Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бардина Марина Александровна

Конспект урока разработан к УМК "Перспектива", но может использоваться для работы другого УМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

АЛЕКСАНДРО-ВЕРХОВСКИЙ ФИЛИАЛ МБОУ «САТИНСКАЯ СОШ»

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Три склонения имени существительного»

Составила учитель начальных классов Бардина Марина Александровна

[2018 г.]

Тема урока : Три склонения имен существительных (общее представление)

Цели и задачи:

  • дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе;
  • познакомить с признаками каждого склонения имен существительных;
  • учить распознавать склонение имен существительных

Формируемые УУД:

              Познавательные:

  • умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • отнесение объектов к известным понятиям;
  • построение умозаключения;

Коммуникативные:

  • использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей;

Регулятивные:

  • постановка частных задач на усвоение готовых действий и знаний (понять, запомнить, воспроизвести)

Личностные :

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни

 

 Оборудование :

Компьютер, экран, проектор, карточки, таблички, таблица «Три склонения имен существительных»

Ход урока :

1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Запишите красиво сегодняшнее число, классная работа.

2. Актуализация  знаний

1.Прочитаем выразительно загадку, отгадаем ее. Слайд1

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...(существительное).

-Найдите в первой строчке загадки лишнее слово ( дом-м.р)

- Как по-другому мы называем слова, отвечающие на вопрос КТО? (одушевленные). Приведите примеры.

-Как по-другому мы называем слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (неодушевленные). Приведите примеры.

- Определите род существительных: тротуар, окно, природа. Измените по числам.(слово природа не может быть во мн.ч)

 -Что знаете про падежи?

 2. КАРТОЧКА

- Расставьте падежи в нужном порядке, соедините стрелочками с вопросами

   И.п                         О ком? О чём?

   Д.п.        Кто? Что?

  П.п.        Кем? Чем?

  Т.п.        Кого? Чего?

  Р.п.        Кого? Что?

  В.п.        Кому? Чему?

-Поменяйтесь карточкой с соседом, проверьте, оцените работу. Если все правильно – нарисуйте  зеленый кружок, если одна ошибка – желтый, если больше ошибок – красный.

- У кого нет ошибок ? Поднимите руки.

- Как называется изменение по падежам ?(склонение)

3.Целеполагание, постановка проблемы

-      Может ли существительное  быть разного склонения?  (?)

-Какая же тема нашего урока?

-Более подробно мы прочитаем в учебнике с.16. Прочитайте первое предложение нашей темы.

- Итак, учебник нам сообщил, что есть три склонения.

На доске запись из карточек :

1скл.                      2 скл.        3скл.

- А знаем ли мы какие существительные к какой группе относятся?(нет)

-Значит, какая цель нашего урока?

3.Поиск путей решения проблемы

- Запишите предложение :

Книги нас учат смелости и дружбе.

-Есть в этом предложении однородные члены? (смелости, дружбе)

_- Определите род и падеж в однородных членах.(ж.р., Д.п) Выделите окончание.

- Ребята, как вы думаете, почему у сущ.одинаковый род и падеж, но разные окончания ?( предположения детей: Может быть они разного склонения?)

-Именно по окончанию существительные распределяются по склонениям. Мы в этом сейчас убедимся.

РАБОТА В ГРУППАХ

Просклоняйте существительные: определите род и окончание

1 группа: вода, земля, дядя.

2 группа : окно, море, стол.

3 группа: степь, мышь, дочь.

Отчет групп. Слайд 2

1 гр. Сущ м.р., ж.р. окончания –а, -я имеют одни окончания

Чтение в учебнике правило про 1 скл.

2 гр. Сущ.м.р.с нулевым окончанием, с.р. с окончанием –о,-е.

Чтение в учебнике правило про 2 скл

3 гр. Сущ. Ж.р. с мягким знаком на конце.

4.Решение проблемы

Чтение в учебнике правило про 3 скл

5.Коррекция

Вернемся к предложению и подтвердим свое предположение:

.смелости –окончание и

Дружбе- окончание –е

Этого в правиле нет. Что же делать? Составим алгоритм определения склонения:

(Карточки со словами на доске)  

Какие карточки нам нужны для определения склонения? (Вывешивают в определенном порядке)

Определяем склонение по алгоритму

Смелости- н.ф. смелость, ж.р. ь знак на конце- 3 скл.

Дружбе- н.ф. дружба, ж.р. окончание –а -1 скл. Наше предположение верно . эти существительные относятся к разным склонениям.

Тренажер: работа с объяснением    https://www.stihi.ru/2011/06/15/4370

Физкультминутка.

6.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Отгадайте загадки, определите склонение отгадок.

Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке.
Его следы - твои труды.
(Карандаш)

  1. Раскололся тесный домик
    На две половинки.
    И посыпались оттуда
    Бусинки-дробинки.
    (Горох)

  1. Закутан ребенок
    В сорок пеленок.
    (Капуста)

  1. Красна девица
    Сидит в темнице,
    А коса на улице.
    (Морковь)

  1. Рядом с дворником шагаю,
    Разгребаю снег кругом
    И ребятам помогаю
    Делать гору, строить дом.
    (Лопата)

  1. Русская красавица стоит на поляне,
    В зеленой кофточке, в белом сарафане.
    (Береза)

  1. То я в клетку, то в линейку, —
    Написать по ним сумей-ка,
    Можешь и нарисовать,
    Называюсь я…
    (Тетрадь)

  1. Мой белый брат во льдах живет
    И рыбу ест морскую,
    А я люблю пчелиный мед
    И ягоду лесную. (медведь)

  1. Благоухает и манит,
    Цветами нежными дарит,
    Протянешь руку за плетень -
    И в ней окажется … (сирень)

  1. Не вода и не суша -
    На лодке не уплывешь
    И ногами не пройдешь. (болото)

  1. Деревянная дорога,
    Вверх идет она отлого,
    Что ни шаг – то овраг. (лестница)

  1. В этой узенькой коробке
    Ты найдешь карандаши,
    Ручки, перья, скрепки, кнопки,
    Что угодно для души.(пенал)

  1. Лист бумаги по утрам
    На квартиру носят к нам.
    На одном таком листе
    Много разных новостей.(газета)

  1. Лег асфальтовый ремень
    Через сотню деревень.( Шоссе)

  1. По ночам во мне Ванятка
    До того задремлет сладко,
    Что не хочется вставать.
    Что за штука я? …(кровать)

Взаимопроверка -оценивание

7.Систематизация знаний

1)Работа с пословицей Слайд 3 ПОДГОТОВКА К ВПР

Как понимаете пословицу? В какой ситуации удобно применить. Найдите существительные, определите склонение, падеж.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.( Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.)

2) работа по учебнику

С.17 у.25

 8.Объяснение домашнего задания

1. обязательное : Учебник с.17 у.27, с.21 правило

2. Учебник с.20 у.31

3.Учебник с.19 У. 29

4.Творческое : записать по 5 существительных каждого склонения.

9.Оценивание

Заполните  оценочный лист.

10. Рефлексия учебной деятельности

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…

Источники информации:

https://www.metod-kopilka.ru/interaktivnaya_igra-trenazher__quotopredeli_sklonenie_imeni_suschestvitelnogoquot-45064.htm-

интерактивный тренажер

https://www.stihi.ru/2011/06/15/4370

загадка про имя существительное

http://www.shkolnik.domlad18.com/zagadki-na-slovarnye-slova-1-3klass/

загадки со словарными словами

http://nickdegolden.ru/russkie-poslovicy-pogovorki/

пословицы и поговорки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний...

Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

Урок русского языка 4 класс. Склонение имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных 4 класс Рамзаева...

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных".

Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"....

Урок русского языка на тему "Склонение имен прилагательных"

Цели и задачи.Образовательные цели: Научить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Повысить уровень знаний детей по теме “Имя прилагательное” Задачи: Создать услови...

Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс

Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....