Доклад "Формы организации активно-познавательной деятельности учащихся на уроках с учетом их индивидуальных особенностей"
презентация урока для интерактивной доски по теме

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_2.ppt2.59 МБ
Microsoft Office document icon formy_organizacii_ap_deyatelnosti.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель: Никитина Т.Н .

Слайд 6

1 3 8 6

Слайд 7

ОДЕЖДА ОБУВЬ



Предварительный просмотр:

ГСКОУОВОВЗ общеобразовательная школа – интернат № 28

пос. Суворов- Черкесский г-к. Анапа

                                                                    Учитель: Никитина Т.Н.

 

20011-2012 уч. год.

«Формы организации активно – познавательной деятельности учащихся на уроках с учётом их индивидуальных особенностей».

     Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. 

     В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность и потому основная задача педагога -  это построение такой системы взаимодействия,  при которой ребёнок не стал бы тяготиться школой,  а учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от процесса учения.

     Познавательная деятельность учащихся зависит в большей степени от форм и методов, которые использует учитель, от взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленной на достижение целей обучения.

     Познавательная деятельность – процесс двусторонний. Условия, активизирующие процесс познания создаёт учитель, а демонстрирует результат этих условий – познавательную активность – ученик.

Здесь следует обратить внимание на три момента:

- первый – сама деятельность педагога. Он объясняет, демонстрирует, инструктирует, поощряет, наказывает и т.д.

- второй – действие ученика, который слушает, записывает, рассматривает, сравнивает, выполняет задание и т.д.

- третий – взаимодействие учителя и ученика, эта такая общая большая совместная работа, позволяющая осмыслить учебный материал, сосредоточиться, познать, сделать усилие – преодолеть себя -  это действия, связанные с интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной сферой школьника. Вот почему при организации этого взаимодействия важно учитывать индивидуальные особенности учеников, их психо – физические возможности.

     При подготовке к уроку учитель продумывает, каких микросдвигов и от кого из учащихся в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности он будет добиваться на этом уроке, какие для этого он будет использовать формы и методы обучения. Очень важно, чтобы наряду с тем, что они делают, ученик и учитель осознавали  для чего они это делают.

     Учитель чётко должен представлять, какие виды работ будут обеспечивать развитие мышления, памяти, а какие виды деятельности обеспечат концентрацию внимания, сосредоточенности. В связи с особенностью психофизических возможностей наших детей, особенно в начальной школе, важно помнить о неустойчивости внимания, о необходимости переключения с одного вида деятельности на другой с использованием демонстрационных пособий, раздаточного материала, включения в познавательную игру.

     Существенным компонентом в познавательной деятельности в начальной школе является игра.

     Но важно отметить, что игровая форма деятельности на уроке должна быть вся пронизана познавательным содержанием, игровой сюжет – это, по сути своей, форма учебной деятельности и она должна нести в себе в первую очередь обучающий заряд.

Не надо забывать, что частое использование знакомых сюжетов и героев может лишить урок новизны и привлекательности. Поэтому методика и формы проведения игр на уроке весьма разнообразны. Игра всегда выступает в двух временных измерениях – в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.

     Игры можно разделить на:  предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитированные, игры – драматизации. Я не буду останавливаться на способах их применения при решении учебных задач, - отмечу только, что в  последние годы интерес к игровой деятельности на уроке снова возрастает, некоторые учебные проблемы решить без участия игры просто невозможно, многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в игре. Кроме этого, игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети экспериментируют, обучаются, развивают коммуникативные умения, способности к восприятию, сопереживанию.

     На уроках математики я использую игру и для изучения нового материала, и для закрепления, и для обобщения: это – «найди ошибки», «счастливый случай», разноуровневые задания  в «геометрическом ассорти», математическое лото, «крестики – нолики», игра – путешествие, «звёздный час», кроссворды, «математика в датах», «математика в лицах».

     В обучении через игру стараюсь давать задания с учётом индивидуальных особенностей детей, с их психо – физическими возможностями. (Если Клешков Игорь будет решать самостоятельно математический ребус, то Андрей Мирошниченко и Максим Крючков – путешествовать по железной дороге с помощью  кости - кубика, Аня Глушенко восстанавливать числовой ряд с помощью Незнайки).

     А самое главное – важно помнить, что процесс игры должен быть интересным, а результат полезным.

     На уроках письма тоже стараюсь использовать формы работы, активизирующие деятельность учащихся: ведь весь поток знаний идёт по каналам языка: через слово усваиваются понятие, через слово строятся мысль и речь.  Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.

     Для обогащения словарного запаса и развития речи провожу такие игры – задания:

- распредели слова по темам,

- сгруппируй слова на основе какого- то общего признака,    

- замени в тексте слово другим, сходным или противоположным по значению,

- замени сочетания слов одним словом и наоборот.

При работе над содержательной стороной слова раскрываю этимологию (истинное значение слов) таких, например, слов, как - перо, чернила, тетрадь, алфавит, азбука, красная строка и т.д.

Вот например слово «апельсин». Слово заимствованное, состоит из 2-х корней – «апель» - яблоко, «син» - Китай – «яблоко из Китая». «Апель» - дети запомнят этот корень (ударение падает на гласную «а») и в слове «апельсин» они не сделают ошибки («опельсин»). Точно такая же работе проводится над словами акваланг, аквариум, аквапарк, акварель. Словообразующая часть – аква (в переводе с лат.- вода), терраса, территория – словообразующая часть – терра ( с лат.- земля). Чтобы возбудить интерес к уроку, надо стараться не только привлечь внимание к каким - то элементам предмета, но и вызвать у ребят удивление, любопытство, именно удивление формирует у детей более острое сосредоточенное внимание. Именно удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность.

     Большую ценность представляет такая форма работы на уроке, как работа с загадкой. Именно работа с загадкой является инструментом в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения.

     Загадки обогащают память, уроки с использованием загадок проходят интересно, живо, не утомляют учащихся,  доставляя им полезные упражнения для ума.

     Следующая форма работы, срабатывающая на активизацию познавательной деятельности – это нетрадиционные уроки. Среди всех предложенных форм уроков для наших детей я выделила такие:

- урок – практикум,

- урок – экскурсия,

- урок – соревнование,

- интегрированный урок,

- театрализованный урок,

- урок с дидактической игрой,

- урок – деловая игра,

- урок – ролевая игра.

     Педагоги – дефектологи советуют использовать эти формы, не как целостный урок, а как часть урока, т.к. они требуют большой предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их  проведения несколько ограничены.

     И, наконец, ещё одна форма активизации деятельности учащихся – это поощрение. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий.  Поэтому ребёнок младшего школьного возраста, да и все наши дети, постоянно нуждаются в одобрении и признании. Американский ученый – психолог Торндайк Э., сравнивая механизмы поощрения и наказания, пришёл к выводу, что награда, похвала, поощрение имеют тенденцию поддерживать и усиливать деятельность, чувство удовлетворенности, вызванное похвалой, намного сильнее чувства неудовлетворенности, вызванного порицанием, наказанием.  

     Поощрение не только оценивает положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и подталкивает, побуждает ребёнка к дальнейшей плодотворной работе.

Поощрения делятся на: мимические и пантомимические (улыбка учителя, поглаживание по голове, аплодисменты товарищей, пожатие руки, ласковый взгляд и т.п.).

Словесные: Умница! Молодец! Прекрасно! Здорово! Класс! Великолепно! Ты сегодня на высоте! Отвечал, как никогда!

     Материализованные: благодарность в дневнике, значки, грамоты, благодарственное письмо родителям, вымпелы «Так держать» и пр.

В результате успешного применения поощрений возрастает активность детей, развивается память, мышление, формируется познавательный интерес.

     Итак,  среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей в условиях коррекционно – развивающего обучения можно выделить:

- гуманистическое отношение к детям,

- максимальный учёт их индивидуальных особенностей,

- применение различных форм и методов на уроках, способствующих вызывать удивление, любопытство, неподдельный интерес к познанию т.е познавательную активность.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира

Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....

Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий

«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы  передать  русским языком». ( К. Паустовский). Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знани...

Особенности организации деятельности учащихся на уроках математики при изучении темы «Решение задач» по учебнику Н.Б. Истоминой

Реферат по теме самообразования, представленный МО учителей начальной школы в 2013 году....

Cоздание специальных образовательных условий в школе для обучения и социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей

Цель проекта: создание специальных образовательных условий в школе для обучения и  социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей.  Задачи проекта:- Сформировать и апр...

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении поставить определённую цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей ...