Статья: "Логические кубики для всех. Одно из средств развития познавательной сферы"
статья

Артеменкова Инга Владимировна

Методика Никитина дает необозримый простор для фантазии педагога и учащегося. Используя её, можно сравнивать предметы, множества и величины; счет и пересчет предметов; выделять звуки из ряда других звуков, узнавать цифры и буквы, развивать абстрактное мышление, придумывая схематичные изображения к предметам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubiki_nikitina._rech.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Логические кубики для всех. Одно из средств развитии познавательной сферы.

Учитель-дефектолог: Артеменкова Инга Владимировна

Учитель-дефектолог:Хведечко Елена Ивановна

ГБОУ школа-интернат №67

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций (ВПФ), реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды.

Одной из главных задач в работе учителя – дефектолога является развитие и коррекция внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления, речи. Для решения этой задачи активно используются кубики Никитина «Сложи узор».

Материальное воплощение игры представляет собой набор из шестнадцати кубиков размером 3х3х3см. Кубики раскрашены в четыре цвета – синий, красный, белый и желтый. Некоторые грани кубиков закрашены полностью одним цветом, на некоторых граница цветов идет по диагонали грани. Из кубиков складывают картинки. Для этого их можно укладывать на плоскую поверхность, можно ставить друг на друга в несколько рядов, или даже складывать из них сложные трехмерные фигуры.

Работа по этой методике может начинаться с раннего возраста и с самых простых узоров: выложить дорожку, башню из кубиков одного цвета; выложить дорожку, башню, чередуя цвета. На этом этапе работы развивается зрительное восприятие; повышается концентрация внимания; развивается зрительная память, мыслительные процессы: анализ и синтез. Дети закрепляют знания о цвете; учатся сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; учатся соотносить схему узора и сам узор. Но по окончанию дошкольного обучения работа с кубиками не заканчивается. Дети, которые поступают к нам учиться, могут не знать цветов, геометрических фигур, у них зачастую, не сформировано на нужном уровне зрительно – пространственное восприятие. И кубики помогают успешно заполнить многие пробелы и приобрести необходимые для школьного обучения навыки.

В нашей школе – интернате обучаются дети с ЗПР. Для них характерны: общая незрелость психических процессов, нарушение зрительного и слухового восприятия, нарушения познавательной деятельности и т.д.  Для успешного обучения ученика, применяя данную методику, мы можем развить такие способности как:  умение ориентироваться в пространстве; развитие мыслительных операций; зрительное восприятие, внимание, память.; повысить уровень устойчивости и концентрации внимания. К тому же, многим детям эти кубики знакомы еще с детского сада, они знают как работать с ними, быстро включаются в работу, повышается уровень успешности. Как правило, с первых занятий игра притягивает внимание ребенка, увлекает его. Он с нетерпением ждет следующих занятий.

Упражнение «Собери узор другого цвета»

Упражнение предназначено для для младших школьников. Когда дети научатся собирать узор по образцу(схеме), можно приступать к следующему этапу и предложить собрать изображение(узор) по схеме, но другого цвета.

Этапы:

  •  предлагаем собрать изображение(узор)
  • предлагаем собрать узор другого цвета

Можно использовать 4, 9, 16 кубиков

Упражнение «Конструирование на бумаге»

Предназначено для учащихся 3-4 классов.

Оборудование:

1 этап: лист бумаги с готовой сеткой, цветные карандаши, ластик.

2 этап: лист в клетку, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, линейка

Ребенку предлагается схема узора, которую необходимо:

-перенести в готовую сетку

-создать самостоятельно сетку и перенести в нее узор.

Если у ребенка возникают трудности в процессе выполнения упражнения, можно предложить составить узор из кубиков и получившийся узор перенести в сетку.

Методика Никитина дает необозримый простор для фантазии педагога и учащегося. Используя её, можно сравнивать предметы, множества и величины; счет и пересчет предметов; выделять звуки из ряда других звуков, узнавать цифры и буквы, развивать абстрактное мышление, придумывая схематичные изображения к предметам.

Использование методики Никитина в коррекционной работе дефектолога способствует более успешному формированию и развитию учебных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.

Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для у...

Развитие познавательной сферы младшего школьника

Опыт работы развития мыслительных операций: упражнения, игровые материалы и т.д....

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Игра- одно из средств активизации познавательных интересов детей.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности....

Рисование, как одно из средств развития познавательных интересов у слабовидящих школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Рисование, как одно из средств развития познавательных интересов у слабовидящих школьников с интеллектуальной недостаточностью.Я работаю с категорией детей, имеющих  не только нарушения зрения, н...

программа "Развитие способностей обучающихся через развитие познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов"

Цель программы:  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания опти...

"Групповая работа как одно из эффективных средств развития познавательной активности младших школьников"

Использование групповых методов обучения обеспечивает решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечивает развитие их способностей для жизни в современном обществе и творч...