программа "Развитие способностей обучающихся через развитие познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов"
материал
Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по развитию познавательной сферы, психомоторному и сенсорному развитию.
У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.
Занятия по развитию познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящая программа разработана и составлена на основе:
- Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Коррекционные занятия по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
- Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).
- Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.
- Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г
- Диагностический альбом Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, Государственным стандартом общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 4 года обучения:
- для 1 класса – 68 часов;
- для 2 класса – 68 часов;
- для 3 класса – 68 часов;
- для 4 класса – 68 часов
На каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
- -способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
- -выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
- -развивать и корректировать психические функции учащихся;
- -развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;
- -научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности;
- -снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;
- -корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
- -изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
- -способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;
Занятия по данной программе является коррекционно-направленными: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Работа на занятиях проводится по подгруппам в 5-6 человек, а также индивидуально, чтобы у каждого обучающегося была возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Занятия носят практическую направленность, тесно связаны с другими учебными предметами, готовят обучающихся к жизни в обществе.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.
Основным содержанием занятий по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются:
- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
- упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
- игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.
Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов
- Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
- Кинестетическое и кинетическое развитие
- Тактильно-двигательное восприятие
- Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
- Восприятие пространства
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
- Восприятие времени
- Развитие мыслительных операций
Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов дети должны научиться:
- Ориентироваться на сенсорные эталоны;
- Узнавать предметы по заданным признакам;
- Сравнивать предметы по внешним признакам;
- Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
- Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- Давать полное описание объектов и явлений;
- Различать противоположно направленные действия и явления;
- Определить последовательность событий;
- Ориентироваться в пространстве;
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- Опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.
Методы:
- Диагностика
- Ролевое проигрывание
- Анализ ситуаций
- Дидактическая игра
- Беседа
Методы оценки эффективности психокоррекционной работы
Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.
- Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:
- - полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
- - применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
- - применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
- Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- - частичное усвоение нового опыта;
- - частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;
- - затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
- Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.
- - нечувствительность учащегося к новому опыту;
- - невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- - невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
Описание разделов программы.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти).
2 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 ч)
Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (17 часов).
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (15 часов).
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (5 часа).
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4 часов).
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Раздел 6. Восприятие пространства (8 часов).
Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (10 часов).
Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 8. Восприятие времени (4 часов).
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Учащиеся должны уметь:
- определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
- различать основные цвета и их оттенки;
- конструировать предметы из геометрических фигур;
- узнавать предмет по части;
- определять на ощупь разные свойства предметов;
- находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
- различать «наложенные» изображения предметов;
- различать вкусовые качества;
- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
- различать характер мелодии;
- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
- соотносить времена года с названиями месяцев.
3 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 час).
Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (16 часов).
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (15 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (6 часов).
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часов).
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Раздел 6. Развитие восприятия пространства (5 часов).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
Раздел 7. Восприятие времени (4 часов).
Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.
Раздел 8. Развитие мыслительных операций (16 часов)
Формирование умения устанавливать причинно-следственных связей; нахождение элементарных аналогий, формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор.
Учащиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
- зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
- различать запахи и вкусовые качества, называть их;
- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
- действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам.
4 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 час).
Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (14 часов).
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа).
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (6 часов).
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Раздел 6. Восприятие пространства (8 часов).
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.
Раздел 7. Восприятие времени (6 часов).
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Раздел 8. Развитие мыслительных операций (11 часов)
Учащиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
- выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
- пользоваться элементами расслабления;
- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
- смешивать цвета, называть их;
- конструировать сложные формы из 6-8- элементов;
- находить нереальные элементы нелепых картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов;
- самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- определять возраст людей.
№ | Кол-во ч. | Тема урока | Цели урока | Форма урока | Деятельность учащихся |
1-3 | 3 ч. | Тест Керна-Йерасека на определение уровня интеллектуального развития ребенка. | Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий. | Диагностика | Выполнение тестовых задач |
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов | |||||
4 | 1 ч. | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый) | Знакомство с цветом. Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета. | Дидакт. игра | Работа в группах |
5 | 1 ч. | Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов. | Закрепление и применение полученных знаний. Узнавание цвета, оттенков цвета. | Практич. занятие Игровые упражнеия | Анализ цвета, сравнение |
6 | 1 ч. | Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки – подходящие по цвету») | Закрепление и применение полученных знаний | Практич. занятие | Сравнительный анализ контрастных цветов |
7 | 1 ч. | Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов. | Закрепление и применение полученных знаний | Практич. занятие | Группировка цветов по заданному признаку |
8 | 1 ч. | Дидактическая игра «Назови цвет» | Закрепление и применение полученных знаний | Дидакт. игра | Работа в группах |
9 | 1 ч. | Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»). | Формирование сенсорных эталонов цвета. Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета. Сравнительный анализ предмета по цвету | Дидакт. игра | Сравнение, соотнесение предметов по цвету. Работа в группах и индивидуально |
10-11 | 2 ч. | Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые. | Восприятие: величины: большой -маленький; высоты: высокий – низкий; длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий;толщины: толстый – тонкий. | Практич. занятие | Ролевое проигрывание Сравнительный анализ по заданному признаку |
12 | 1 ч. | Сравнение 2 предметов по высоте и длине. | Закрепление знаний по параметрам: высота и длина | Практич. занятие | Сравнительный анализ по заданному признаку |
13 | 1 ч. | Сравнение 2 предметов по ширине и толщине. | Закрепление знаний по параметрам: ширина и толщина | Практич. занятие | Сравнительный анализ по заданному признаку |
14 | 1 ч. | Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин. | Закрепление знаний по восприятию величины и цвета | Дидакт. игра «Подбери двум куклам одежду» | Группировка предметов парных по величине и цвету (работа в группе) |
15 | 1 ч. | Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм. | Закрепление знаний по восприятию величины и цвета | Практич. занятие | Группировка предметов по величине и цвету (контрастные формы) |
16 | 1 ч. | Группировка по форме предметов двух контрастных форм. | Закрепление знаний по восприятию величины и цвета | Практич. занятие | Работа в группах |
17 | 1 ч. | Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм. | Закрепление знаний по восприятию величины | Практич. занятие | Группировка плоскостных предметов контрастных по величине и цвету |
18-19 | 2 ч. | Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»). | Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета | Дидакт. игра | Анализ предмета, используя тактильный анализатор |
20 | 1 ч. | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» | Узнавание предметов и изображений. | Дидакт. игра | Анализ по заданному признаку |
21 | 1 ч. | Составление целого из (2-3 детали) на разрезном материале | Конструирование предметов и изображений. | Практич. занятие | Развитие целостности восприятия |
23 | 1 ч. | Дидактическая игра «Четвертый лишний» | Узнавание предметов и изображений. | Дидакт. игра | Работа в группах |
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | |||||
24 | 1 ч. | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) | Развитие крупной моторики | Практич. занятие | Работа в группах |
25 | 1 ч. | Формирование чувства равновесия («дорожка следов») | Развитие крупной моторики | Практич. занятие | Индивидуальная работа |
27 | 2 ч. | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков | Пальчиковая гимнастика. | Индивидуальная работа |
28 | 1 ч. | Пальчиковые игры. | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | Пальчиковая гимнастика. | Работа в группах |
30 | 2 ч. | Конструирование из счетных палочек. | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | Практич. занятия | Работа в группах |
32 | 2 ч. | Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру. | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | Практич. занятие | Работа в группах |
33 | 1 ч. | Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр. | Развитие графомоторных навыков | Практич. занятие | Работа в группах |
35 | 2 ч. | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | Развитие мелкой моторики пальцев руки и графомоторных навыков | Практич. занятие | Индивидуальная работа |
36 | 1 ч. | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание). | Развитие координации движений | Практич. занятие | Индивидуальная работа |
38 | 2 ч. | Работа в технике «рваной» аппликации. | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | Практич. занятие | Работа в группах |
39 | 1 ч. | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | Практич. занятие | Работа в группах |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |||||
40 | 1 ч. | Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. | Кинестетическое и кинетическое развитие | Дидакт. игра «Море волнуется». | Работа в группах |
41 | 1 ч. | Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | Кинестетическое и кинетическое развитие | Практич. занятие | Изображение животных, игрушек, насекомых, техники. |
Тактильно-двигательное восприятие | |||||
42 | 1 ч. | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | Развитие тактильно- двигательного восприятия | Практич. занятие | Индивидуальная работа |
44 | 2 ч. | Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). | Развитие тактильно- двигательного восприятия | Дидактич. игра «Чудесный мешочек» | Работа в группах |
45 | 1 ч. | Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты» | Развитие тактильно- двигательного восприятия | Практич. занятие | Работа в группах |
46 | 1 ч. | Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» | Развитие тактильно- двигательного восприятия | Практич. занятие | Работа в группах |
48 | 2 ч. | Игры с крупной мозаикой. | Развитие тактильно- двигательного восприятия | Практич. занятия | Работа в группах |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | |||||
49 | 1 ч. | Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?» | Развитие слухового восприятия | Игра | Работа в группах |
50 | 1 ч. | Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают). | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Практич. занятие | Работа в группах |
52 | 2 ч. | Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?» | Развитие слухового восприятия учащихся | Практич. занятие Дидактич. игра «Громко- тихо» | Работа в группах, в парах |
Развитие восприятия пространства | |||||
53 | 1 ч. | Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад. | Развитие восприятия пространства | Практич. занятие | Выполнение движений по инструкции, за учителем |
54 | 1 ч. | Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»). | Выполнение движений по инструкции | Практич. занятие | Работа в группе |
55 | 1 ч. | Ориентация на рабочем столе. | Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу. | Практич. занятие | Индивидуальная работа |
56 | 1 ч. | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона) | Восприятие пространства | Практич. занятие | Индивидуальная работа |
58 | 2 ч. | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | Восприятие пространства | Практич. занятия | Индивидуальная работа |
59 | 1 ч. | Расположение предметов на листе бумаги. | Восприятие пространства | Дидакт. игра «Расположи верно» | Индивидуальная работа |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | |||||
60 | 1 ч. | Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. | Развитие зрительного восприятия | Игра «Сравни предметы» | Работа в группах |
62 | 2 ч. | Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета) | Развитие зрительной памяти | Игра | Работа в группах |
63 | 1 ч. | Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?» | Развитие зрительного восприятия и памяти | Игра | Работа в группах |
64 | 1 ч. | Упражнение для профилактики и коррекции зрения | Профилактика зрения | Гимнастика для глаз | Работа в группах |
Восприятие времени | |||||
65 | 1 ч. | Сутки. Последовательность событий. | Ориентация во времени суток | Практич. занятие | Работа в группах |
66 | 1 ч. | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. | Ориентация во времени - неделя | Практич. занятие | Работа в группах |
68 | 2 ч. | Дидактическая игра «Веселая неделя» | Закрепление и обобщение | Игра | Работа в группах |
3 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю
№ | Кол-во ч. | Тема урока | Цели урока | Форма урока | Деятельность учащихся |
1-2 | 2 | Тест Керна-Йерасека на определение уровня интеллектуального развития ребенка. | Обследование вновь прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий. | Диагностика | Выполнение тестовых задач |
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов | |||||
3 | 1 | Cоотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый. | Формирование сенсорных эталонов цвета | Практич. занятие | Групповая и индивидуальная работа |
4 | 1 | Использование цвета для обозначения предметов: дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель. | Развитие предпосылок символической деятельности мышления | Практич. занятие | Групповая и индивидуальная работа |
5 | 1 | Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»). | Формирование сенсорных эталонов цвета | Дидакт. игра «Подбери кукле однотонную одежду» | Работа в группах |
6 | 1 | Выбор и группировка предметов на скорость. | Формирование сенсорных эталонов формы, величины | Практич. занятие | Работа в группах |
7-8 | 2 | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины | Практич. занятие | Сравнительный анализ предметов по самостоятельно выделенному признаку |
9 | 1 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. Д.). | Формирование сенсорных эталонов формы, величины | Практич. занятие | Сравнительный анализ предметов по двум параметрам |
10 | 1 | «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей). | Конструирование предметов | Практич. занятие | Работа в группах |
11 | 1 | Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. | Развитие сенсорных эталонов величины | Практич. занятие | Работа в группах |
12 | 1 | Дидактическая игра «Цветик-семицветик». | Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины | Дидакт. игра | Работа в группах |
13-14 | 2 | Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине). | Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины | Практич. занятие | Индивидуальная работа |
15 | 1 | Дидактическая игра «Колумбово яйцо». | Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины | Дидакт. игра | Работа в группах |
16-18 | 3 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | Конструирование предметов | Практич. занятие Настольный «Лего» | Индивидуальная работа |
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | |||||
19 | 1 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | Развитие крупной моторики | Практич. занятие | Индивидуальная работа |
20-21 | 2 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | Развитие мелкой моторики | Практич. занятие Игра | Индивидуальная работа |
22-23 | 2 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений. | Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков | Практич. занятие Игра | Индивидуальная работа |
24 | 1 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). | Развитие мелкой моторики | Практич. занятие Игра | Индивидуальная работа |
25 | 1 | «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (по пантомиме). | Развитие крупной и мелкой моторики | Игровые упражнения | Работа в группах |
26 | 1 | Рисование бордюров по образцу. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | Дидакт. игра «Расставь значки в фигурах». | Индивидуальная работа |
27-29 | 3 | Графический диктант (зрительный и на слух). | Выявление отклонений в развитии | Тест | Индивидуальная работа |
30-31 | 2 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | Практич. занятие Игровые упражнения | Индивидуальная работа и в группах |
32-33 | 2 | Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | Практич. занятие | Работа в группах |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |||||
34-35 | 2 | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). | Кинестетическое и кинетическое развитие | Игровые упражнения | Работа в группах |
Тактильно-двигательное восприятие | |||||
36-37 | 2 | Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). | Развитие тактильно-двигательного восприятия | Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | Работа в группах |
38 | 1 | Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». | Развитие тактильно-двигательного восприятия | Практич. занятие Игровые упражнения | Индивидуальная работа и в группах |
39 | 1 | Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)». | Развитие тактильно-двигательного восприятия | Дидакт. игра | Индивидуальная работа и в группах |
40-41 | 2 | Игры с сюжетной мозаикой. | Развитие тактильно-двигательного восприятия | Практич. занятие Игровые упражнения | Индивидуальная работа и в группах |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | |||||
42 | 1 | Развитие чувства ритма. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Дидакт. игра «Мы барабанщики | Работа в группах |
43 | 1 | Различение мелодий по темпу. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Практич. занятие Игровые упражнения | Работа в группах |
Развитие восприятия пространства | |||||
44 | 1 | Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам). | Развитие восприятия пространства | Практич. занятие Игровые упражнения | Индивидуальная работа и в группах |
45 | 1 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. | Развитие восприятия пространства | Практич. занятие Игровые упражнения | Индивидуальная работа и в группах |
46-47 | 2 | Дидактическая игра «Лабиринт». | Развитие восприятия пространства | Дидакт. игра | Работа в группах |
48 | 1 | Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции. | Развитие восприятия пространства | Практич. занятие | Индивидуальная работа и в группах |
Восприятие времени | |||||
49 | 1 | Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток). | Развитие восприятия времени | Дидакт. игра | Работа в группах |
50 | 1 | Лото «Времена года». | Развитие восприятия времени | Дидакт. игра | Работа в группах |
51-52 | 2 | Определение времени по часам. | Развитие восприятия времени | Практич. занятие | Индивидуальная работа |
Развитие мыслительных операций | |||||
53 | 1 | Дидактическая игра «Назови одним словом» | Развитие мыслительных операций | Дидакт. игра | Работа в группах |
54-55 | 2 | «Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета. | Развитие мыслительных операций | Практич. занятие Игровые упражнения | Индивидуальная работа и в группах |
56-57 | 2 | Дидактическая игра «Четвертый – лишний». | Развитие мыслительных операций | Дидакт. игра | Работа в группах |
58-59 | 2 | Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»). | Коррекция интеллектуального развития | Практич. занятие Игровые упражнения | Работа в группах |
60-61 | 2 | Дидактическая игра «Разрезные картинки». | Развитие мыслительных операций | Дидакт. игра | Работа в группах |
62 | 1 | Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.). | Формирование понимания последовательности событий, | Практич. занятие Игровые упражнения | Решение ситуационных задач |
63-64 | 2 | Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Буквенная эстафета») | Развитие мыслительных операций | Практич. занятие Игровые упражнения | Индивидуальная работа и в группах |
65 | 1 | Упражнения на решение изображенных на картинке ситуаций; оперируя мысленными образами представлениями: «Как мальчику достать мячик?», «Как Саше накормить кролика?», «Помоги ребятам украсить зал». | Формирование и развитие умения анализировать ситуацию | Практич. занятие | Решение ситуационных задач |
66 | 1 | Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.). | Формирование и развитие умения анализировать | Практич. занятие | Решение ситуационных задач |
67 | 1 | «Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок. | Развитие мыслительных операций | Практич. занятие | Решение ситуационных задач, загадок |
68 | 1 | Дидактическая игра «Найди различие и сходство». | Диагностика развития психомоторных и сенсорных процессов | Дидакт. игра | Работа в группах и индивидуально |
Литература
1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект - М, 1999г.
2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997, №3
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995
4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2002.
5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990
6.Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 1996.
7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2002.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2001.
9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2007
10. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями. Под ред. А.М. Царева — Асков, 1999.
11.Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. – М., 2001
12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.
13. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы
у детей инвалидов-М, 2001.
14. Цикото Г.В. Коррекционно - развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста – М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...
Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА
Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.Занятия по сенсорному восприятию направлены на:развитие зрительного восприятия и внимания;развит...
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1, 2 и 3 классов с умственной отсталостью
рабочая программа для 1,2,3 классов для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс....
"Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с особыми образовательными потребностями через пальчиковые игры и упражнения"
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)
Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...