Использование дифференцированного подхода к выбору методов и средств воспитательного влияния на учеников с учетом их индивидуальных особенностей.
учебно-методический материал по иностранному языку (4 класс)

Гончарова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Использование дифференцированного подхода к выбору методов и средств воспитательного влияния на учеников с учетом их индивидуальных особенностей.

Применение дифференцированного подхода в практике предполагает внутриклассную дифференциацию учащихся по профилям. В работе применяю деление на группы как  по уровню обученности, так и по доминирующим функциям.

В первом случае выделяю группы: с высокими, средними и низкими учебными способностями и уровнем познавательного интереса. Согласно этой типологии хотела бы привести пример из практики начального звена – параллели 3 классов.

         3 «Г» класс  составляют учащиеся с высокими учебными способностями, высоким уровнем сформированности познавательного интереса, высокими показателями успеваемости по предметам. Исключение составляют трое учеников, которых можно отнести ко 2 и 3 группе способностей – дети с особыми потребностями по состоянию здоровья. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении как внутри самой группы, так и среди параллели.

Осуществляя групповую дифференциацию, я использую различные способы организации деятельности, дифференцируя задания по уровню сложности, объёму, характеру помощи учащимся, степени самостоятельности учащихся, уровню творчества.

Чтобы сохранить благоприятную психологическую атмосферу в группе, я не акцентирую внимание на проблемах у детей с особыми потребностями, а оказываю поддержку в виде «подсказок»: иллюстраций, записей на доске, наводящих вопросов, ключевых слов и т.д.. Их неуверенное произношение нивелируется в хоровом проговаривании, а частая смена деятельности и предоставление выбора деятельности в данной группе положительно формирует интерес к предмету. Так, при изучении грамматической конструкции «have got/ has got» с частями тела, детям были предложены разные виды деятельности: игра (создай и опиши монстрика в онлайн – конструкторе), здоровьесберегающая физическая деятельность (физкультминутка с песенкой  head, shoulders, knees and toes...). Также было предложено небольшое стихотворение по теме (I’ve got a dog, Its name is Jack, Its head is white, Its nose is black.) Задание варьировалось по  интересам и способностям: кто-то мог ограничиться прочтением или заучиванием данного, другим же предлагалось сочинить свое четверостишие по образцу.

Дифференциация по доминирующим функциям представляет для меня большую практическую ценность и интерес. На основании накапливаемого опыта, который учащиеся демонстрируют во время взаимодействия в группах, получается определить, к какому профилю они относятся: визуалы, аудиалы или кинестетики. В этой связи, упор делается на основную доминанту, при этом мой интерес как раз и состоит в том, чтобы начать развивать и другие функции, в совокупности. Для диагностики, а также  дальнейшего развития я применяю различные виды деятельности:

- для визуалов использую скрайбинг: зарисовка пиктограмм  при пересказе или заучивании на уроке – обязательная составляющая; ментальные карты при объяснении материала (4Г, 4Д, 5 А, 5Б, 5В);

- для аудиалов, начиная с обучения чтению во 2 классе - хоровые чанты, рифмовки, речитативы с отбиванием ритма ( сейчас это 3 А,Б,В,Г,Д,Е);

-для кинестетиков – воздушное письмо – на начальном этапе обучения, диктант изображений –для более старшей возрастной категории. Например, в 5 А классе при изучении темы «Мой дом» учащимся предлагался диктант изображений, в котором учитель диктовал слова на английском языке из активного словаря в следующей последовательности, (semi-detached house - three floors – upstairs, there are two bedrooms and a bathroom – downstairs, there is a hall, a kitchen, and a living-room – in the kitchen there is a cooker....) и т.д. Учащиеся должны были изобразить все эти слова в рисунке.
            Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока, чередуя виды деятельности, предлагая  задания, которые направлены на активизацию мыслительной активности каждого ученика в отдельности или группы в целом. Важно то, что дифференцированное обучение имеет огромное влияние на развитие познавательной активности и самостоятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий подход в выборе методов обучения и воспитания

Презентация содержит информацию об основных методах обучения и воспитания....

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

СТАТЬЯ: "Дифференцированный подход к учащимся - одно из средств развития учеников и способ предупреждения неуспеваемости"

Дифференцированный подход к учащимся - одно из средств развития учеников и способ предупреждения неуспеваемости...

Cоздание специальных образовательных условий в школе для обучения и социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей

Цель проекта: создание специальных образовательных условий в школе для обучения и  социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей.  Задачи проекта:- Сформировать и апр...

Дифференцированный подход на уроках физкультуры как средство повышения физической подготовленности учащихся

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение ди...