программа "Развитие способностей обучающихся через развитие познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов"
материал

Цель программы:  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта,  его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по развитию познавательной сферы, психомоторному и сенсорному развитию.

У обучающихся при недоразвитии интеллекта  выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Занятия по развитию познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с  ограниченными возможностями здоровья.

Настоящая программа разработана и составлена на основе:

  • Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Коррекционные занятия по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
  • Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).
  • Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001.
  • Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.
  • Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г
  • Диагностический альбом  Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы»,  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, Государственным стандартом общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 4 года обучения:

  • для 1 класса – 68 часов;
  • для 2 класса – 68 часов;
  • для 3 класса – 68 часов;
  • для 4 класса – 68 часов

 На каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Цель программы:  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта,  его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • -способствовать полноценному психическому и личностному развитию  школьника, коррекции  недостатков  познавательной деятельности  обучающихся путем    целенаправленного    систематического    развития    у    них    правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
  • -выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
  • -развивать и корректировать психические функции учащихся;
  • -развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать    развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;
  • -научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности;
  • -снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;
  • -корректировать поведение  учащихся с помощью игротерапии;
  • -изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
  • -способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки  их  общей моторики  совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;

Занятия по данной программе является коррекционно-направленными: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Работа на занятиях проводится по подгруппам в 5-6 человек, а также индивидуально, чтобы у каждого обучающегося была возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Занятия  носят практическую направленность, тесно связаны с другими учебными предметами, готовят обучающихся к жизни в обществе.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Основным содержанием занятий по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются:

  • дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
  • упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
  • пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
  • игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов
  • Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Тактильно-двигательное восприятие
  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
  • Восприятие пространства
  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
  • Восприятие времени
  • Развитие мыслительных операций

Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов дети должны научиться:

  • Ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • Узнавать предметы по заданным признакам;
  • Сравнивать предметы по внешним признакам;
  • Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
  • Составлять сериационные  ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • Давать полное описание объектов и явлений;
  • Различать противоположно направленные действия и явления;
  • Определить последовательность событий;
  • Ориентироваться в пространстве;
  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • Опосредовать свою деятельность речью.

Своевременная психолого-педагогическая  помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.

Методы:

  • Диагностика
  • Ролевое проигрывание
  • Анализ ситуаций
  • Дидактическая игра
  • Беседа

Методы оценки эффективности психокоррекционной работы

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

  • Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

  • - полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
  • - применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
  • - применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
  • Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

  • - частичное усвоение нового опыта;
  • - частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;
  • - затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
  • Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

  • - нечувствительность учащегося к новому опыту;
  • - невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
  • - невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

Описание разделов программы.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти).

2 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 ч)

Раздел  1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (17 часов).

        Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

Раздел 2.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (15 часов).

        Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа).

        Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (5 часа).

        Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Раздел  5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4 часов).

        Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Раздел  6. Восприятие пространства (8 часов).

        Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Раздел  7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (10 часов).

        Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел  8. Восприятие времени (4 часов).

        Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Учащиеся должны уметь:

  • определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
  • различать основные цвета и их оттенки;
  • конструировать предметы из геометрических фигур;
  • узнавать предмет по части;
  • определять на ощупь разные свойства предметов;
  • находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
  • различать «наложенные» изображения предметов;
  • различать вкусовые качества;
  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
  • различать характер мелодии;
  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
  • соотносить времена года с названиями месяцев.

 3 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 час).

Раздел  1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (16 часов).

        Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 2.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (15 часов).

        Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).

        Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (6 часов).

        Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Раздел  5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часов).

        Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Раздел  6. Развитие восприятия пространства (5 часов).

        Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Раздел  7. Восприятие времени (4 часов).

        Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.

Раздел 8. Развитие мыслительных операций (16 часов)

Формирование умения устанавливать причинно-следственных связей; нахождение элементарных аналогий, формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор.

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
  • дорисовывать незаконченные изображения;
  • группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
  • составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
  • конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
  • определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
  • зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
  • классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
  • различать запахи и вкусовые качества, называть их;
  • сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
  • действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
  • определять время по часам.

4 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 час).

Раздел  1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (14 часов).

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел 2.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа).

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (6 часов).

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Раздел  5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Раздел  6. Восприятие пространства (8 часов).

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Раздел  7. Восприятие времени (6 часов).

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Раздел 8. Развитие мыслительных операций (11 часов)

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
  • выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
  • пользоваться элементами расслабления;
  • группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
  • смешивать цвета, называть их;
  • конструировать сложные формы из 6-8- элементов;
  • находить нереальные элементы нелепых картинок;
  • определять противоположные качества и свойства предметов;
  • самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
  • распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
  • определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
  • моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
  • определять возраст людей.

Кол-во ч.

Тема урока

Цели урока

Форма урока

Деятельность учащихся

1-3

3 ч.

Тест Керна-Йерасека на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Выполнение тестовых задач

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

4

1 ч.

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый)

Знакомство с цветом.

Узнавание цвета,

сочетания цветов, оттенков цвета.

Дидакт. игра

Работа в группах

5

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов.

Закрепление и применение полученных знаний.

Узнавание цвета,

оттенков цвета.

Практич. занятие

Игровые упражнеия

Анализ цвета, сравнение

6

1 ч.

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки подходящие по цвету»)

Закрепление и применение полученных знаний

Практич. занятие

Сравнительный анализ контрастных цветов

7

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов.

Закрепление и применение полученных знаний

Практич. занятие

Группировка цветов по заданному признаку

8

1 ч.

Дидактическая игра «Назови цвет»

Закрепление и применение полученных знаний

Дидакт. игра

Работа в группах

9

1 ч.

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»).

Формирование сенсорных эталонов цвета. Узнавание цвета,

сочетания цветов, оттенков цвета. Сравнительный анализ предмета по цвету

Дидакт. игра

Сравнение, соотнесение предметов по цвету. Работа в группах и индивидуально

10-11

2 ч.

Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые.  

Восприятие: величины: большой -маленький; высоты: высокий – низкий;

длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий;толщины: толстый – тонкий.

Практич. занятие

Ролевое проигрывание

Сравнительный анализ по заданному признаку

12

1 ч.

Сравнение 2 предметов по высоте и длине.

Закрепление знаний по параметрам:

высота и длина

Практич. занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

13

1 ч.

Сравнение 2 предметов по ширине и толщине.

Закрепление знаний по параметрам:

ширина и толщина

Практич. занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

14

1 ч.

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Дидакт. игра «Подбери двум куклам одежду»

Группировка предметов парных по величине и цвету (работа в группе)

15

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Практич. занятие

Группировка предметов по величине и цвету (контрастные формы)

16

1 ч.

Группировка по форме предметов двух контрастных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Практич. занятие

Работа в группах

17

1 ч.

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины

Практич. занятие

Группировка плоскостных предметов контрастных по величине и цвету

18-19

2 ч.

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).

Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета

Дидакт. игра

Анализ предмета, используя тактильный анализатор

20

1 ч.

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?»

Узнавание предметов и изображений.

Дидакт. игра

Анализ по заданному признаку

21

1 ч.

Составление целого  из (2-3 детали) на разрезном материале

Конструирование предметов и изображений.

Практич. занятие

Развитие целостности восприятия

23

1 ч.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Узнавание предметов и изображений.

Дидакт. игра

Работа в группах

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

24

1 ч.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

Развитие крупной моторики

Практич. занятие

Работа в группах

25

1 ч.

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Развитие крупной моторики

Практич. занятие

Индивидуальная работа

27

2 ч.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа

28

1 ч.

Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в группах

30

2 ч.

Конструирование из счетных палочек.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практич. занятия

Работа в группах

32

2 ч.

Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практич. занятие

Работа в группах

33

1 ч.

Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр.

Развитие графомоторных навыков

Практич. занятие

Работа в группах

35

2 ч.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

Развитие мелкой моторики пальцев руки и   графомоторных навыков

Практич. занятие

Индивидуальная работа

36

1 ч.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание).

Развитие координации движений

Практич. занятие

Индивидуальная работа

38

2 ч.

Работа в технике «рваной» аппликации.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практич. занятие

Работа в группах

39

1 ч.

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практич. занятие

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

40

1 ч.

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидакт. игра «Море волнуется».

Работа в группах

41

1 ч.

Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

Кинестетическое и кинетическое развитие

Практич. занятие

Изображение животных, игрушек, насекомых, техники.

Тактильно-двигательное восприятие

42

1 ч.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практич. занятие

Индивидуальная работа

44

2 ч.

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький).

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Дидактич. игра «Чудесный мешочек»

Работа в группах

45

1 ч.

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты»

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практич. занятие

Работа в группах

46

1 ч.

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практич. занятие

Работа в группах

48

2 ч.

Игры с крупной мозаикой.

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практич. занятия

Работа в группах

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

49

1 ч.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?»

Развитие слухового восприятия

Игра

Работа в группах

50

1 ч.

Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практич. занятие

Работа в группах

52

2 ч.

Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?»

Развитие слухового восприятия учащихся

Практич. занятие Дидактич. игра «Громко- тихо»

Работа в группах, в парах

Развитие восприятия пространства

53

1 ч.

Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад.

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие

Выполнение движений по инструкции, за учителем

54

1 ч.

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Выполнение движений по инструкции

Практич. занятие

Работа в группе

55

1 ч.

Ориентация на рабочем столе.

Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

Практич. занятие

Индивидуальная работа

56

1 ч.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона)

Восприятие пространства

Практич. занятие

Индивидуальная работа

58

2 ч.

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Восприятие пространства

Практич. занятия

Индивидуальная работа

59

1 ч.

Расположение предметов на листе бумаги.

Восприятие пространства

Дидакт. игра «Расположи верно»

Индивидуальная работа

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

60

1 ч.

Нахождение отличительных и  общих признаков 2-х предметов.

Развитие зрительного восприятия

Игра «Сравни предметы»

Работа в группах

62

2 ч.

Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета)

Развитие  зрительной памяти

Игра

Работа в группах

63

1 ч.

Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?»

Развитие зрительного восприятия и памяти

Игра

Работа в группах

64

1 ч.

Упражнение для профилактики и коррекции зрения

Профилактика зрения

Гимнастика для глаз

Работа в группах

Восприятие времени

65

1 ч.

Сутки. Последовательность событий.

Ориентация во времени суток

Практич. занятие

Работа в группах

66

1 ч.

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

Ориентация во времени - неделя

Практич. занятие

Работа в группах

68

2 ч.

Дидактическая игра «Веселая неделя»

Закрепление и обобщение

Игра

Работа в группах

3 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю

Кол-во ч.

Тема урока

Цели урока

Форма урока

Деятельность учащихся

1-2

2

Тест Керна-Йерасека на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Обследование вновь прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Выполнение тестовых задач

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3

1

Cоотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Практич. занятие

Групповая и индивидуальная работа

4

1

Использование цвета для обозначения предметов: дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.

Развитие предпосылок символической деятельности мышления

Практич. занятие

Групповая и индивидуальная работа

5

1

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»).

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидакт. игра «Подбери кукле однотонную одежду»

Работа в группах

6

1

Выбор и группировка предметов на скорость.

Формирование сенсорных эталонов формы, величины

Практич. занятие

Работа в группах

7-8

2

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практич. занятие

Сравнительный анализ предметов по самостоятельно выделенному признаку

9

1

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. Д.).

Формирование сенсорных эталонов формы, величины

Практич. занятие

Сравнительный анализ предметов по двум параметрам

10

1

«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

Конструирование предметов

Практич. занятие

Работа в группах

11

1

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

Развитие сенсорных эталонов величины

Практич. занятие

Работа в группах

12

1

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Дидакт. игра

Работа в группах

13-14

2

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практич. занятие

Индивидуальная работа

15

1

Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Дидакт. игра

Работа в группах

16-18

3

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

Конструирование предметов

Практич. занятие

Настольный «Лего»

Индивидуальная работа

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

19

1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

Развитие крупной моторики

Практич. занятие

Индивидуальная работа

20-21

2

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие мелкой моторики

Практич. занятие

Игра

Индивидуальная работа

22-23

2

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Практич. занятие

Игра

Индивидуальная работа

24

1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

Развитие  мелкой моторики

Практич. занятие

Игра

Индивидуальная работа

25

1

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;  «Угадай, кто я?» (по пантомиме).

Развитие крупной и мелкой моторики

Игровые упражнения

Работа в группах

26

1

Рисование бордюров по образцу.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Дидакт. игра «Расставь значки в фигурах».

Индивидуальная работа

27-29

3

Графический диктант (зрительный и на слух).

Выявление отклонений в развитии  

Тест

Индивидуальная работа

30-31

2

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

32-33

2

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Практич. занятие

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

34-35

2

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

Кинестетическое и кинетическое развитие

Игровые упражнения

Работа в группах

Тактильно-двигательное восприятие

36-37

2

Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Работа в группах

38

1

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

39

1

Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Дидакт. игра

Индивидуальная работа и в группах

40-41

2

Игры с сюжетной мозаикой.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

42

1

Развитие чувства ритма.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Дидакт. игра «Мы барабанщики

Работа в группах

43

1

Различение мелодий по темпу.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практич. занятие

Игровые упражнения

Работа в группах

Развитие восприятия пространства

44

1

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам).

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

45

1

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

46-47

2

Дидактическая игра «Лабиринт».

Развитие восприятия пространства

Дидакт. игра

Работа в группах

48

1

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие

Индивидуальная работа и в группах

Восприятие времени

49

1

Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

Развитие восприятия времени

Дидакт. игра

Работа в группах

50

1

Лото «Времена года».

Развитие восприятия времени

Дидакт. игра

Работа в группах

51-52

2

Определение времени по часам.

Развитие восприятия времени

Практич. занятие

Индивидуальная работа

Развитие мыслительных операций

53

1

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Развитие мыслительных операций

Дидакт. игра

Работа в группах

54-55

2

«Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета.

Развитие мыслительных операций

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

56-57

2

Дидактическая игра «Четвертый – лишний».

Развитие мыслительных операций

Дидакт. игра

Работа в группах

58-59

2

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»).

Коррекция интеллектуального развития

Практич. занятие

Игровые упражнения

Работа в группах

60-61

2

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Развитие мыслительных операций

Дидакт. игра

Работа в группах

62

1

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.).

Формирование понимания последовательности событий,

Практич. занятие

Игровые упражнения

Решение ситуационных задач

63-64

2

Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Буквенная эстафета»)

Развитие мыслительных операций

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

65

1

Упражнения на решение изображенных на картинке ситуаций; оперируя мысленными образами представлениями: «Как мальчику достать мячик?», «Как Саше накормить кролика?», «Помоги ребятам украсить зал».

Формирование и развитие умения анализировать ситуацию

Практич. занятие

Решение ситуационных задач

66

1

Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.).

Формирование и развитие умения анализировать

Практич. занятие

Решение ситуационных задач

67

1

«Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок.

Развитие мыслительных операций

Практич. занятие

Решение ситуационных задач, загадок

68

1

Дидактическая игра «Найди различие и сходство».

Диагностика развития психомоторных и сенсорных процессов

Дидакт. игра

Работа в группах и индивидуально

Литература

1.        Государственный   стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект - М, 1999г.

2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997, №3

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995

4.        Забрамная С.Д., Исаева Т.Н.    Изучаем     обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2002.

5.  Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990

  6.Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 1996.

7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2002.

8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2001.

9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2007

10. Обучение   и    развитие   детей   и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями.     Под ред. А.М. Царева — Асков, 1999.

11.Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. – М., 2001

12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.

13. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы
у детей инвалидов-М, 2001.

14. Цикото Г.В.   Коррекционно - развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА

Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.Занятия по сенсорному восприятию направлены на:развитие зрительного восприятия и внимания;развит...

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1, 2 и 3 классов с умственной отсталостью

рабочая программа для 1,2,3 классов для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,  обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс....

"Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с особыми образовательными потребностями через пальчиковые игры и упражнения"

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)

Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...