Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
статья по теме

 Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей "Учительство Подмосковья - воспитанию будущего поколения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty._vospitatelnaya_sistema.doc336 КБ

Предварительный просмотр:


     





Елена Ивановна Дронникова,



учитель начальных классов высшей категории, классный руководитель 4 А класса



муниципального образовательного учреждения



Видновской средней общеобразовательной



школы №2



Ленинского муниципального района



Московской области




          В нашей  школе класс один

Всеми очень он любим:

11 витязей прекрасных

И 13 девиц красных.

 

Награждены похвальным листом в 2009-2010 учебном году:

Ардашева Ксения,

Бессонова Анна;

Головня Максим;

Уйманова Валерия;

Шишков Роман.

Рыжикова Дарья закончила   учебный год на «отлично» и награждена похвальной грамотой.  

11 ребят учатся на «хорошо» и «отлично» и награждены грамотами.

Все мы здесь одна семья и любим делать совместные дела:

мы принимаем участие во всех конкурсах  и часто занимаем призовые места.

Скажи и я забуду.

Покажи и я запомню.

Вовлеки и я научусь.

(Китайская народная мудрость)

Я, Дронникова Елена Ивановна, 1966 года рождения, в 1985 году окончила Московское педагогическое училище №1 имени К. Д. Ушинского по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». В период с 1985 по 1996 год работала учителем начальных классов в средней общеобразовательной школе №941 Южного округа города Москвы. В 1996-1997г.г. работала учителем русского языка и литературы в средней школе №3 г. Видное Ленинского района Московской области.

С1997 года приступила к работе в должности учителя начальных классов в муниципальном образовательном учреждении Видновской средней общеобразовательной школе №2 Ленинского муниципального района Московской области, где и работаю по настоящее время. В 2000 году мне была присвоена высшая категория, в дальнейшей деятельности я её подтверждала своей работой и необходимыми документами.

В 2003 году окончила Московский государственный областной университет по специальности «Русский язык и литература».

В 2009-2010 году преподавала в своём 3  А классе и вела русский язык и литературу в 5 классе.     В настоящее время работаю учителем начальных классов и являюсь классным руководителем 4 А класса.

            В первом классе, когда принимаешь детей, помогаешь им стать учениками, адаптироваться к школьной жизни, идёшь с ними по дорогам первых школьных лет.

Много сил, стараний, душевного тепла вкладываешь в этот труд.

Необходимо узнать о каждом ребёнке как можно больше: его индивидуальные особенности развития, здоровья, обстановку в семье; правильно определить на что способен ученик в данный момент, как помочь развить его способности. Считаю, что самое важное в работе педагога – умение видеть в каждом маленьком человеке личность с его радостями, тревогами, переживаниями; уметь слушать и понимать его, сопереживать и радоваться его успехам, всегда помнить, что уровень возможностей у всех разный, а значит и уровень достижений у каждого свой. Учитывая всё это, использую в своей работе задания, стимулирующие мышление, стараюсь создавать ситуации, когда каждый ученик начинает активно, самостоятельно мыслить,  продвигаться в своих успехах. Учёба, воспитание и развитие учеников – это совместный труд педагогов, родителей и самих учеников, и успех его определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между учителем и детьми, учителем и родителями. В.А.Сухомлинский считал азбукой педагогической культуры доброжелательность. И для меня важно создать в классе атмосферу творчества и психологического комфорта. В своих учениках стараюсь воспитывать доброжелательность по отношению к своим одноклассникам, умение сопереживать неудачам другого и радоваться его успехам.

Как было отмечено выше, для полноценного развития ребёнка необходимо тесное сотрудничество родителей и учителя.

К сожалению, современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственной и правовой культуры. В настоящее время осложнилась проблема воспитания Человека, Гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, за судьбу города, Отечества.

 В этих условиях мы не можем переложить сложившуюся ситуацию на родителей. Необходимы новые подходы в организации сотрудничества и взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители – партнёры в воспитании ребёнка, это означает равенство сторон, взаимоуважение, доброжелательность, заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Воспитание не может быть успешным без системы работы. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный способ в воспитании.

На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Моих воспитанников отличает самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, любознательность, творческая активность.

 В настоящее время руковожу 4 А классом и главную задачу вижу в том, чтобы создать оптимальные условия для максимального развития таланта и способностей ребёнка с одной стороны, а с другой – сохранить его душевное спокойствие и комфорт внутри детского коллектива. Исходя из поставленной задачи, создала свою воспитательную систему «Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности». В качестве главного ориентира воспитательной системы мы выбрали следующую цель – создание условий для творческого развития младших школьников через взаимодействие и сотрудничество классного руководителя с родителями, а главным направлением – деятельность, направленную на обеспечение личностного роста воспитанников.

  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить склонности, способности и возможности каждого ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению;
  2. воспитывать личность, найти в каждом ребёнке хорошее и поддержать это хорошее;
  3. воспитывать в детях уважение к себе и другим людям, доброе отношение друг к другу;
  4. воспитывать каждого ребёнка как члена общества: учить жить в коллективе, считаться с мнением одноклассников;
  5. воспитывать социально-адаптированного человека, приспособленного к требованиям общества;
  6. приобщать детей культуре родного края, традициям семьи, школы, города;
  7. развивать творческие способности, самооценку, способствовать самореализации школьника в классном коллективе;
  8. создать детское самоуправление «РОСТОК» с целью коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей и социализации ученика, для сплочения классного коллектива.
  9. создавать условия для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим.

Приоритетными в моей воспитательной системе «Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности» являются следующие принципы:

  1. Принцип комплексного подхода.

Работа с детьми носит комплексный характер, она строится на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, педагога-организатора, социального педагога.

  1. Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.
  2. Принцип целостности воспитывающей среды, взаимодействия природных, социальных и культурных процессов, традиций в семье, школе, городе, стране.
  3. Принцип сотрудничества детей, взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей.
  4. Принцип управляемости и целенаправленности.

Цели воспитательного процесса должны быть направлены на развитие личности ребёнка, формирование его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциалов. Они должны быть сопряжены с интересами и ценностными установками государства и общества, соответствовать особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности, быть трудными, но реально достижимыми.

 Ведущими идеями своей воспитательной системы стали идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирование единого развивающего пространства, основоположниками которых были учёные-педагоги В. А. Сухомлинский, А.П.Макаренко, К.Д.Ушинский.

В своей работе следую 11 правилам (По О. С. Газману):

  1. Ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей.
  2. Самореализация педагога – в творческой самореализации ребёнка.
  3. Всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
  4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
  5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка.
  6. Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой грядущего поколения. Воспитание – диалог культур.
  7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
  8. Доверяй – проверяя.
  9. Признавай право на ошибку и не суди за неё.
  10. Умей признавать свою ошибку.
  11. Защищая ребёнка, учи его защищаться.

В руководстве детским коллективом всегда следую принципу семи «У»:

уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им. Герцена, С - П).

Исходя из всего сказанного выше, в своей работе могу выделить 3 этапа.

I этап – создание детско-взрослой общности.

Цель: обеспечение ребёнку психологического комфорта, признание в коллективе через создание детско-взрослой общности.

              На данном этапе мы следуем следующим направлениям:

  1. изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития,
  2. установление межличностных контактов с каждым ребёнком,
  3. создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей,
  4.  оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями, выполнениями норм и правил поведения в школе и за её  пределами,
  5. взаимодействие с родителями, администрацией, социальным педагогом и другими службами образовательного учреждения с целью педагогической поддержки,
  6. содействие детям в деятельности по самосознанию, самоопределению и саморазвитию,
  7. диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учёт их личных достижений.

Динамика участия классного коллектива в районных и международных конкурсах.

    2008 - 09

     2009 – 10

Русский медвежонок

25%

62,5%

Кенгуру

54%

61%

Новогодний наряд

33%

50%

Рождество Христово

25%

29%

Природа и человек

29%

52%

Пасхальная радость

20,8%

51%

В 2009 – 2010 учебном году мы продолжили активно участвовать в выше названных районных и международных творческих и интеллектуальных конкурсах.

 

Впервые наш класс участвовал в следующих конкурсах:

  1. Районный конкурс «Моя классная - самая классная»;
  1. V районный конкурс «Наш край» - Воротынцев Даниил награжден диплом в номинации «Из истории моего населенного пункта»;
  2. Районный конкурс «Самый читающий класс» - победители в номинации «Удачный дебют»;
  3. Районный конкурс «Люблю родное Подмосковье»;
  4. Районный  литературный конкурс «Зубовские чтения»;
  5. Региональный конкурс на самый активный класс «Маячки».

Перспектива участия класса на следующий год:

  1. Продолжить принимать активное участие в традиционных конкурсах с целью самореализации максимального количества учащихся;
  2. Способствовать привлечению к участию в конкурсах большего количества детей и их родителей.

         Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются «ключевые» дела.

«Ключевыми» делами нашего класса можно считать «Создание драгоценного ларца» (Портфолио класса и личные портфолио), создание фото и видео архивов класса «И это всё о нас». Коллективные, классно-семейные, индивидуальные проекты стали неотъемлемой частью жизни классного коллектива.

             

Проведение   здоровья, подготовка утренников, участие в общешкольных мероприятиях и районных конкурсах, регулярные посещения театров, в которых в равной степени принимают участие и дети и взрослые.

Классно-семейный проект «Берёза – символ России», предложенный мною детям и родителям во 2 классе создавался с целью знакомства учащихся с берёзой как символом России, её   использованием в промышленности, медицине и с целью воспитания чувства патриотизма.

При подготовке проекта мы:

- поставили цель,

-смоделировали ожидаемый результат,

-спланировали совместную деятельность,

- в течение четырёх месяцев собирали и оформляли материал,

-готовили сценарий защиты проекта,

На защите проекта каждая группа презентовала свой проект, в ходе анализа совместного проекта родители педагог-организатор пришли к единому мнению, что проект необходимо показать как мастер-класс.  В результате в 3 классе 16 декабря 2009 года на районном семинаре «Система работы классных руководителей» мы показали открытое мероприятие. Деятельность так увлекла детей и их родителей, что они продолжили сбор и оформление материала о берёзе, а мне как классному руководителю пришлось расширить рамки проекта «Берёза – символ России» и дополнить сценарий защиты.

 Под совместными проектами следует считать учебно-познавательную деятельность, результаты которой должны быть осязаемыми, т. е. – есть проблема и её решение или результат, готовый к внедрению.

C целью повышения качества знаний мы второй год проводим дополнительные занятия по курсу развития познавательных способностей  О. Холодовой.

Дети с огромным интересом посещают эти занятия. Особенно им нравятся логически - поисковые задания, «Мозговые штурмы», «Разминки», нестандартные задания. Часто к занятиям дети сами подбирают интересные задания для одноклассников.

В 4 классе мы продолжим работать над формированием интереса к учёбе через развитие  познавательных процессов, работоспособности учащихся с целью дальнейшего повышения качества знаний.

Направления работы классного руководителя по улучшению успеваемости:

  1. совместная работа с родителями по координации усилий в обучении сильных и слабых ребят, по развитию познавательных способностей каждого ученика;
  2. анализ успеваемости учащихся на родительских собраниях. В индивидуальных беседах;
  3. индивидуальная работа с отдельными учащимися за рамками учебных часов;
  4. работа команды «Мудрецов»;
  5. серия классных часов, участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных играх.

Динамика качества знаний учащихся.

2008 – 2009

учебный год

2009 – 2010

учебный год,

1 четверть

2009 – 2010

учебный год,

3 четверть

Русский язык

64%

70,8%

70,8%

Литературное чтение

88%

91,7%

91,7%

Математика

76%

79,2%

83,3%

Окружающий мир

95,8%

95,7%

95,8%

Технология

95,8%

95,7%

95,8%

На одном из родительских собраний в первом классе с целью изучения семей были выявлены следующие ожидания родителей по взаимодействию семьи и школы.

Родители считают, что ребёнок будет находиться под присмотром классного руководителя, получит необходимый уровень знаний. Ему помогут раскрыться, и он станет успешным. Школа научит ребёнка предъявлять себя. И самое главное научит ответственности.

На основе анкетирования родителей 1 А класса (2006 - 2007 учебный год) сложился обобщённый портрет современного родителя:

  1. родитель-сотрудник, партнёр;
  2. родитель – оценщик (оценивает всё, начиная от методики преподавания и заканчивая цветом стен и линолеума в коридоре);
  3. родитель – избиратель (проводник идей в реализации успешности ребёнка).

              Совместная деятельность классного руководителя, родителей и детей по созданию комфортной среды получила название

«Мы теперь ученики».

На активизацию этой деятельности направлена моя работа.

Принцип выстраивания отношений: взаимодействие, взаимная ответственность, доверие, сотрудничество, сопереживание, содружество, сотворчество.

Как утверждает Симон Соловейчик:

«Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми.

Важную часть взаимодействия родителей и школы составляет практическая совместная деятельность детей, родителей, классного руководителя (праздники, игры, конкурсы, соревнования, марафоны, акции, проекты).

Главными достижениями стали:

  1. принятие учащимися и родителями норм, традиций школы;
  2. создание условий для поддержки совместных успехов детей и родителей, для самореализации детей в классном коллективе;
  3. рост инициативы и активности детей и родителей;
  4. принятие законов построения классного коллектива, создание самоуправления «РОСТОК».

«Самоуправление – действие детей, осуществляемое самостоятельно или совместно с  взрослыми членами классного сообщества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения одноклассников» («Самоуправление в школе»/ Cост В.В.Вавуло, О.В.Крючкова, О.А.Хаткевич. М. 2002).

Цель: содействовать развитию ребёнка; организовать эффективное функционирование учебной группы; формировать у учащихся готовность и способность выполнять систему социальных ролей.

Принципы самоуправления «РОСТОК»:

Где хотенье, там и уменье.

После дела за советом не ходят.

Доброе дело само себя хвалит.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Чужим умом богат не будешь.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Без корня и полынь не растёт.

Результатами I этапа работы можно считать совместные творческие дела:

  1. «День добрых сюрпризов»;
  2. «Посвящение в первоклассники»;
  3. «Посвящение в пешеходы»;
  4. «И это всё о нас…» (отчёт о работе в конце года);
  5. «Как встречают Новый год люди всех земных широт»;
  6. «Перелистывая страницы учебного года»;
  7. «Судьба природы - наша судьба»;
  8. «Интеллектуальный марафон»;
  9. «Суперзолушка» и др.

                 С целью  изучения степени удовлетворённости учащихся морально-психологическим климатом классного коллектива, учебно-воспитательным процессом в классе был проведён опрос  детей

«Что тебе нравится в жизни нашего класса». 

Участники: ученики 3 А класса.

Количество участников: 24.

Результаты опроса:

  1. 72% опрошенных считают любимым предметом математику, окружающий мир и физкультуру,
  2. 91% считают свой класс дружным,
  3. 84% учащихся отмечают, что внеклассные мероприятия проводятся регулярно,
  4. 68% учащимся запомнились все мероприятия, проведённые в классе,
  5. 100% детей хотят продолжить обучение в своём классе.

По результатам опроса мы можем сделать вывод о высоком уровне взаимоотношений между детьми.

II этап – «Найди свой путь» (Самореализация школьников).

Цель: создание условий для развития личности учащихся, способности к саморазвитию, самопознанию, самореализации через включение в различные виды деятельности.

Задачи:

- целенаправленная работа по обучению коллективной, групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.

- приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города через включение обучающихся в классно-семейные проекты.

В рамках этого этапа была сформирована творческая группа (классный руководитель, родители), одной из целей которой явилось создание условий для выявления и самореализации творческих возможностей и потребностей детей. Это классно-семейные проекты, участие в районных и региональных конкурсах, в международных конкурсах «Кенгуру» и «Русский медвежонок», обучение групповой и коллективной деятельности.

На основе психолого-педагогических наблюдений, изучения каждого ребёнка  его семьи с целью выявлений его склонностей, увлечений, интересов, способностей в процессе адаптации к школьной жизни мы выявили группу родителей, способных организовать межличностное общение родительской общественности и помочь реализовать идеи, направленные на развитие личности. Эти родители не только инициаторы добрых дел, но и полноправные партнёры, проводники идей в реализации успешности ребёнка.

Ключевой принцип – идея сотрудничества детей и взрослых. Делаем не за детей, а вместе с ними.

Заметными событиями этого этапа стали:

  1.     Творческие проекты «Моя семья», «Берёза – символ    России»;
  1. Коллективный проект «Имя России» - Александр Невский;
  2. Участие в школьном проекте «Здоровый образ жизни»;
  3. Участие в районном краеведческом конкурсе «Наш край»;
  4. Участие в городском конкурсе «Самый читающий класс»;
  5. Участие в районном конкурсе «Пасхальная радость» - I место за «Семейный кулич» (Аргунова Надежда - 2009 год);
  6. Участие в конкурсе «Праздничный наряд для лесной красавицы». (Гран - при Аргунова Надежда – 2008 год и 2009 годы), III место (Ержигитова Камила – 2009 год.)

  1. Участие в районном конкурсе «Рождество Христово»;
  2.  Интеллектуальный марафон «Умницы и умники»;
  3. «Праздник первой оценки»;
  4. «Поклонимся Великим тем годам…» (митинг у памятника в д. Тарычёво).
  5. Районный конкурс «Природа и человек»;
  6. Победители регионального конкурса по выявлению самого активного класса «Маячки» и др.

              С целью изучения удовлетворённостью школьной жизнью родителей 3А класса было проведено анкетирование.

Участники: родители 3А класса.

Количество участников: 24.

Результаты:

  1. 100% родителей оценивают положительное отношение со стороны учителей к их детям;
  2. 100% родителей считают, что в классе создана благоприятная атмосфера;
  3. 94% респондентов отмечают, что у их ребёнка складываются неконфликтные отношения с учителями.

        Выводы родительского комитета: морально-психологический климат в классном коллективе отвечает требованиям, учащиеся чувствуют себя комфортно.

        Рекомендации учителю: продолжить работу по созданию благоприятных условий для самореализации самоутверждения личности ребёнка.

III этап - стабильное функционирование коллектива родителей и детей.

Цель: создание условий для овладения способов конструктивных социальных взаимоотношений.

Задачи:

- вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование;

- создание банка идей по социальному проектированию.

Родителями и детьми были предложены следующие темы будущих проектов:

«Никто не забыт, ничто не забыто»;

«Традиции моей семьи»;

«С любовью к природе»;

«Россия – Родина моя!»;

«Русские посиделки».

Реализации классно-семейных проектов способствуют такие формы работы, как классные собрания, конкурсы, викторины, праздники, информационно-познавательные классные часы, экскурсии, игры-соревнования.

Классные часы чаще всего становятся основой для создания классно-семейных проектов. Классный час «Имя России» - проект «Александр Невский», классный час «Оборона Москвы» - проект «Никто не забыт, ничто не забыто», классный час «Государственные символы России» - проект «Берёза – символ России».  

На мой взгляд, организация совместной деятельности родителей и детей способствует формированию гражданских качеств младшего школьника; углублению знаний учащихся о Родине, своём крае, месте рождения; более содержательному знакомству с историей своей семьи; воспитанию гражданского самопознания; пониманию обучающимися ответственности за будущее страны.

У моих учеников есть возможность выбирать и действовать, обосновывая свой выбор, зная свои права и обязанности.

Показатели эффективности воспитательной системы.

Педагогом – психологом И.В.Кирьяновой в октябре 2006 года в 1 А классе был проведён мониторинг готовности первоклассников к школьному обучению с использованием диагностико - прогностического скрининга ЕкжановойЕ.А.

Результаты диагностики:

Общее количество учащихся, участвующих в мониторинге

28

Мальчиков

14

Девочек

14

Высокая возрастная норма

-

Готовность к школьному обучению

46 %

«Группа риска» (условная готовность)

54 %

«Беда»

-

                   

 Результаты первоклассников, отнесённых в группы «Риск» и «Беда»

Низкие баллы

Графические ряды – нет

Рисунок – 36 %

Моторика -71 %

Узор из точек – 36 %

Дорожка звуков 14 %

              Недостаточно готовыми к школьному обучению оказались 54% учеников. Это были дети с недостаточным развитием моторных навыков, произвольного поведения, умения слушать учителя и выполнять письменные и устные инструкции.

Показатели эффективности воспитательной системы

Классы, учебный год

2008 – 2009 учебный год

2 класс, итоги года

2009 – 2010 учебный год

3 класс, 1 четверть

2009 – 2010 учебный год

3 класс, 3 четверть

Число учащихся, имеющих отличные итоговые отметки

4 учащихся

16%

5 учащихся

20,8%

6 учащихся

24,8%

Число учащихся, имеющих хорошие и  отличные итоговые отметки

10 учащихся

40%

13 учащихся

54,1%

12 учащихся

50%

Число учащихся, имеющих неудовлетворительные итоговые отметки

нет

нет

нет

Число учащихся, находящихся на ВШУ

нет

нет

нет