают по алгоритму и вставляют пропущенные окончания:
1.Н.ф. что? – поле
2. Окончание – е, ср.р. -2 скл.
3. На окне - окончание -е
4. На пол. – окончание -е.
Аналогично проверяется слово - на огороде.
Мини итог этапа
Учитель: Мы выполнили задачу на данном этапе?
Дети: Да
Можем отдохнуть.
7.Физминутка: (слайд №10)
Мы писали и устали,
А теперь тихонько встали.
Мы немножко отдохнём-
Физминутку проведём.
Улыбнулись, потянулись,
Влево, вправо мы нагнулись,
И присели не спеша,
Чтоб подняться в небеса.
Мы проверили осанку-
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках
Мы пойдём, как кот по крыше-
Лапы выше, выше, выше,
А теперь всё тише-тише.
Мы шагаем еле-еле
И а место тихо сели.
8.Выход к составлению таблицы окончаний.
Учитель: Чем кроме алгоритма мы можем воспользоваться?
Дети: Таблицей окончаний. (слайд №11)
Учитель: Какова наша задача на этом этапе?
Дети: определить набор окончаний для сущ. 2-го скл.
Работа в группах
4 группы
Просклоняйте слово, выделите окончание и поставьте ударение в словах
1 группа слово окно,
2 группа – слово стол
3группа – руль
4группа – море
Дети, на листах А3, склоняют слова, работы вывешиваем на доску. Дети представляют результаты работы-набор окончаний
Наблюдаем за окончаниями
Учитель: Что общего у этих слов?
Дети Склонение 2, одинаковые наборы окончаний.
Учитель: Заполните таблицу окончаний по существительным 2 скл.
Дети работают в группе.
Проверка по эталону (слайд №12)
9.Возвращение к цели и подведение итогов (слайд №13)
Учитель: Какие из поставленных задач были решены на уроке?
Дети называют. Учитель отмечает на слайде.
10.Рефлексия.( слайд №14)
Продолжи фразу
Мне удалось сегодня…
Мне понравилось…
Я порадовался за …
Я могу себя похвалить за….
Дети высказываются
11.Д/з вариативное( слайд №15)
Учитель: Я предлагаю вам сегодня выбрать домашнее задание из предложенных вариантов.
- Найди в словаре на букву -Ь, среди слов с основой на -РЬ любое существительное м.р. Просклоняй его в ед.ч. Выдели окончания.
- Составь мини-текст, в котором используется слово море в разных падежах. Выдели в них окончания и определи падеж.
- Найди небольшой текст (стихотворный или прозаический), в котором присутствовали слова 2 склонения с безударным окончанием. Выдели окончания и определи падеж.
12. Завершение урока (слайд №16)
Приложение 1
Задание «Составь алгоритм»
-Поставь слово в начальную форму
-Определи склонение
-Подбери слово – помощник
-Напиши окончание как у слова- помощника в этом же падеже
Приложение №2
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
М. ро. Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк. .,пол. , огород. сне. уже л. жал, а в л. су нет. |
Приложение №3
Д/з вариативное
1.Найди в словаре на букву -Ь, среди слов с основой на -РЬ любое существительное м.р. Просклоняй его в ед.ч. Выдели окончания.
2.Составь мини-текст, в котором используется слово море в разных падежах. Выдели в них окончания и определи падеж.
3.Найди небольшой текст (стихотворный или прозаический), в котором присутствовали слова 2 склонения с безударным окончанием. Выдели окончания и определи падеж.
Приложение №4 Слова.
земля
стена
окно
стол
море озеро
диван
рожь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начинается урок, Он пойдёт нам впрок. Будем знания добывать. Чтоб с успехом применять!
Вставьте пропущенные буквы, объясняя их правописание. М . ро . Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк . ., пол . , огород. сне. уже л. жал, а в л . су нет.
Тема урока Окончания имён существительных 2 склонения
Цель урока Научиться проверять безударные окончания имён существительных 2 склонения
Задачи урока Найти слова-помощники Определить набор окончаний существительных 2 склонения Научиться проверять безударную гласную в окончании имён существительных
Пишу окончание как у опорного слова Алгоритм Подбираю опорное слово Определяю склонение Ставлю существительное в н.ф. 1. 2. 3. 4.
1скл . 2скл . 3скл . стена земля стол окно рожь степь Слова-помощники
Работа по алгоритму 1.Н.ф. что? –поле 2. Окончание –е, ср.р.-2 склонение 3.На окне –окончание е 4.Значит на пол. -окончание е – на пол е
Физкульминутка
Падеж Единственное число Множ . число 1 скл . 2 скл . 3 скл . Именительный - а -я Родительный - ы -и Дательный -е Винительный -у - ю Творительный -ой -ей Предложный -е
Падеж Единственное число Множ . число 1 скл . 2 скл . 3 скл . Именительный - а -я -о -е Родительный - ы -и -а -я Дательный -е - у - ю Винительный -у - ю -а -о -е Творительный -ой -ей - ом -ем Предложный -е -е
Итог урока Назовите задачи, которые были решены на уроке из поставленных Найти слова-помощники Определить набор окончаний существительных 2 склонения Научиться проверять безударную гласную в окончании имён существительных
Самооценка Продолжи фразу Мне удалось сегодня… Мне понравилось… Я порадовался за … Я могу себя похвалить за…
Д/ з вариативное Найди в словаре на букву -Ь, среди слов с основой на -РЬ любое существительное м.р. Просклоняй его в ед.ч. Выдели окончания. Составь мини-текст, в котором используется слово море в разных падежах. Выдели в них окончания и определи падеж. Найди небольшой текст (стихотворный или прозаический), в котором присутствовали слова 2 склонения с безударным окончанием. Выдели окончания и определи падеж.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.
Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....
Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс
Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...
Конспект урока по русскому языку на тему "Второе склонение имен существительных" (3 класс)
Цель данного урока заключается в том, что бы познакомить учащихся с признаками имен существительных второго склонения. Сформировать умение распознавать имена существительные второго склонения и развив...
Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"
1. Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/25/picture-62499.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».
Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/05/picture-71504-1396721020.jpg)
конспект урока русского языка по теме "3 склонение имён существительных"
Урок разработан по УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/13/picture-1427332-1665687389.jpg)
Урок русского языка по теме "3 склонение имён существительных"
Данная презентация предназначена для урока русского языка по теме "3 склонение имён существительных" в 4 классе...