Игра как средство формирования качеств личности, элементов воспитания
статья на тему

Различные игры в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, ЭЛЕМЕНТОВ ВОСПИТАНИЯ

Игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Характеризуя деятельность младшего школьника, В.А.Сухомлинский писал: "В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают". Подражание в игре связано с воображением. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. В игре накладывается незаметный штрих на формирующийся характер.

Чем больше человек знакомится с окружающим миром, взаи моотношениями людей, героями книг, тем он глубже познает себя. Усвоить все хорошие помогают ребенку правила честной игры, которые надо соблюдать в любой игре. Правила таковы: Играй честно. Обидно, когда проигрываешь, но не злись. Не злорадствуй, когда другие проигрывают. Если выиграл, радуйся, но не зазна вайся. Научи' других тому, что умеешь сам. Будь стойким, не унывай при неудачах. Учись у других. Будь настойчивым, если что-то не получается: терпеливо добивайся успеха.

Эти правила дают возможность каждому сравнить свое пове дение с поведением товарищей и с существующей нормой, выражен ной в правиле.

В школе игра отодвигается учебой на второй план. Поэтому у некоторых ребят интерес к учебе понижается. Почему? Одна из причин - это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребенка к школе. Поэтому вовлекать его в учебный процесс надо с помощью знакомой и ин тересной для ребенка деятельности, т.е. с помощью игры. В про цессе обучения следует использовать элементы игры, а также различные игры.

Нетрадиционные приемы развития устной речи учащихся 1."ПЕРЕВЕРТЫШ"

Попробуй фразу сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл фразы.

Н.п. "Муха села на варенье".

"Жжужащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре".

2." СОЧИНЯЙКА."

Придумай 10 новых применений лопнувшему шарику, пустому стержню, т.д.

3. "БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ"

Дети придумывают разные предложения, класс утверждает - бывает - не бывает.

4. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО"

Класс делится на 2 группы. Учитель показывает предмет. I группа ищет у него достоинства, а 2-ая недостатки.

Занимательные игры вызывают интерес у ребят. Дети могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: наблюдательность, находчивость, самостоятельность, со образительность, вырабатывается усидчивость, развиваются кон структивные умения. Занимательные математические игры можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности уч-ся. Занимательные игры можно использовать и для организации самостоятельной дея тельности учащихся, в качестве "умственной гимнастики".

Игры бывают разные: математические, логические, дидактические. Но все они активизируют умственную деятельность, заинтересовывают, увлекают и развлекают детей, развивают ум, расширяют и углубляют определенные представления, закрепляют полученные знания и уме ния, упражняют и применяют их в других видах деятельности и новой обстановке.

Дидактические игры используются с целью формирования пред ставлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непримен ным условием является применение системы игр.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению школьников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит заниматель ным развивающим играм. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их, а процесс решения невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных игр в умственном и всестороннем развитии уч-ся.

ИГРЫ С ЧИСЛАМИ И ПРЕДМЕТАМИ

  1. Записать 0 тремя пятерками (5-(5-5))
  2. Как записать 31 пятью тройками?
  3. Кто первый скажет "сто"?

Двое поочередно называют произвольные числа, не превы шающие 10. Эти числа складывают одно за другим, и выигрывает тот, кто первый достигнет 100.

4. "ИНТЕРЕСНАЯ ИГРА"

Разложи на столе три кучки спичек, н.п. 12,10 и 7 спичек. Игра заключается в том, чтобы поочередно брать из кучек некото рое, какое вам захочется, кол-во спичек, но каждый раз только из одной кучи. Выигрывает тот, кто последним возьмет спички.

5. "ПО ГРИБЫ"

На квадратной табличке нарисованы светлые и темные грибы. Из прозрачной пленки вырезан другой квадратик меньшего размера. Требуется так наложить его на таблицу, чтобы он закрыл четыре темных и десять светлых грибов.

Данные игры позволяют детям пробывать различные варианты для нахождения верного ответа, побуждают их сначала мысленно, а затем практически проверять свои варианты решения. Честность выполнения работы стимулируется правилами игры. Большое воспита тельное значение имеет коллективный анализ игры. Анализ и оценка должны касаться не только техники выполнения, но и таких прояв лений личности, как выдержка, настойчивость в достижении цели, справедливость, взаимная выручка. Отмечая достижения и недостатки в игровой деятельности уч-ся, учитель побуждает в них стремление к совершенствованию своих физических и психических качеств, к развитию творческих способностей, красоты движений и поступков.

Учитель может предложить уч-ся придумать игру, ознакомить других учащихся с правилами своей игры, сыграть в неё.

Учащиеся могут нарисовать пособия для игры, карты, схемы, раздаточный материал.

На уроках чтения учащимся предлагаются различные игры.

Н.п. изучая рассказ С.Алексеева "Птица слава", учитель может предложить ребятам игру в театр. "Вы все - актеры, я - режиссёр". Объявляется конкурс на лучшее исполнение ролей Кутузова, солдата и автора.

Правила игры такие: хорошо знать характер своего персонажа; исполнять роль эмоционально и выразительно; не перебивать акте ров; не выкрикивать отдельные слова; внимательно наблюдать за каждым выступающим. Тот, кто соблюдает все правила, лучше ис полнит свою роль, получит звание "лучшего актера". Игра может повторяться со сменой исполнителей 3 раза.

ИГРА - ТИР "БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ"

Может быть использована на любом уроке в начальной школе. Учащиеся разбиваются на команды. По определенной теме учи тель задает вопросы каждой команде. За правильный ответ команда получает жетон. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество жетонов, т.е. ответит правильно на большее количество вопросов.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИГРЫ.

По русскому языку

  1. Части речи
  2. Состав слова
  3. Безударные гласные в разных частях слова.

По природоведению

  1. Строение человека.
  2. Растения и животные,  поля,  леса,  водоемы.
  3. Ориентирование.
  4. Полезные ископаемые.

По чтению

  1. Мои любимые сказки

Игра - викторина

Узнай сказку по иллюстрации

(уч-ся сами готовят материал к игре)

  1. Литературная игра по произведениям Н.Носова.

Учащиеся могут сами готовить вопросы к игре.

Игры литературные могут проводиться по произведениям писа телей, изучаемых учащимися.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед уч-ся в форме игровой задачи; учебная деятельность уч-ся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся.

В математических играх смоделированы математические по строения, отношения, закономерности.  Для нахождения ответа необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры.  По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Логические игры направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий:

"Найди недостающую фигуру",

"Мельница",

"Чем отличается?",

"Лиса и гуси",

"Вычислительная машина",

"Выращивание дерева".

Игры различного содержания как один из наиболее естествен ных видов деятельности детей способствуют самовыражению, разви тию интеллекта, самостоятельности, что формирует личность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)

Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...

Духовность как средство формирования высоконравственной личности учителя и улучшения его взаимодействия с детьми.

О необходимости одухотворения образования высказывались многие известные прогрессивные учёные. Так, известный филосов и педагог И.Кант разработал один из фундаментальных принципов педагогической...

Педагогический совет «Православный модуль в обучении и воспитании, как средство формирования нравственной личности».

В данном разделе предствален педагогический совет по теме«Православный модуль в обучении и воспитании, как средство формирования нравственной личности»....

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности

Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...

Дидактическая игра по развитию социальных качеств личности ребенка "Картотека эмоций"

Развитие социально-коммуникативных навыков – одна из важнейших проблем в педагогике. Детям и подросткам важно с одной стороны уметь выразительно транслировать свои эмоции, а с другой – тон...