Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе.
статья по теме

Сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Камышанова Т.В. заместитель директора

 по учебно-воспитательной работе

 в начальной школе

 МОУ СОШ №3 г.Суровикино

 

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 Ж.-Ж. Руссо

Введение.

     Проблема здоровьесберегающих технологий и здоровьесбережения учащихся начальной школы является одной из самых насущных. Здоровье – необходимое условие для гармонического развития личности. И если недостаток  образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее. Поэтому основные задачи школы заключаются в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье. Ученик должен осознать, что здоровье необходимо беречь.

     Как сформировать у детей представление о том, что здоровье – это одна из высших ценностей? Может ли школа работать так, чтобы положительно влиять на показатели состояния здоровья? Об этом учителя начальных классов МОУ СОШ №3 г.Суровикино делятся опытом  работы с читателями.

Создание системы работы по сбережению здоровья младших школьников.

    Правильная организация обучения дает возможность предотвратить перегрузки и усталость школьников, помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

   Нельзя сосредотачиваться только на умственных нагрузках. Это приводит к утомлению, задержке развития, потере здоровья. Поэтому так остро стала проблема создания в начальной школе здоровьесберегающей среды.

   Начали мы с разработки системы  по сбережению здоровья младших школьников с учетом  имеющихся возможностей.

1 этап.

 На первом этапе (подготовительном) мы:

Создали диагностический банк данных о состоянии здоровья учеников начальной школы (совместно с фельдшером и психологом).

Изучили:

требования СанПин;

теорию разработки здоровьесберегающих технологий;

методику проведения уроков в режиме двигательной активности;

методику Базарного по  использованию  зрительных тренажеров;

Изучение данных документов позволило сделать нам следующие выводы:

1. Важнейшая составляющая процесса здоровьесбережения – строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения.

 Это:

соответствие программ;

соответствие применяемых методов и средств возрастным особенностям учащихся;

грамотно составленное расписание, учитывающее дневную динамику работоспособности;

контроль за объемом и дозировкой домашнего задания;

проведение уроков в здоровьесберегающем аспекте, уроков физкультуры;

введение физкультминуток и динамических пауз в урок (2-3 минутные на 20-30 минутах урока), микропауз при утомлении глаз;

полноценное и рациональное питание;

работа по просвещению родителей (Цель: переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества)

2. Снижение двигательной активности современного человека является фактором, способствующим росту заболеваемости. Поэтому начинать день в школе следует с проведения утренней гимнастики.

3. Продолжительная и относительно однообразная умственная работа (особенно для детей 6-7 лет) физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать. Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Смена поз происходит через 15-20 минут. Калифорнийские ученые из университета Сан-Диего пришли к выводу: процесс мышления ускоряется, когда человек стоит или неторопливо ходит. Ученые утверждают, что стоящий человек усваивает информацию в 4 раза быстрее, чем сидящий. (Газета «Труд» за 2 апреля 1988 года).Поэтому, организуя учебный процесс, необходимо уделять особое внимание двигательной активности:

Организовывать в процессе урока для учащихся смену их поз: чередование сидения, стояния, передвижений по классу. Например:

Проведение части урока (3-5 минут) стоя;

Проведение части уроков в свободной форме: в игровом уголке, у стенда, в читальном зале и т.д.

Обучение в подгруппах в разных местах классной комнаты;

Перемещение  по классу учащихся, выполнивших задание, для оказания взаимопомощи;

Выполнение заданий, предполагающих передвижение по классу (прочитать, сделать отметку, найти нужный объект, показать способ решения);      

Предусматривать проведение уроков в различной  форме (распределительно-групповой, игровой, экскурсионной и т.д). Занятия в таком режиме улучшают психическое и физическое развитие за счет снижения напряженности и утомляемости учащихся.

Учителю следует систематически перемещаться  по классу, чтобы учащийся чаще

     поворачивался в разные стороны.

При проведении опроса стремиться к тому, чтобы все дети смотрели на отвечающего. В этом случае возникает организованный динамический компонент урока, изменяется расстояние от глаз до рассматриваемого предмета, кроме того, дети привыкают к тому, что их внимательно слушают, когда они говорят и в дальнейшем начинают излагать свои мысли свободно, без стеснения.

Использовать  зрительные тренажеры, размещенные на стенах и потолке классной комнаты (Методика Владимира Филипповича Базарного по использованию офтальмотренажеров и проведению работы в зоне «напряженного зрения»). А для этого схемы, картины, таблицы и др. размещать поочередно на всех классных стенах, что приводит к динамике поз.

Использование подвижного способа обучения позволяет:

Предотвратить развитие искривлений позвоночника, возникновения плоскостопия, варикозного расширения вен;

Повысить общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям;

Стабилизировать процессы возбуждения и торможения, что способствует значительному ускорению восприятия школьниками учебного материала;

Проводить профилактику близорукости;

4. Проводить специальные уроки здоровья.

 Уроки здоровья содействуют правильному физическому и духовному развитию, укреплению умственной и физической работоспособности, формированию навыков здорового образа жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Уроки включают в себя теоретическую и практическую части и преследуют цель научить детей применять знания о здоровом образе жизни в согласии с законами природы и законами бытия.

В содержание теоретической части входят:

Знакомство с нормами здорового образа жизни.

Выявление вредных привычек и рекомендации по их устранению.

Вопросы профилактики заболеваний.

Профилактика и коррекция осанки.

Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Практическая часть предусматривает проведение тренингов, опытов, игр, практикумов, оздоровительные минутки (тренировка дыхательной системы, мышц глаз, самомассаж, упражнения по исправлению дефектов осанки и профилактики плоскостопия). Особое внимание следует уделять нравственному здоровью детей:

Здоровье в человеке заложено, его надо уметь сохранить;

Человек способен силой желания и убеждения влиять на состояние своего организма;

Нравственные качества способны оказывать воздействие на человека (доброта, честность, порядочность, отзывчивость или злость, ненависть, зависть)

Исходя из вышесказанного, на втором этапе:

Подобрали в  кабинеты начальных классов комплекты ученической мебели разного размера в соответствии с группой роста учащихся.

Ввели:

ежедневное проведение физической зарядки перед первым уроком;

дополнительные часы уроков физкультуры и спорта в классах полного дня;

спортивные часы и прогулки в ГПД;

регулярное проведение Дней здоровья;

минутки здоровья и физкультурные паузы на уроках;

специальные уроки здоровья в каждом классе, которые проходили в форме классных часов;

режим дальнего зрения - 10 минут (с использованием мультимедийного проектора, интерактивной доски, напечатанной информации, цифрового материала, сюжетных и предметных картинок размером от 1 до 3 см). Читая или рассматривая дети шаг за шагом подходят к тексту, затем возвращаются на исходную позицию (если отойти на шаг назад четкость исчезает);

ежедневную смену посадочного места;

укороченные уроки (по 35 минут);

бесплатное питание;

экологические субботники;

Разработали:

расписание уроков для учащихся;

программу лектория для родителей;

тематику классных часов;

комплексы физкультминуток;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Доклад на тему "Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе"...

Система работы учителя в создании здоровьесберегающей среды в начальной школе

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов Начальная ступень образования ...

Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе....

"Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе в условиях использования ИКТ"

Данный документ содержит материал для выступления на педагогическом совете по работе городской экспериментальной площадки. Раскрыты направления работы площадки и представлены результаты....

Статья "Здоровьесберегающая среда в начальной школе"

Статья о здоровьесберегающей среде в начальной школе...