Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"

    Маркова Лада Леонидовна

    Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100". На уроке реализуется деятельностный подход в обучении, используется проблемный диалог, исследовательская работа, здоровье-сберегающие технологии.

    Урок русского языка в 4 классе (Образовательная программа «Школа 2100»)

    Тема: Три склонения имени существительного

    Тип урока: открытие нового знания

    Цели:

    1. Учить детей определять склонение имён существительных на основе исследовательской работы, применять теоретические знания об имени     существительном в практической деятельности.

    2. Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.

    3. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.

    Фрагменты урока

    Планирование предстоящей деятельности

      - Определите последовательность этапов урока. [на доске:]

                                        План урока.

    •             Применяем новые знания.                                                         (3)

    •             Повторяем, что мы знаем об имени существительном.     (1)

    •             Подводим итог.                                                                                (4)

    •             Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.            (2)

    Фрагмент 2.

    Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.

    -Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:

    Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

    -Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

     На доске таблица с пустыми столбцами [см. приложение 1], по ходу исследования таблица заполняется. У каждого ученика лист [см. приложение 2] с с существительными с пропущенными окончаниями.

    Фрагмент 3.

    Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

    Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

    Проблемный вопрос:

        Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

        Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?                      

                        Алгоритм

              определения склонения

            о зиме                об осени

     

       нач. ф.- зима       нач. ф - осень

     

          род – ж. р.           род – ж. р.

     

      окончание – а     окончание - нулевое

     

      склонение – 1        склонение - 3

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                             

    Урок русского языка в 4 классе

    (Образовательная программа «Школа 2100»)

    Тема: Три склонения имени существительного

    Тип урока: открытие нового знания

    Цели:

    1. Учить детей определять склонение имён существительных на основе

              исследовательской работы, применять теоретические знания об имени

              существительном в практической деятельности.

    1. Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.
    2. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.

    Ход урока:

    I. Оргмомент  

     1. Приветствие

     2. Упражнение «Ленивые восьмёрки», методика «Гимнастика мозга» (кинезиология). (Движения, пересекающие среднюю линию тела. Упражнения помогают использовать оба полушария головного мозга гармонично, и делать их перекрёстную работу лучше, активизируют мыслительные процессы)      

    -  Выполним упражнение «Ленивые восьмёрки», которое повысит нашу умственную энергию. [слова учителя, ответы, далее мелким шрифтом]

     И.п. – стоя, правая рука вытянута вперёд, указательным пальцем рисуем по воздуху восьмёрку (знак бесконечности), пересекая среднюю линию тела (3 раза); затем левой рукой (3 повтора); далее правой и левой одновременно (3 повтора).

    3. Запись числа, классной работы.

    II. Планирование предстоящей деятельности

      - Определите последовательность этапов урока. [на доске:]

                                        План урока.

    • Применяем новые знания.                                                     (3)
    • Повторяем, что мы знаем об имени существительном.      (1)
    • Подводим итог.                                                                       (4)
    • Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.         (2)

    III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса

     - Работаем  по плану:

    1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

    - Поиграем в игру «Умники и умницы»

      Перед вами три дорожки вопросов и заданий разного уровня сложности (на доске  

      модель дорожек):

                    «Зелёная дорожка» - простые вопросы и задания;

                    «Жёлтая дорожка» - средней сложности вопросы;

                    «Красная дорожка» - сложные вопросы и задания.

    Проведём отборочный тур игроков.

    Вопросы для отборочного тура:

    1. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?

    [ответивший «двигается» по зеленой дорожке (передвигается магнит)]

    2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные?

    [ответивший «двигается» по желтой дорожке]

    3. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.

    [ответивший «двигается» по красной дорожке]

    4

    3

    2

    3

    2

    2

    1

    1

    1

            - Прежде чем пригласить первого игрока к «зелёной дорожке», запишем предложение, вставим пропущенные буквы в словах.

            На доске:

             Марина нап.сала с.ч.нение о з.ме и ос.ни. 

            Проверка.

           - С этим предложением мы будем работать на дорожках вместе с игроками

             Приглашаем первого игрока к «зелёной дорожке»

           1. Назови в предложении имена существительные. [после правильного ответа передвигается магнит на следующий вопрос]

           2. Определи, каким членом предложения являются существительные.

           3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить?

              (одушевлённость, неодушевлённость)

    1. Какой ещё постоянный признак определим? (род)

    На доске:

                    Сущ.                                                             Сущ.                                 Сущ.                      Сущ.

             Марина написала сочинение о зиме и осени. 

                      

                             Одуш.                                                              Неодуш.                     Неодуш.                  Неодуш.

                               ж. р.                                                               ср. р.                           ж. р.                        ж. р.

    [Ученик получает медаль за работу на дорожке]

    - Приглашаем второго игрока к «жёлтой дорожке»

           1. Сколько падежей в русском языке? Перечисли их.

           2. Что значит, изменить существительное по падежам?

           3. Как определить падеж существительного? Определи падеж существительных в предложении.

    На доске:

                    Сущ.                                                             Сущ.                                 Сущ.                      Сущ.

             Марина написала сочинение о зиме и осени. 

                      

                             Одуш.                                                              Неодуш.                     Неодуш.                  Неодуш.

                               ж. р.                                                               ср. р.                               ж. р.                        ж. р.

       

                           

                               И. п.                                                                В. п.                            П. п.                       П. п.

    [Ученик получает медаль за работу на дорожке]

    - Приглашаем третьего игрока к «красной дорожке»

           1. Дай характеристику этому предложению и начерти схему.

           (Повествовательное, невосклицательное, распространенное ,простое с однородными второстепенными членами) [ ___    ___  О и О].

           

           2. Однородные второстепенные члены выражены существительными. Что общего между этими существительными?

           (Отвечают на вопрос о чём?, неодушевлённые, ж. р., ед. ч., П. п., вт. чл.)

          А чем отличаются эти существительные? Выдели окончания: О зиме и осени

          А почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

          Можем ответить на этот вопрос? (нет)

    [Ученик получает медаль за работу на дорожке]

    IV. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа.

    -Переходим к следующему этапу урока по плану:

    2. Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.

    -Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:

    Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

    -Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

    1. На доске таблица с пустыми столбцами [см. приложение 1], по ходу исследования таблица заполняется. У каждого ученика лист [см. приложение 2] с с существительными с пропущенными окончаниями.

          Задание: Определить род существительных, изменить существительные по падежам, понаблюдать за окончаниями сущ-х.

     (один ученик комментирует пару слов, остальные уч-ся вставляют окончания на лисах, учитель на доске на увеличенной модели  [см. приложение 3] также вставляет окончания. Аналогично комментируются ещё 4 пары существительных.)

    2. Работа в группах. (Повторение правил работы в группе)

          Задание:

    • Сравнить окончания существительных.
    • Есть ли слова с однотипными окончаниями в одинаковых падежах?
    • Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в нашей  таблице 1 [на доске].

         Проверяем: (уч-ся предлагают варианты и прикрепляют увеличенные модели

    [см. приложение 3] пар сущ-х с однотипными окончаниями в столбцы таблицы 1)

    Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме  окончания –а, -я). [В таблице прикрепляется вывод [см. приложение 4]].

                  Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания  –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание). [В таблице прикрепляется вывод].

                  Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь

                  на конце.  [В таблице прикрепляется вывод].

    3. Как называются в русском языке эти группы существительных?

        Игра по таблице Шульте (разминка для глаз, выработка быстроты взора)

    - Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.

    адрес

    1

    2

    3

    4

    5

    А

    с

    су

    ме

    не

    ль

    Б

    ще

    к

    т

    ны

    н

    В

    ни

    ви

    ло

    е

    и

    Г

    х

    ни

    те

    ри

    я

    А-1, Б-2, В-3, А-4, Г-2, В-4

    С     к      ло     не    ни     е

    [В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение]

    4. Как назовём нашу таблицу? [Предлжения детей. Открывается название: «Склонение имён существительных] [см. приложение 5]

    5. Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?

    (В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)

    1 склонение            2 склонение           3 склонение

                 

    ж. р.    м. р.                   ср. р.    м. р.                      ж. р.

      в нач. ф.                        в нач. ф.                        в нач. ф.

       -а,  -я                             -о,  -е                          ь на конце

    6. Работа по учебнику с. 123-124

        Сравните определение учебника со своими выводами.

    - Что же называют склонением имён существительных? (Это изменение имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения по падежам и числам)

    V. Физминутка. Игра «Слушай, думах, хлопай»

    (Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)

    Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.

    - Ребята, скажите, играя в эту игру, мы перешли к следующему этапу урока по плану:

          3. Применяем новые знания.?

    VI. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

    1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

    Проблемный вопрос:

        Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

        Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?

                                                  Алгоритм

                                      определения склонения

         

                  о зиме                об осени

                     нач. ф.- зима                       нач. ф - осень

                   

                        род – ж. р.                         род – ж. р.

                   окончание – а                    окончание - нулевое

                    склонение – 1                     склонение - 3

    Учитель: У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих сущ-х.

    2. Определите склонение остальных существительных в предложении по алгоритму.

    Марина написала сочинение о зиме и осени.

    Марина – нач. ф. Марина – ж. р. – окончание –а – 1 скл.,

    сочинение – нач. ф. сочинение – ср. р. – окончание –е – 2 скл..

    Итоговый вопрос:

    Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

    Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

    VII. Итог урока.

    1. Мы подошли к последнему этапу урока «Подводим итог» по плану, составленному в начале урока:

                - Что нового узнали на уроке?

                - Что такое склонение?

                - Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?

    2. Оценки за урок.

    VIII. Домашнее задание: с. 125 упр. 160, с. 124-125 выучить определение

    Используемые источники:

    • Бубнова С.Ю. Развитие психических процессов и познавательной активности  у детей… Методическое пособие по кинезиологии, 2008
    • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 класс, ч.1. – М.: Баласс; Школьный дом, 2004, с.121-125
    • Бунеева Е.В., Яковлева М.А., Русский язык. 4 класс, Методические рекомендации
    • Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей: Популярное пособие для педагогов, Ярославль: Академия развития,1997

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

    Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

    В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

    Тест по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительных".

    Тест состоит из  12 заданий, которые выявляют степень усвоения материала  данной темы....

    конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"

    Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении  по теме " Три склонения имён существительных"....

    Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"

    Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....