СТАТЬЯ: "Дифференцированный подход к учащимся - одно из средств развития учеников и способ предупреждения неуспеваемости"
статья

Панова Екатерина Валентиновна

Дифференцированный подход к учащимся - одно из средств развития учеников и способ предупреждения неуспеваемости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gpd.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:    ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы факторов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

Самостоятельному учебному труду учащегося придается большое значение, особенно в условиях работы школ продленного дня. В школах такого типа условия обучения имеют свою специфику. Во-первых, здесь весь образовательный процесс проходит в основном в самой школе и обеспечивается на всех этапах квалифицированным руководством. Во-вторых, открываются широкие возможности применения учащимися полученных знаний непосредственно на практике, различные виды развивающейся деятельности способствуют расширению и углублению знаний учащихся.

Работа воспитателей группы продленного дня в школах с продленным днем непосредственно связана с проблемой школы, дифференцированный подход в обучении учащихся.

Организация выполнения домашнего задания - важный элемент педагогического процесса, направленный на развитие самостоятельной деятельности учащихся. Школьники не только выполняют определенные задания, но и самостоятельно изучают дополнительную литературу, работают со справочниками и другими источниками. Методике организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение. От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений, навыков, воспитание у детей стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся.

К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что школа должна так организовать труд учителя и учеников, «чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал ». В организации самоподготовки учащихся педагогические коллективы школ полного дня творчески используют опыт, накопившийся, в частности, в школах-интернатах, детских садах, школах с продленным днем.

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в школах, которые имеют ГПД (группы продленного дня) с режимом полного дня, обуславливает зависимость качества домашних заданий, прежде всего от качества урока. Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний на уроке, между усвоением знаний и домашним заданием должны быть следующие моменты: планомерная подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока (без дублирования методов и приемов самоподготовки); правильная постановка домашнего задания; правильная организация самоподготовки учащихся, предусматривающая плановость, последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывая специфику каждого предмета, разработка системы выполнения заданий на уроках, максимальное использование учебно-материальной базы школы; творческий подход к использованию режимных моментов.

К руководству самоподготовкой учащихся предъявляются такие требования:

-создание необходимых условий для занятий по самоподготовке (классные комнаты должны быть убраны, проветрены), содержание в порядке, удобном для использования, учебников, учебных пособий, словарей, справочников:

-строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований, построение целесообразного режима для учащихся;

-глубокое и всестороннее знание учащихся, уровня их общеобразовательной подготовки, индивидуальных способностей;

-осуществление руководства и оказание своевременной помощи со стороны воспитателя ГПД в организации самоподготовки учащихся; обучение рациональным приемам учебного труда;

-систематическая взаимосвязь и последовательность работы учителя и воспитателя ГПД, руководителя с развивающейся деятельностью учащихся (т.е. единства педагогического процесса на уроках и во время самоподготовки), обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности учащихся на всех этапах обучения;

-формирование у учащихся навыков самостоятельного учебного труда, работать систематически;

  • формирование у учащихся рационального использования времени,
    отведенного для работы;
  • оказание своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся в
    занятиях по самоподготовке (но без излишней опеки);
  • применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;
  • использование средств поощрения детей, хорошо справляющихся с
    работой, в отведенное время;
  • представление воспитателем ГПД в часы самоподготовки кратких
    перерывов в работе одному, двум или нескольким учащимся;

- предоставление воспитателем ГПД определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий полной самостоятельности. Как правило, в группы входят 1-14 учащихся. В группу могут быть также включены дети,
поведение и успеваемость которых нуждается в повседневном контроле. Для
такой группы готовятся специальные задания (как правило, на специальных
карточках);

- назначение учащихся-консультантов. Они работают, получив
предварительную консультацию под непосредственным руководством учителя,
воспитателя ГПД.

Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, чтобы дети быстро и полностью включались в работу.

Точное начало приготовления домашних заданий - непременное условие, влияющее на качество их выполнения. Дети должны знать основные требования, которые заблаговременно раздаются в виде памятки, и привыкнуть к их соблюдению. Умение действовать нужной последовательности, самостоятельно намечать эту последовательность - важные факторы успешного выполнения домашних заданий.

Структурно самоподготовка состоит из трех основных частей, а именно: вводная часть, самостоятельная работа учащихся и подведение итогов. На вводную часть следует отводить от 5 до 10-12 мин. В это время учащиеся составляют план работы, уясняют содержание заданий, выделяют главное в работе, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях. Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальных частей. В конце самоподготовки воспитателем ГГТД подводятся краткие итоги, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе, оценивается выполненное задание. Необходимо широко использовать самоконтроль, самооценку, взаимооценку.

Опыт подтверждает, что дети должны знать: сколько времени им отведено, допустим на решение примеров и задач, на выполнение грамматических упражнений, на подготовку устных заданий.

Наблюдения показали, что переключение через 15-20 мин. на иную по содержанию и характеру работу создавало нервную обстановку, вызывало чувство неудовлетворенности у детей.

В условиях школы, где есть ГПД при рационально организованном выполнении домашних заданий, учащиеся прочно усваивают теоретические знания, полученные на уроках, приучаются применять эти знания на практике, у детей воспитывается самостоятельность, развивается умение правильно распределять свое время, вырабатывается способность к длительному и систематическому труду. Необходимо вооружить учащихся правильными приемами учебного труда. Для формирования у учащихся рациональных умений и навыков выполнения учебных заданий нужна систематическая педагогическая работа в часы самоподготовки.

Задания для самостоятельных заданий, как правило, состоят из двух частей общее задание для всего класса и индивидуальные для каждого ученика. Такая организация требует от детей полного напряжения сил, работа того или иного ученика вызывает интерес, помогает всему классу преодолевать трудности учения, развивает их индивидуальные способности и склонности. Учащиеся объединялись в группы по уровню знаний, с учетом общих пробелов и успехов в овладении учебным материалом. При изменении уровня знаний дети переходили из одной группы в другую. Сильным ученикам предлагается материал, новый не только по содержанию, но и по характеру работы с ним.

Требования подбора задания с учетом пробелов в знаниях учащихся и их возможностей связано с требованием посильности задания. Требование посильности означает, что задание должно не только быть выполненным, но и учитывать уровень возможностей учащихся.

Если ученики испытывают затруднения при выполнении задания, то им оказывается индивидуальная помощь. Умение определять какой материал предмета надо повторять для выполнения задания, является важнейшим условием успешной самостоятельной работы учащихся. Соответствующие указания следует давать только тогда, когда воспитатель ГПД убедился, что учащиеся в процессе выполнения задания все же затрудняются в выборе материала для повторения.

Работая с особо трудным материалом, воспитатели прибегают к коллективному составлению плана работы над заданием. Это приходится делать в случае недостаточного изучения программного материала на уроке, а также отсутствие навыков самостоятельной работы у учащихся.

Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений, наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у каких более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться. Умение сосредотачиваться полезно будет ученику и в дальнейшем. Все же определенный порядок, соблюдение общепринятых правил работы во время самоподготовки крайне необходимы. Поэтому должны быть устранены сильные раздражители, которые могут отвлекать внимание учащихся: громкое чтение и разговор, особенно не связанных с учебным материалом, и др. Если ученику нужно подойти к карте или ближе рассмотреть пособие, он это делает тихо, не спрашивая разрешения у воспитателя ГПД. Если же нужно что-то узнать у воспитателя ГПД, обратиться за помощью, ученик поднимает руку, а воспитатель подходит и тихо отвечает на вопрос или помогает в выполнении задания.

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в ГПД, особенно на занятиях по самоподготовке требует значительной активизации работы по развитию познавательной самостоятельности, т.е. стремления и умения учащегося без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности.

Как уже отмечалось выше, можно выделить три наиболее существенных компонента самостоятельности: мотивационный, содержательно-операционный, волевой. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Развитие познавательной самостоятельности учащихся требует, прежде всего, разнообразия форм работы с учащимися. Анализ деятельности многих педагогических коллективов подтверждает, что при выполнении домашних заданий следует использовать фронтальные, индивидуальные, групповые, а также коллективно-групповые формы работы. Дифференцированный подход к учащимся позволяет обогащать учебно-воспитательный процесс, выясняет и развивает интересы учащихся, их склонности и способности. Особое внимание следует уделять борьбе со списыванием. Совместное приготовление уроков нередко способствует распространению списывания. Как с этим бороться? Как внедрить сознательное отношение к учебе? Это требует большой и кропотливой работы. Полезно проводить собрания, вечера, выпускать стенгазеты, направленные против этого вредного явления. В связи с расширением возможностей фронтальной, групповой и индивидуальной работы во время самоподготовки можно и необходимо совершенствовать также технику учета знаний.

Развитию самостоятельной учебной работы школьников способствует правильная постановка обучения самоконтролю. Необходимыми условиями успешного обучения учащихся самоконтролю является: уяснения ими целей предстоящей работы, усвоения образцов конечного результата и способов его получения, сличение хода работы и достигнутого результата с образцами, оценка состояния выполняемой работы, анализ допущенных ошибок и выявление их причин. Важное условие для проведения самоконтроля-усвоение учащимися образцов, сравнить применяемые способы выполнения работы и полученные результаты.

Поэтому следует с самого начала дать учащимся исчерпывающие указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с внешними признаками как образцами для сличения. Начальная ступень самоконтроля - сличение. Оно сопровождается самооценкой учащимися своей работы. Критерии самооценки формируются под влиянием оценки педагога, оценок других учащихся и т. д.

Необходимо применять классификацию видов самоконтроля по формам организации работы учащихся при его осуществлении (фронтальная, индивидуальная, взаимная проверка). При фронтальной проверке проводится коллективный разбор выполненного задания, определяются допущенные ошибки, их причины и пути устранения. Это наиболее простая формула, поэтому применяется он при начальном обучении самоконтролю младших школьников. При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Именно такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи использования фронтальных проверок и других способов контроля.

Большое влияние на развитие самоконтроля оказывают взаимные самопроверки учащимися работ друг друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимание и навыки самоконтроля.

В результате обучения самоконтролю у учащихся развиваются умения управлять своей учебной и трудовой деятельностью, осуществляется постепенный переход от инструктирования, управления со стороны воспитателя ГПД к самоуправлению.

Важное значение в работе ГПД имеют консультации. Посещение консультаций не обязательно для всех учащихся. Обычно на консультацию приходят те учащиеся, которым трудно дается усвоение того или иного материала, или те, которым нужно подготовиться к контрольной работе. Консультации проводится и для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к одному из предметов. По способам проведения могут быть такие консультации: консультация-совет, консультация - разъяснение, консультация-обсуждение, комбинированная (смешанная) консультация.

Консультация - совет по структуре довольно проста. Она начинается с разъяснения значения и сущности предстоящей работы. Воспитатель ГПД советует, как лучше организовать эту работу. Затем консультация продолжается в вопросительно - ответственной форме. Особое внимание обращается на методику того или иного вида работы.

Консультация - разъяснение назначается после изучения той или иной темы, раздела программы. Проводится в вопросительно - ответной форме и имеет целью систематизацию знаний учащихся перед контрольными работами. На консультацию учащиеся приходят с учебниками и дополнительной литературой. Как правило, воспитатель ГПД отвечает только на такие вопросы, которые не нашли должного отражения в учебниках, являются спорными или возникли в результате самостоятельной работы учащегося. Не всегда целесообразно разъяснение доводить до конца. Убедившись в том, что учащийся понял главное и может самостоятельно продолжать и успешно закончить работу над вопросом, воспитатель ГПД ограничивается разъяснением основных положений.

Консультации - обсуждения проводятся как обязательные для всех учащихся и посвящаются обсуждению тех проблем и вопросов, которые изучались ими самостоятельно. В этом случае консультация начинается с небольшого вступительного слова воспитателя ГПД и его ответов на вопросы учащихся, связанные с уточнением отдельных положений, понятий. В заключительной части подводятся итоги, воспитатель ГПД указывает на недостатки в знаниях учащихся, отмечает, на что следует обратить внимание при дальнейшей работе над темой и рекомендует дополнительную литературу. Так участие каждого учащегося на подобных консультациях является обязательным. Воспитатель ГПД назначает время для индивидуального или группового (2-3 ученика) собеседования по данной теме для тех, кто не присутствовал на этой консультации. Однако такие консультации не следует превращать в худший вид занятий, придавать им элементы натаскивания. Консультация должна способствовать развитию самостоятельности мышления, умения анализировать факты и явления, творческого подхода к усвоению знаний, помогать учащимся в выяснении наиболее сложных вопросов.

Комбинированная консультация имеет разнообразную структуру, включающую структурные элементы вышеописанных консультаций.

Вопрос о повышении самостоятельности и активности, учащихся в обучении не снимается с повестки дня на всем протяжении истории советской школы и педагогики. Н.К. Крупская писала: « Научить ребят самостоятельно работать совершенно необходимо... Прогресс техники, прогресс науки, постоянная смена занятий, смена функций, необходимость продумывать и разрешать ряд вновь возникающих проблем требует умения самостоятельно работать над приобретением знаний. Человек, который не умеет сам учиться, а лишь усваивает все то, что ему говорит учитель, профессор, который умеет ходить лишь на поводу, мало на, что годен. Нам надо научить подрастающее поколение самостоятельно овладевать знаниями».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ушинский К.Д.-М.;Л.,- Т.6.-С.256
  2. Кобзар Б.С. Педагопчні проолеми розвитку школ-ітернатів шкільних
    груп продовженого дня. - К.Л 968.- С.87Л02
  3. Зеленина Л.М. Система организационных форм учебного процесса в
    школе полного дня. Сов. Педагогика.-1977-№ 6.-С. 91-97
  4. Сысоева Н. Кутьев В. Школа полного дня. Народное образование.-1976.-№ 10 - С.62-67
  5. Настасьев Г.К. Руководство самоподготовкой учащихся старших
    классов- К. Л 
    980
    Крупская Н.К. Пед. соч.-В. 10-Т.З.-С.5! 1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.

Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для у...

Статья "Дифференцированный подход в обучении - способ развития каждого ученика"

Дифференцированный подход в обучении - это важнейший принцип воспитания и обучения.Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной систем...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"

статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...

Статья: "Логические кубики для всех. Одно из средств развития познавательной сферы"

Методика Никитина дает необозримый простор для фантазии педагога и учащегося. Используя её, можно сравнивать предметы, множества и величины; счет и пересчет предметов; выделять звуки из ряда других зв...