Творческий отчёт.doc
методическая разработка по теме

Бармина Клавдия Павловна

 

«Развитие речи у детей

младшего школьного возраста»

(систематизация, структурирование

 и теоретическое обоснование своей

 практической деятельности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №4

Творческий

отчёт

«Развитие речи у детей

младшего школьного возраста» 

(систематизация, структурирование

 и теоретическое обоснование своей

 практической деятельности)

Выполнила: Бармина

Клавдия Павловна,

учитель начальных

классов

                     

п. Ванино

2008 год

Приоритетные цели, которые начальная школа должна реализовать:

  1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями  каждого.
  2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение школьникоми основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.
  3. Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника - появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии.

Учитывая важность формирования ведущей (учебной) деятельности младшего школьника в своей работе опираюсь на «Концепцию развивающего учебно-воспитательного процесса в условиях педагогической поддержки индивидуальности ребёнка», которая ориентируется на весь комплекс требований, предъявляемых сегодня к  начальному образованию. Это и воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка здоровья ребенка.

Основными принципами концепции являются:

1.        Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.

Общее развитие включает в себя:

  1. Эмоциональное и нравственное развитие (воспитание способности к сопереживанию, сочувствию, развитие способности к рефлексии, формирование коммуникативных умений, воспитание стремлений к творчеству и самовыражению);
  2. Эстетическое развитие (воспитание способности переживать красоту окружающего мира и произведений художественной культуры, воспитание эстетического чувства и чувства юмора);
  1. Физическое развитие (воспитание стремления совершенствовать возможности своего тела, вести здоровый образ жизни);

2.        Принцип непрерывного развития каждого ребенка.

        Непрерывное развитие каждого школьника понимается как постоянно поддерживаемый на уроках комплекс умений (часть из которых перейдет в навыки), связанных,

  1.  с работой, с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты и другие источники информации;
  1.  с работой в сотрудничестве в разном качестве (ведущего, ведомого и организатора учебной деятельности);  
  1.  самостоятельной работой, понимаемой как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника). Реализация этого принципа позволяет сформировать важнейшее умение: отбирать полезные и необходимые знания для жизни и учебы, использовать знания в нестандартных жизненных ситуациях.

3.         Принцип обучения в зоне ближайшего развития.

        Предполагает, что обучение на любом этапе должно идти впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития на основе учета уровня его интеллектуального развития. Учет разного уровня развития детей предусматривает разную меру трудности, а соответственно помощи и взаимопомощи

при усвоении программного материала каждым учеником, включенным в учебный процесс. Сущность этого принципа заключается в том, что каждый ребенок получает возможность усвоить (базовый) материал, но в разные периоды обучения и  с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников.

4.         Принцип прочности.

        Основанием реализации этого принципа является разноуровневый по глубине и трудности содержания учебный материал.

5.         Принцип интеграции.

        Установление устойчивых связей между разными учебными предметами. Интеграция позволяет сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов.  Интеграция позволяет объединить «усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника. Принцип интеграции выражает себя в свойстве психологической комфортности. Интегрированные предметные курсы отличаются большей образностью,  поэтому они более доступны детям, которые сами воспринимают мир, решение в рамках каждого курса общепредметных задач, связанных с формированием учебных действий, сходных приемов мышления. Придает чувство уверенности младшему школьнику, способствует успешности учебного процесса.

Не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

Заповеди урока:

  1. Ничего не сообщать в готовом виде.
  2. Начинать с задания.
  3. Держать паузу (после постановки задачи).
  4. Не спешить с оценкой ответа.
  5. Использовать суждения – интересная мысль, интересное наблюдение.
  6. Не пропускать без обсуждения ни одного ответа, даже ошибочного
  7. Приучать учеников обосновывать свои ответы.

 Есть идея – должны быть аргументы!

  1. Приучать учеников самостоятельно воспринимать учебное задание и выполнять его без дополнительных разъяснений.
  2. При выборе заданий продумывать возможные ответы учеников и вашу реакцию на них.

Развитие речи

        Большое  значение придаю выполнению трёх условий на любом уроке, но особенно на уроках русского языка:

  1. обеспечение правильной речевой среды,
  2. создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся,
  1. активизация словаря.

       Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах.

       Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

  1. Информационно – содержательные, включающие умения получать информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
  2. Структурно – композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.
  3. Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
  4. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Все речевые умения тесно между собой связаны.

       При обучении связной речи мы сталкиваемся с понятием деятельности в двух аспектах:

  1.  учебная (познавательная) деятельность, в ходе которой усваиваются знания о структуре языка.
  2.  речевая деятельность, в ходе которой учащиеся используют язык в различных речевых функциях, в том числе и в функциях общения.

         Обе эти деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах обучения. Единство учебной и речевой деятельности создаёт основу для активизации процесса развития речи учащихся начальных классов.

         Чтобы общаться ребёнок должен владеть целым рядом умений:

  1. уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения,
  2. уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения,
  3. найти адекватные средства для передачи этого содержания,
  4. уметь обеспечивать обратную связь.

          Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным.

      На уроках русского языка применяю приёмы, направленные не только на усвоение детьми программного содержания, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств. Развиваю внимание, память, логическое мышление, устную и письменную речь. Привлекаю ребят к постановке и формулированию учебных задач и их решению. Использую  в работе методику доктора педагогических наук, доцента кафедры русского языка и методики преподавания в начальных классах Бакулиной Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников».  

Приложение №1

      Для диагностики уровня усвоения материала провожу тесты по разделам: «Части речи», «Состав слова», «Имя существительное», «Три склонения имён существительных», «Падежные окончания имён существительных», «Имя прилагательное», «Глагол», «Правописание безударных гласных в корне слова» и другие.          

Приложение №2        

       Использование данных методик способствует получению следующих результатов.

Приложение №3

       В работе по развитию речи выделяют следующие направления:

  1. работа над звуковой стороной речи,
  2. словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),
  3. работа над предложениями и словосочетаниями в плане развития речи.

       Развитие связной речи является наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной задачи.

      Важнейшим условием развития речи детей является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. Это требует определённой организации коммуникативно–деятельного подхода к обучению.

      Вторым условием является наличие содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём–то сказать, для этого необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей.

      Необходимым условием развития речи детей является освоение ими языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения отбирать и использовать эти средства.

      Для того чтобы пробудить в детях жажду творчества, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики,

Надо только отыскать их, затронуть,

Чтобы они звенели добрым и весёлым звоном.

Стиль моего педагогического воздействия – формула Д2У

Оказать            Доверие

Проявить        Уважение

Обеспечить     Успех

      На примере ряда заданий  покажу как готовлю своих учеников к написанию творческой работы( сочинение «В чём красота русской зимы»).

  1. Наблюдения и подбор определений, эпитетов, метафор к зимним явлениям, глаголов для описания действий ветра, снега и т.д..

Во время прогулок, экскурсий дети с восторгом рассматривают пуховые белоснежные сугробы, любуются снежными шубами ёлочек, показывают одно чудо за другим, приходят в изумление от открывающихся им дивных зимних картин.

- Какими словами можно описать красоту русской зимы?

Все «слова – находки», предложения записываются в тетрадь и систематически записи пополняются.

День – пасмурный, ненастный;

воздух – свежий, морозный, обжигающий, чистый, колючий, бодрит, холодит, прозрачен, как хрусталь, обжигает огнём;

 снег – пушистый, белый, как сахар, идёт сплошной стеной, валит, сыплет, падает,  ничего не видно;

снежинки – узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на звёздочки, падают, порхают, кружатся, танцуют, искрятся;

 ветер – порывистый, злой, свирепый, бушует, крутит, бросает;

небо – хмурое серое;

туча – пухлая, серая, тяжёлая, снеговая свинцовая, мрачная, нависла, заволокла;

зима - белоснежная, красавица, величавая, волшебница, снежная, вьюжная, суровая, морозная;

узоры на окне – ледяные, причудливые, необыкновенные, удивительные, красивые, сказочные, восхитительные…

  1. Составление с этими словами словосочетаний, предложений, одно из которых записывали для грамматического разбора.

Белая пухлая туча заволокла небо.

Под солнечными лучами искрятся снежинки.

Алмазными россыпями сверкают сугробы.

В воздухе кружатся искристые звёздочки.

Искрятся снежинки разноцветными огоньками.

Мороз изрисовал окна причудливыми ледяными узорами…

  1. Нахождение определений, эпитетов, метафор, олицетворений  в произведениях на уроках литературного чтения (М.Пришвин «Календарь природы», С.Аксаков «Снег», И.Бунина, Н.Рубцова, К.Бальмонта, А.Пушкина и т.д.).

  1. Подбор эпиграфов.

  1. Составление предложений по картинам с зимним пейзажем.

Составленные предложения разбирались, дополнялись, обогащались более выразительными средствами.

  1. Конструирование сложных предложений.

Дети узнают о том, что соединить два предложения в одно можно с помощью одного из слов (потому что, которые и т.д.), и в этом случае высказывание получится точнее выразительнее.

Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки. Веточки нарисовал на окнах мороз. Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки, которые нарисовал на окнах мороз.

И т.д.

  1. Составление устных рассказов – миниатюр на тему «Пурга». Обсудили, как назвать это явление. Подобрали слова: метель, буря, пурга, круговерть. Предлагаю опорные слова (тучи, небо, ветер, снег) и начало рассказа: «Я заметил…»

Вот что получилось:

Пурга

Я заметил, что в классе стало темно. Посмотрел в окно, а на улице – снежная круговерть -  пурга. Тяжёлые снеговые тучи заволокли небо. С неба валит хлопьями снег. А злой ветер бушует, крутит снег и охапками бросает его на землю.

После составления собственного рассказа дети слушают небольшое произведение писателя Л.А.Фёдорова

«Метель».

Метель разметала по земле охапки пушистого снега, засыпала кусты, накинула на сосны и ели белые – белые полушалки. А устав, легла и успокоилась. Стало морозно. Громко скрипел под ногами снег.

        Почему такая последовательность? Во-первых, при составлении рассказа дети использовали свои наблюдения, свой словарь, свои мысли. Во-вторых, детские работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются анализу. А рассказ писателя на ту же тему воспринимается как шаг вперёд.

  1. Составление устных рассказов – миниатюр после прослушивания музыкальных произведений (П.Чайковского).

Такой вид работы очень труден для детей, но способствует развитию воображения и речи. Я обязательно участвую в творческом процессе, помогаю им редактировать собственные сочинения.

  1. Обогащение текста выразительными средствами.

Например:

Зима.

Наступила  зима. На  небе  светит солнце.  Снег покрыл землю  ковром.  Хлопья  снега лежат на деревьях . На катке раздаются  голоса детей.

Зима.

Наступила белоснежная  зима. На сером небе изредка светит солнце. Мягкий пушистый снег покрыл землю тёплым ковром. Крупные хлопья белого снега лежат на деревьях снежными шапками, переливающими на солнце разноцветными огоньками. На катке раздаются радостные  голоса детей.

       При подготовке к сочинению мы с детьми много читаем, делимся впечатлениями, делаем выписки из книг, выбираем наиболее подходящие для сочинения слова, фразы, записываем в свои тетради.

После такой тщательной подготовки наступает урок, когда дети должны  написать сочинение «В чём красота русской зимы». К этому уроку у детей подготовлен огромный запас слов, предложений, подсказок (как составить сложное предложение, какие сравнения и другие изобразительные средства языка употребить, памятки),  эпиграфов и других находок, помогающих рассказать о русской зиме.

Обучаю детей пользоваться всем этим арсеналом при написании сочинения. Выдаю детям памятки, в которых записаны красочные высказывания с выделенными орфограммами на уроках русского языка самими детьми.

Приведу фрагмент урока и детские сочинения.

Сочинение – описание по личным наблюдениям

«В чём красота русской зимы?»

Цель: способствовать формированию умения строить речь в определённой композиционной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал; навыков самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания; воспитывать самостоятельность, активность, увлеченность, терпение, творческую активность, любовь к природе к Родине.

Оборудование:

  1. Иллюстрация картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»
  2. Альбом П.И.Чайковского «Времена года»
  3. Тетради с собранным материалом.
  4. Таблицы: «Отбор словаря» с выделенными орфограммами, «Словарь настроений», эпиграфы.
  5. Учебник по чтению.
  6. Памятки для проверки сочинения.

Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока.

2.Вступительное слово.

Читаю стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- О чём говорится в этом стихотворении?

      Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой. Послушайте стихи А.С.Пушкина и скажите, какие поэтические картины возникли в вашем воображении. (Стихи читают подготовленные дети)

- Какова природа зимой? Почему так светло и празднично вокруг? В чём красота зимнего наряда? Как падает снег? Что показалось вам особенно красивым при снегопаде? О чём пишет А.Чехов в рассказе «Шёл первый снег»?

            3.Подготовка к сочинению.

а) обсуждение возможного плана сочинения,

б) рассуждения детей о том, как лучше передать приметы зимы, её красоту, какие образные выражения можно употребить в сочинении,

в) упражнения в распространении текста:

Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках.

-Удачен ли текст? Почему? Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему (какая зима?); теперь добавим пояснительные слова к сказуемому (куда пришла? когда пришла?) и т.д.  Что у вас получилось?

В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница – зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мохнатые снежинки,. Пушистый снег, словно мягким бархатным ковром, укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а берёза в пышном искристом платьице. Иней на деревьях сверкает цветными огоньками. Радостные дети катаются по звонкому льду на коньках.

г) заключительная беседа

- Значит, для того чтобы составить  полное (точное)  предложение, надо  уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.

В сочинении не повторяйте одни и те же слова, выбирайте самые подходящие, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы получилось сочинение хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.

             

                 4.Составление плана сочинения.

- Из каких частей должно состоять сочинение? (1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение.)

Мы должны сначала представить себе зиму так, как мы её видим, чувствуем, понимаем; постараться передать, как меняется природа зимой.

Подвожу к выводу, что каждый по – своему видит зиму, и каждый будет писать то, что ему нравится в зимних пейзажах. Но сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Вы должны написать о том, как зима влияет на ваше настроение, и замечаете ли вы красоту русской зимы.

                   План:

  1. Наступила зима.
  2. Зимняя фантазия.

- Ковёр зимы.

- Деревья зимой.

- Узоры на оконном стекле.

- Сияние снежинок в ясную погоду.

- Метель, пурга.

      3.  Настроение, вызванное красотой зимы. (За что я люблю зиму…)

             5. Выбор эпиграфа.

             6. Запись сочинения учащимися.

                   

             7. Проверка своих сочинений учащимися по памяткам №1 и №2

Приложение №4

             9. Итог урока. Чтение сочинений.

Приложение №5

Математика

            Развивающее обучение математике предполагает органичное слияние обучения и развития, при котором обучение является не самоцелью, а условием развития детей, при котором школьники самостоятельно добывают знания, знакомятся со способами действий, перестраивают известные им способы решения задач и открывают новые.

         На уроках математики так же большое  значение придаю выполнению трёх условий:

  1. обеспечение правильной речевой среды,
  1. создание предпосылок для самостоятельных устных высказываний учащихся,
  1. активизации словаря.

На уроках математики для совершенствования навыков устных вычислений, стараюсь вызвать интерес к заданиям, к математике.

  1. Умножение двузначного числа на 11. Вывод делают самостоятельно, после троекратной проверки, устанавливая логические цепочки.

                       32 * 11=352

Приём: между цифрами первого множителя вписываем сумму этих цифр.

Между цифрами 3 и 2 вписываем сумму этих цифр: 3+2=5

Данный приём будет справедливым для каждого аналогичного случая.

Учащиеся сначала пользуются данным приёмом, а затем проверяют результат, выполняя вычисление письменно. Вывод делают самостоятельно.

  1. Умножение трёхзначного числа на 101. Вывод так же делают самостоятельно, после троекратной проверки.

                        125 * 101=12625

Приём: увеличиваем первый множитель на число его сотен и приписываем к нему справа две последние цифры первого множителя.

  1. 125+1=126
  2. 12625

                             348 * 101=35148

  1. 348+3=351
  2. 35148

Этот приём легко усваивают дети при записи умножения в столбик.

Учащиеся, так же как и в первом случае, сначала пользуются приёмом, а затем проверяют результат, выполняя вычисление письменно.

  1. Использую раскраски, которые так же способствуют совершенствованию навыков устных вычислений. Задания к раскраскам дети формулируют самостоятельно.

Приложение №6

  1. Интегрирую математику и развитие речи, используя задания с «буквенным ключом», используя в заданиях пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения.

           Приложение №7

       По ходу выполнения предложенных действий ученик получает набор точек. Они используются для дополнительных заданий, связанных с геометрическим материалом. Это способствует формированию пространственных представлений, развитию воображения, нестандартного творческого мышления, активности, самостоятельности и формированию познавательного интереса.

     В работе над  задачами использую методику Н.Б.Истоминой, а также ЛаврененкоТ.А. (г.Саратов, лицей). Использую задания данные на карточках почти на каждом уроке, которые помогают детям осмыслить задачи, выявить определённые закономерности, наметить пути их решения, донести их до своих товарищей., что так же способствует развитию устной связной речи.

Приложение №8

      При решении уравнений и выполнении порядка действий в выражениях использую такие задания, которые помогают ученику приобрести необходимые знания и умения. А успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка тех умений и навыков, которые необходимы ему в процессе учебной деятельности. В научно – методической литературе их обычно называют общеучебными умениями. Они применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризуют его как «школьника»: каковы мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств её решения, есть ли у него желание улучшить результаты своего учебного труда. Каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и с этой точки зрения они являются межпредметными.

Приложение №9

Окружающий мир

         На уроках окружающего мира и чтения использую нестандартные тестовые задания, загадки, кроссворды, дополнительный материал, коммуникативные технологии. Обучение проходит на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации. Провожу нестандартные уроки утренники: викторины, путешествия, утренники. Благодаря этому значительно повышается интерес и успеваемость по предмету, воспитывается бережное отношение к природе, любовь к чтению, увлечённость, желание узнавать больше и делиться открытиями со сверстниками, что ведет к развитию грамотной, эмоциональной, логически правильно построенной речи. Чем больше ребёнок читает, общается, тем краше его речь, тем чаще у него появляется желание поделиться своими знаниями, впечатлениями, а не отмолчаться на уроках.

        Использование различных перфокарт помогает систематизировать полученные знания, выделять и запоминать главное, а так же воспитывает в ребёнке интерес к изучению мира, в котором он живёт.

Приложение №10

Большое внимание на уроках окружающего мира уделяю развитию письменной связной речи и творческих способностей. Это и описание погоды, сочинение сказок, написание сочинений о временах года, конкурсы рисунков, составление кроссвордов и т.д. все работы выставляем с детьми в уголке природы: 

Приложение №11

  1. Эту сказку мы сочинили при подготовке к школьному КВНу «Что такое осень?», в котором заняли первое место.

Приложение №12

  1. Изучая родной край, мы посетили краеведческий музей «Багульник» МОУ СОШ№3. После чего поделились своими впечатлениями в классной газете «Весёлые ребята».

Приложение №13

  1. Приняли участие в краевом конкурсе «Край родной дальневосточный» с краеведческим кроссвордом и заняли первое место.

Приложение №14

  1. Сбор народных примет, поговорок, пословиц о природных явлениях и составление таблиц по каждому месяцу.

Приложение №15

  1. Проектная деятельность.

         Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

         В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

      Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течении определённого отрезка времени.

       Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощённых в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

        Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой, природоведением, историей, математикой.

         Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

     И как сказал В.А.Сухомлинский: «Корень, источник доброты в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности».

Творческий проект «Реки, ручейки, моря на земле текут не зря»,

           «Земля – наш космический корабль», «Мир вокруг нас».

 Приложение №16     

Литературное чтение

Для того, чтобы создать оптимальные условия для формирования навыков чтения стараюсь реализовывать следующую систему мер:

  1. Для формирования правильности чтения (т.е. без ошибок и искажений) с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона обеспечиваю предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.
  2. Для формирования беглости чтения (т.е. в темпе свободной речи) обеспечиваю на уроках многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ:

- чтение текста про себя, комментирование его;

- чтение текста, ответы на вопросы, предложенные учителем;

- чтение текста про себя, разделение его на логически связные части;

- чтение текста, подготовка вопросов по его содержанию;

- выборочное чтение;

- выбор и чтение слов автора, выражающих главную мысль произведения;

- нахождение и чтение отрывков, которые могут служить подписями для данных иллюстраций;

- чтение, нахождение выразительных средств языка, употреблённых для точности характеристики;

- чтение той части произведения, которая особенно понравилась;

- чтение, нахождения отрывка, который может быть прочитан по ролям;

- чтение с передачей выражения своего настроения, вызванного содержанием.

   3. Для формирования осознанности чтения (т.е. понимание не только общего смысла текста, но и всех его элементов и языковых средств) использую группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов, подбор синонимов, антонимов, разбор ситуаций, в которых одно и то же слово принимает разные значения), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа (краткий, близкий к тексту).

4. Для формирования выразительности чтения обеспечиваю уяснение учащимися содержание идеи произведения, передачу настроения, заложенного в тексте, чтение по ролям.

На уроках чтения считаю важным и необходимым использование различных упражнений для развития органов артикуляции, для формирования дикции и предупреждения смешения звуков и увеличения темпа чтения:

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. («Задуй свечу»,»Задуй 3 свечи», выдох со счётом, использование скороговорки «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох). Раз Егорка, два Егорка…(до полного выдоха)…)
  2. Чтение блоков. («Практическое пособие по обучению чтению» И.Т.Федоренко)
  3. Отработка дикции. (Умение отчётливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками: от медленного, отчётливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Полезно начинать работу с одной скороговорки и на каждом уроке добавлять новую. Так как в течение 3-4 уроков чтение новой скороговорки начинается со знакомого текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется (-от топота копыт пыль по полю летит -  едет баба из города, везёт вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришёл Прокоп кипятить укроп; мол, супруги Пото играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести, тому бы день плетей на двести.)
  4. Развитие оперативной памяти. (Тесты зрительных диктантов по И.Т.Федоренко)
  5. Интонационная разминка. (1. Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные… 2. Выбирать нужный темп чтения: быстрый, ритмичный, плавный, размеренный… 3. Ставить логическое ударение в предложении.

Использование данных методик позволяет получить хорошие результаты.

Приложение №18

 «Начальная школа XXI века»

          В настоящее время я работаю по программе «Начальная школа XXI века». Ведущей идеей учебно-методического комплекта  является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников.

В УМК «Начальная школа XXI века» реализованы следующие идеи:

  1. обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
  2. методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, расширение его духовной и эмоциональной сферы;
  3. обучение строится на основе принципа дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие у него трудности, обеспечивать поддержку его способностей.

        В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

        С этой точки зрения особенно важен адаптационный период, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учётом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса («Грамота», «Окружающий мир» и др.), которые наряду с образовательными функциями обеспечивают реализацию функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. методика обучения этим предметам строится на приоритетном использовании наглядно – образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

        УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных  компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким образом я выполню учебную задачу и как это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается».

          Особое внимание авторы УМК уделяют созданию особой эмоционально – положительной сферы обучения, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребёнку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения.

«Сделать ученика способным к саморазвитию –

 вот жизненный принцип педагогики»

                                                                                   Вентцель

         Но проблема развития речи младших школьников - научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, по - прежнему, является одной из самых актуальных в современной методике в начальных классах.

       

Во исполнение своего высочайшего призвания – УЧИТЕЛЬ,

я стараюсь:

  1. Быть везде и всюду образцом Человека для своих учеников, нести им нравственность и знания;
  2. Быть для своих учеников старшим другом;
  3. Везде, даже в самых сложных обстоятельствах, оставаться оптимистом в отношении каждого моего ученика, бороться за него, проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий;
  4. Постоянно искать в каждом ученике индивидуальные богатства его души, опираться на них, развивать их.

Правило трёх П: понять,

                                      принять,

                                                 помочь – закон для меня.

           

Приложение №19

Литература:

  1. В.И.Воробьёва, С.К.Тивикова «Сочинения по картинам в начальной школе»
  2. М.И.Оморокова «Чтение в начальных классах»
  3. Бакулиной Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников».
  4. Научно-методический журнал «Классный руководитель»
  5. Научно-методический журнал «Завуч»
  6. Журнал «Начальная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт "Опыт работы по реализации программы "Разговор о правильном питании"

Творческий отчёт содержит важный материал из опыта моей работы по программе "Разговор о правильном питании" за последние 5 лет....

Творческий отчёт ШМО «Учителей начальных классов» 2011-2012 учебный год.

В данном документе представлен творческий отчет ШМО "Учителей начальных классов" 2011-2012 учебного года....

Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....

Творческий отчёт учителя начальной школы.

Данный материал содержит обобщение работы учителя за межаттестационный период, представлены результаты обученности детей....

Творческий отчёт - презентация "Организация внеурочной деятельности во 2 классе"

Творческий отчёт по внеурочной деятельности " Организация внеурочной деятельности во 2 классе 2012-2013 учебный год...

Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...