Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Маркова Лада Леонидовна

Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100". На уроке реализуется деятельностный подход в обучении, используется проблемный диалог, исследовательская работа, здоровье-сберегающие технологии.

Урок русского языка в 4 классе (Образовательная программа «Школа 2100»)

Тема: Три склонения имени существительного

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

1. Учить детей определять склонение имён существительных на основе исследовательской работы, применять теоретические знания об имени     существительном в практической деятельности.

2. Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.

Фрагменты урока

Планирование предстоящей деятельности

  - Определите последовательность этапов урока. [на доске:]

                                    План урока.

•             Применяем новые знания.                                                         (3)

•             Повторяем, что мы знаем об имени существительном.     (1)

•             Подводим итог.                                                                                (4)

•             Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.            (2)

Фрагмент 2.

Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.

-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:

Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

 На доске таблица с пустыми столбцами [см. приложение 1], по ходу исследования таблица заполняется. У каждого ученика лист [см. приложение 2] с с существительными с пропущенными окончаниями.

Фрагмент 3.

Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

Проблемный вопрос:

    Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

    Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?                      

                    Алгоритм

          определения склонения

        о зиме                об осени

 

   нач. ф.- зима       нач. ф - осень

 

      род – ж. р.           род – ж. р.

 

  окончание – а     окончание - нулевое

 

  склонение – 1        склонение - 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                         

Урок русского языка в 4 классе

(Образовательная программа «Школа 2100»)

Тема: Три склонения имени существительного

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

  1. Учить детей определять склонение имён существительных на основе

          исследовательской работы, применять теоретические знания об имени

          существительном в практической деятельности.

  1. Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.
  2. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.

Ход урока:

I. Оргмомент  

 1. Приветствие

 2. Упражнение «Ленивые восьмёрки», методика «Гимнастика мозга» (кинезиология). (Движения, пересекающие среднюю линию тела. Упражнения помогают использовать оба полушария головного мозга гармонично, и делать их перекрёстную работу лучше, активизируют мыслительные процессы)      

-  Выполним упражнение «Ленивые восьмёрки», которое повысит нашу умственную энергию. [слова учителя, ответы, далее мелким шрифтом]

 И.п. – стоя, правая рука вытянута вперёд, указательным пальцем рисуем по воздуху восьмёрку (знак бесконечности), пересекая среднюю линию тела (3 раза); затем левой рукой (3 повтора); далее правой и левой одновременно (3 повтора).

3. Запись числа, классной работы.

II. Планирование предстоящей деятельности

  - Определите последовательность этапов урока. [на доске:]

                                    План урока.

  • Применяем новые знания.                                                     (3)
  • Повторяем, что мы знаем об имени существительном.      (1)
  • Подводим итог.                                                                       (4)
  • Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.         (2)

III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса

 - Работаем  по плану:

1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

- Поиграем в игру «Умники и умницы»

  Перед вами три дорожки вопросов и заданий разного уровня сложности (на доске  

  модель дорожек):

                «Зелёная дорожка» - простые вопросы и задания;

                «Жёлтая дорожка» - средней сложности вопросы;

                «Красная дорожка» - сложные вопросы и задания.

Проведём отборочный тур игроков.

Вопросы для отборочного тура:

1. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?

[ответивший «двигается» по зеленой дорожке (передвигается магнит)]

2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные?

[ответивший «двигается» по желтой дорожке]

3. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.

[ответивший «двигается» по красной дорожке]

4

3

2

3

2

2

1

1

1

        - Прежде чем пригласить первого игрока к «зелёной дорожке», запишем предложение, вставим пропущенные буквы в словах.

        На доске:

         Марина нап.сала с.ч.нение о з.ме и ос.ни. 

        Проверка.

       - С этим предложением мы будем работать на дорожках вместе с игроками

         Приглашаем первого игрока к «зелёной дорожке»

       1. Назови в предложении имена существительные. [после правильного ответа передвигается магнит на следующий вопрос]

       2. Определи, каким членом предложения являются существительные.

       3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить?

          (одушевлённость, неодушевлённость)

  1. Какой ещё постоянный признак определим? (род)

На доске:

                Сущ.                                                             Сущ.                                 Сущ.                      Сущ.

         Марина написала сочинение о зиме и осени. 

                  

                         Одуш.                                                              Неодуш.                     Неодуш.                  Неодуш.

                           ж. р.                                                               ср. р.                           ж. р.                        ж. р.

[Ученик получает медаль за работу на дорожке]

- Приглашаем второго игрока к «жёлтой дорожке»

       1. Сколько падежей в русском языке? Перечисли их.

       2. Что значит, изменить существительное по падежам?

       3. Как определить падеж существительного? Определи падеж существительных в предложении.

На доске:

                Сущ.                                                             Сущ.                                 Сущ.                      Сущ.

         Марина написала сочинение о зиме и осени. 

                  

                         Одуш.                                                              Неодуш.                     Неодуш.                  Неодуш.

                           ж. р.                                                               ср. р.                               ж. р.                        ж. р.

   

                       

                           И. п.                                                                В. п.                            П. п.                       П. п.

[Ученик получает медаль за работу на дорожке]

- Приглашаем третьего игрока к «красной дорожке»

       1. Дай характеристику этому предложению и начерти схему.

       (Повествовательное, невосклицательное, распространенное ,простое с однородными второстепенными членами) [ ___    ___  О и О].

       

       2. Однородные второстепенные члены выражены существительными. Что общего между этими существительными?

       (Отвечают на вопрос о чём?, неодушевлённые, ж. р., ед. ч., П. п., вт. чл.)

      А чем отличаются эти существительные? Выдели окончания: О зиме и осени

      А почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

      Можем ответить на этот вопрос? (нет)

[Ученик получает медаль за работу на дорожке]

IV. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа.

-Переходим к следующему этапу урока по плану:

2. Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.

-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:

Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

1. На доске таблица с пустыми столбцами [см. приложение 1], по ходу исследования таблица заполняется. У каждого ученика лист [см. приложение 2] с с существительными с пропущенными окончаниями.

      Задание: Определить род существительных, изменить существительные по падежам, понаблюдать за окончаниями сущ-х.

 (один ученик комментирует пару слов, остальные уч-ся вставляют окончания на лисах, учитель на доске на увеличенной модели  [см. приложение 3] также вставляет окончания. Аналогично комментируются ещё 4 пары существительных.)

2. Работа в группах. (Повторение правил работы в группе)

      Задание:

  • Сравнить окончания существительных.
  • Есть ли слова с однотипными окончаниями в одинаковых падежах?
  • Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в нашей  таблице 1 [на доске].

     Проверяем: (уч-ся предлагают варианты и прикрепляют увеличенные модели

[см. приложение 3] пар сущ-х с однотипными окончаниями в столбцы таблицы 1)

Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме  окончания –а, -я). [В таблице прикрепляется вывод [см. приложение 4]].

              Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания  –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание). [В таблице прикрепляется вывод].

              Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь

              на конце.  [В таблице прикрепляется вывод].

3. Как называются в русском языке эти группы существительных?

    Игра по таблице Шульте (разминка для глаз, выработка быстроты взора)

- Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.

адрес

1

2

3

4

5

А

с

су

ме

не

ль

Б

ще

к

т

ны

н

В

ни

ви

ло

е

и

Г

х

ни

те

ри

я

А-1, Б-2, В-3, А-4, Г-2, В-4

С     к      ло     не    ни     е

[В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение]

4. Как назовём нашу таблицу? [Предлжения детей. Открывается название: «Склонение имён существительных] [см. приложение 5]

5. Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?

(В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)

1 склонение            2 склонение           3 склонение

             

ж. р.    м. р.                   ср. р.    м. р.                      ж. р.

  в нач. ф.                        в нач. ф.                        в нач. ф.

   -а,  -я                             -о,  -е                          ь на конце

6. Работа по учебнику с. 123-124

    Сравните определение учебника со своими выводами.

- Что же называют склонением имён существительных? (Это изменение имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения по падежам и числам)

V. Физминутка. Игра «Слушай, думах, хлопай»

(Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.

- Ребята, скажите, играя в эту игру, мы перешли к следующему этапу урока по плану:

      3. Применяем новые знания.?

VI. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

Проблемный вопрос:

    Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

    Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?

                                              Алгоритм

                                  определения склонения

     

              о зиме                об осени

                 нач. ф.- зима                       нач. ф - осень

               

                    род – ж. р.                         род – ж. р.

               окончание – а                    окончание - нулевое

                склонение – 1                     склонение - 3

Учитель: У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих сущ-х.

2. Определите склонение остальных существительных в предложении по алгоритму.

Марина написала сочинение о зиме и осени.

Марина – нач. ф. Марина – ж. р. – окончание –а – 1 скл.,

сочинение – нач. ф. сочинение – ср. р. – окончание –е – 2 скл..

Итоговый вопрос:

Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

VII. Итог урока.

1. Мы подошли к последнему этапу урока «Подводим итог» по плану, составленному в начале урока:

            - Что нового узнали на уроке?

            - Что такое склонение?

            - Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?

2. Оценки за урок.

VIII. Домашнее задание: с. 125 упр. 160, с. 124-125 выучить определение

Используемые источники:

  • Бубнова С.Ю. Развитие психических процессов и познавательной активности  у детей… Методическое пособие по кинезиологии, 2008
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 класс, ч.1. – М.: Баласс; Школьный дом, 2004, с.121-125
  • Бунеева Е.В., Яковлева М.А., Русский язык. 4 класс, Методические рекомендации
  • Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей: Популярное пособие для педагогов, Ярославль: Академия развития,1997

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"

Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере...

Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"

Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....

Урок русского языка по теме "Третье склонение имени существительного"в 3 классе

Урок проведен в 3 классе.Использованы методики формирующего оценивания, коллективные способы обучения....

Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)

В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работа...

Урок русского языка на тему Три склонения имен существительных

Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по паде...

Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных" УМК "Перспектива"

Конспект урока разработан к УМК "Перспектива", но может использоваться для работы другого УМК...