Доклад "Формы организации активно-познавательной деятельности учащихся на уроках с учетом их индивидуальных особенностей"
презентация урока для интерактивной доски по теме
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.59 МБ |
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 3 8 6
ОДЕЖДА ОБУВЬ
Предварительный просмотр:
ГСКОУОВОВЗ общеобразовательная школа – интернат № 28
пос. Суворов- Черкесский г-к. Анапа
Учитель: Никитина Т.Н.
20011-2012 уч. год.
«Формы организации активно – познавательной деятельности учащихся на уроках с учётом их индивидуальных особенностей».
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность и потому основная задача педагога - это построение такой системы взаимодействия, при которой ребёнок не стал бы тяготиться школой, а учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от процесса учения.
Познавательная деятельность учащихся зависит в большей степени от форм и методов, которые использует учитель, от взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленной на достижение целей обучения.
Познавательная деятельность – процесс двусторонний. Условия, активизирующие процесс познания создаёт учитель, а демонстрирует результат этих условий – познавательную активность – ученик.
Здесь следует обратить внимание на три момента:
- первый – сама деятельность педагога. Он объясняет, демонстрирует, инструктирует, поощряет, наказывает и т.д.
- второй – действие ученика, который слушает, записывает, рассматривает, сравнивает, выполняет задание и т.д.
- третий – взаимодействие учителя и ученика, эта такая общая большая совместная работа, позволяющая осмыслить учебный материал, сосредоточиться, познать, сделать усилие – преодолеть себя - это действия, связанные с интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной сферой школьника. Вот почему при организации этого взаимодействия важно учитывать индивидуальные особенности учеников, их психо – физические возможности.
При подготовке к уроку учитель продумывает, каких микросдвигов и от кого из учащихся в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности он будет добиваться на этом уроке, какие для этого он будет использовать формы и методы обучения. Очень важно, чтобы наряду с тем, что они делают, ученик и учитель осознавали для чего они это делают.
Учитель чётко должен представлять, какие виды работ будут обеспечивать развитие мышления, памяти, а какие виды деятельности обеспечат концентрацию внимания, сосредоточенности. В связи с особенностью психофизических возможностей наших детей, особенно в начальной школе, важно помнить о неустойчивости внимания, о необходимости переключения с одного вида деятельности на другой с использованием демонстрационных пособий, раздаточного материала, включения в познавательную игру.
Существенным компонентом в познавательной деятельности в начальной школе является игра.
Но важно отметить, что игровая форма деятельности на уроке должна быть вся пронизана познавательным содержанием, игровой сюжет – это, по сути своей, форма учебной деятельности и она должна нести в себе в первую очередь обучающий заряд.
Не надо забывать, что частое использование знакомых сюжетов и героев может лишить урок новизны и привлекательности. Поэтому методика и формы проведения игр на уроке весьма разнообразны. Игра всегда выступает в двух временных измерениях – в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.
Игры можно разделить на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитированные, игры – драматизации. Я не буду останавливаться на способах их применения при решении учебных задач, - отмечу только, что в последние годы интерес к игровой деятельности на уроке снова возрастает, некоторые учебные проблемы решить без участия игры просто невозможно, многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в игре. Кроме этого, игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети экспериментируют, обучаются, развивают коммуникативные умения, способности к восприятию, сопереживанию.
На уроках математики я использую игру и для изучения нового материала, и для закрепления, и для обобщения: это – «найди ошибки», «счастливый случай», разноуровневые задания в «геометрическом ассорти», математическое лото, «крестики – нолики», игра – путешествие, «звёздный час», кроссворды, «математика в датах», «математика в лицах».
В обучении через игру стараюсь давать задания с учётом индивидуальных особенностей детей, с их психо – физическими возможностями. (Если Клешков Игорь будет решать самостоятельно математический ребус, то Андрей Мирошниченко и Максим Крючков – путешествовать по железной дороге с помощью кости - кубика, Аня Глушенко восстанавливать числовой ряд с помощью Незнайки).
А самое главное – важно помнить, что процесс игры должен быть интересным, а результат полезным.
На уроках письма тоже стараюсь использовать формы работы, активизирующие деятельность учащихся: ведь весь поток знаний идёт по каналам языка: через слово усваиваются понятие, через слово строятся мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.
Для обогащения словарного запаса и развития речи провожу такие игры – задания:
- распредели слова по темам,
- сгруппируй слова на основе какого- то общего признака,
- замени в тексте слово другим, сходным или противоположным по значению,
- замени сочетания слов одним словом и наоборот.
При работе над содержательной стороной слова раскрываю этимологию (истинное значение слов) таких, например, слов, как - перо, чернила, тетрадь, алфавит, азбука, красная строка и т.д.
Вот например слово «апельсин». Слово заимствованное, состоит из 2-х корней – «апель» - яблоко, «син» - Китай – «яблоко из Китая». «Апель» - дети запомнят этот корень (ударение падает на гласную «а») и в слове «апельсин» они не сделают ошибки («опельсин»). Точно такая же работе проводится над словами акваланг, аквариум, аквапарк, акварель. Словообразующая часть – аква (в переводе с лат.- вода), терраса, территория – словообразующая часть – терра ( с лат.- земля). Чтобы возбудить интерес к уроку, надо стараться не только привлечь внимание к каким - то элементам предмета, но и вызвать у ребят удивление, любопытство, именно удивление формирует у детей более острое сосредоточенное внимание. Именно удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность.
Большую ценность представляет такая форма работы на уроке, как работа с загадкой. Именно работа с загадкой является инструментом в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения.
Загадки обогащают память, уроки с использованием загадок проходят интересно, живо, не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.
Следующая форма работы, срабатывающая на активизацию познавательной деятельности – это нетрадиционные уроки. Среди всех предложенных форм уроков для наших детей я выделила такие:
- урок – практикум,
- урок – экскурсия,
- урок – соревнование,
- интегрированный урок,
- театрализованный урок,
- урок с дидактической игрой,
- урок – деловая игра,
- урок – ролевая игра.
Педагоги – дефектологи советуют использовать эти формы, не как целостный урок, а как часть урока, т.к. они требуют большой предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.
И, наконец, ещё одна форма активизации деятельности учащихся – это поощрение. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста, да и все наши дети, постоянно нуждаются в одобрении и признании. Американский ученый – психолог Торндайк Э., сравнивая механизмы поощрения и наказания, пришёл к выводу, что награда, похвала, поощрение имеют тенденцию поддерживать и усиливать деятельность, чувство удовлетворенности, вызванное похвалой, намного сильнее чувства неудовлетворенности, вызванного порицанием, наказанием.
Поощрение не только оценивает положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и подталкивает, побуждает ребёнка к дальнейшей плодотворной работе.
Поощрения делятся на: мимические и пантомимические (улыбка учителя, поглаживание по голове, аплодисменты товарищей, пожатие руки, ласковый взгляд и т.п.).
Словесные: Умница! Молодец! Прекрасно! Здорово! Класс! Великолепно! Ты сегодня на высоте! Отвечал, как никогда!
Материализованные: благодарность в дневнике, значки, грамоты, благодарственное письмо родителям, вымпелы «Так держать» и пр.
В результате успешного применения поощрений возрастает активность детей, развивается память, мышление, формируется познавательный интерес.
Итак, среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей в условиях коррекционно – развивающего обучения можно выделить:
- гуманистическое отношение к детям,
- максимальный учёт их индивидуальных особенностей,
- применение различных форм и методов на уроках, способствующих вызывать удивление, любопытство, неподдельный интерес к познанию т.е познавательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-36169-1353158350.jpg)
Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира
Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-538623-1419526492.jpg)
Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий
«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». ( К. Паустовский). Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знани...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/12/picture-797008-1465751324.jpg)
Особенности организации деятельности учащихся на уроках математики при изучении темы «Решение задач» по учебнику Н.Б. Истоминой
Реферат по теме самообразования, представленный МО учителей начальной школы в 2013 году....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/01/picture-431435-1459541532.jpg)
Условия эффективности организации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства
Статья об условиях организации художественно- творческой деятельности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/10/picture-1298067-1615363981.jpg)
Cоздание специальных образовательных условий в школе для обучения и социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей
Цель проекта: создание специальных образовательных условий в школе для обучения и социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей. Задачи проекта:- Сформировать и апр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/26/picture-1263970-1598457141.jpg)
Использование дифференцированного подхода к выбору методов и средств воспитательного влияния на учеников с учетом их индивидуальных особенностей.
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-1456198-1675718219.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении поставить определённую цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей ...