Нетрадиционные формы урока в начальных классах
статья на тему

Сидорова Людмила Ивановна
В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков: 1. По основной дидактической целее; 2. По основному способу их проведения; 3. По основным этапам учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netradicionnye_formy_uroka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы урока в начальных классах

В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков:

1. По основной дидактической целее;

2. По основному способу их проведения;

3. По основным этапам учебного процесса.

При классификации по основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

1. Урок ознакомления с новым материалом;

2. Урок закрепления изученного;

3. Урок применения знаний и умений;

4. Урок проверки и коррекции знаний и умений;

5. Комбинированный урок

Классификация по основному способу проведения подразделяет их на уроки:

1. В форме беседы;

2. В форме лекции;

3. В форме экскурсии;

4. В форме киноурока;

5. Самостоятельной работы учащихся;

6. Лабораторных и практических работ;

7. Сочетания различных форм занятий.

Если за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют уроки:

1. Вводные;

2. Первичного ознакомления с материалом;

3. Образования понятии, установления законов на практике;

4. Повторения и обобщения;

5. Контрольные;

6. Смешанные или комбинированные.

По характеру деятельности учителя и учащихся( контрольные уроки):

1. Уроки устного опроса;

2. Письменного опроса;

3. Зачеты;

4. Лабораторные и практические работы;

5. Самостоятельные и контрольные работы;

6. Сочетание разных видов.

Типы уроков по форме проведения уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и др.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок – блок, урок – «Дублер начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, репортаж, диалоги, «живая газета», устный журнал и т.п.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет и т.п.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.п.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок – сюрприз и т.п.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, «брейн-ринг», диспут и т.п.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция – парадокс, парный опрос, экспресс – опрос, урок – защита оценки, урок – консультация, урок – практикум, урок – семенар и т.п.

Другой подход к квалификации по форме их проведения позволяют выделить такие блоки однотипных уроков:

1. Уроки творчества: урок изобретательности, урок – выставка, урок – сочинение, урок – творческий отчет и т.п.

2. Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок – смотр знаний, урок – диспут, урок – диалог и т.п.

3. Межпредметный и внутрикурсовой уроки: интегрированные уроки, одновременно по нескольким предметам, одновременно для учащихся разных возрастов.

4. Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок – бенефис, урок – исторический обзор, урок – портрет и т.п.

5. Театрализированные уроки: урок – спектакль, урок – концерт, урок – воспоминание, урок – суд, урок – аукцион и т.п.

6. Игровые уроки: урок- деловая игра, урок – ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и др.

7. Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок- консультация и др.

Таким образом, в начальных классах учитель может разнообразить формы уроков, используя, кроме традиционных, нетрадиционные формы уроков:

1. Урок-фантазия

2. Урок - прогулка

3. Урок – деловая игра

4. Урок взаимообучения

5. Круглый стол или конференция

6. Урок открытых мыслей

7. Ролевые игры

8. Исполнение сказочного сюжета

9. Урок- соревнование

10. Урок – КВН

11. Урок- викторина

12. Урок- игра

13. Аукцион знаний

14. Урок - телепередача

15. Урок- диспут

16. Урок – эстафета

17. Урок – дуэль

18. Урок – кроссворд

19. Урок – «живая газета»

20. Устный журнал

21. Урок – турнир

22. Межпредметная интеграция

23. Урок – конкурс

24. Урок творчества

25. Урок мудрости

26. Урок – изобретательства

27. Урок – выставка

28. Урок - сочинение

29. Математический хоккей

30. Урок – спектакль

31. Урок - сказка

32. Урок – концерт

33. Урок – воспоминание

34. Смотр знаний

35. Урок – зачет

36. Урок – тест

37. Урок – экспресс-опрос

38. Урок самостоятельной работы учащихся

39. Урок для родителей

40. Урок – путешествие

41. Мозговая атака

42. Урок – экскурсия

43. Заочная экскурсия

44. Экскурсия в прошлое

45. Урок – наблюдение

46. Актуальное интервью

47. Урок – лекция

48. Урок – состязание

49. Урок – портрет

50. Киноурок

51. Урок – беседа

52. Урок – суд

53. Урок – патентное бюро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения

Учебно - методическая статья на тему "Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС "...

«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения иностранному языку»

использование нетрадиционных форм урока на уроках иностранного языка...

Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"

В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...