Главные вкладки

    Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ
    учебно-методический материал (3 класс)

    Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

    Занятия по сенсорному восприятию направлены на:

    • развитие зрительного восприятия и внимания;
    • развитие слухового внимания и восприятия;
    • развитие тактильно-двигательного восприятия;
    • развитие вкусового восприятия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    по коррекционному курсу

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

    для обучающихся с ОВЗ

    3 класс

                                                                                               

    Санкт-Петербург

    2015-2016

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

    Задачей данного предмета является развитие у детей с ОВЗ процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

    У детей с нарушением интеллекта с самого рождения не возникает активный познавательный процесс к предметам и явлениям окружающего мира, не развивается без специально организованных условий воспитания ориентировочно-исследовательская деятельность. Это подтверждается проявлением неадекватного поведения таких детей с окружающими людьми. Очень часто ребёнок с ОВЗ воспринимает другого ребёнка или взрослого человека как предмет, толкает его или отодвигает его, не учитывая его позицию в пространстве или социуме.

    Актуальность: Сенсорное воспитание и развитие внимания служат основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Развитие сенсорных систем является, с одной стороны, основой для формирования у ребёнка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой – оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

    Развитие сенсорных систем в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действий рассматривания, вслушивания и ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.

    Другой важной стороной развития сенсорных систем является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребёнка со словом. Соединение того, что ребёнок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более чёткими, систематизированными и обобщёнными. Развитие восприятия во всех случаях идёт от различения предметов, их свойств и отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т.е. к появлению образа-представления.

    Занятия по сенсорному восприятию направлены на:

    • развитие зрительного восприятия и внимания;
    • развитие слухового внимания и восприятия;
    • развитие тактильно-двигательного восприятия;
    • развитие вкусового восприятия.

    Работа по этим направлениям значима для развития детей с ОВЗ, но, учитывая индивидуальный уровень развития каждого учащегося, задачи обучения и воспитания условно делятся на три уровня.

        Программа предназначена для учащихся 3 класса «Особый ребенок».

         Целью данной программы является формирование освоения учащимися систем сенсорных эталонов.

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И                               ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ

    1 уровень.

    • Учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
    • Учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, зрительно-тактильно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов.
    • Учить различать свойства и качества предметов: мягкий – твёрдый, мокрый – сухой, большой – маленький, сладкий – горький, тихий – громкий.
    • Учить различать цвет (красный, зелёный, жёлтый, синий) и форму (круг, квадрат, куб, шар) предметов.
    • Учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отражённой речи).
    • Формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач.
    • Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности: в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

    2 уровень.

    • Учить дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые, свойства, качества и отношения предметов.
    • Выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков,
    • Формировать образы восприятия, учить воспринимать и называть предметы и их свойства.
    • Формировать поисковые способы – пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.
    • Формировать целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.
    • Развивать координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно – ощупывать, зрительно-двигательно – обводить по контуру.
    • Учить передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования.
    • Учить соотносить действия, изображённые на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам.
    • Учить складывать картинки из четырёх частей с разной конфигурацией разреза.
    • Учить воспринимать и различать звуки окружающей действительности.
    • Развивать вкусовую чувствительность и формировать представления о разнообразных вкусовых качествах.

    ПОКАЗАТЕЛИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ

    Требования к 1 уровню.

     Дети должны научиться:

    • Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай карандаш» и т.д.          
    • Различать свойства и качества предметов: мокрый – сухой, большой – маленький, сладкий – горький, холодный – горячий и т.д.
    • Воспроизводить в отражённой речи и или показывать на картинках некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой – маленький, холодный – горячий, кубик – шарик и т.д.)
    • Различать основные цвета: красный и жёлтый, зелёный, синий.  
    • Различать геометрические формы: круг и квадрат, шар и куб.
    • Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх).
    • Складывать разрезную картинку из двух частей.
    • Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик не катится).
    • Дифференцировать звукоподражания (выбор из 2-3 предметов или картинок).

    Требования к 2 уровню.

    Дети должны научиться:

    • Различать свойства и качества предметов.
    • Учитывать свойства и качества предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
    • Складывать разрезную предметную картинку из 2-3 частей.
    • Выполнять группировку предметов по заданному признаку.
    • Пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач.
    • Выполнять задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, слева, справа, на, под и т.д.
    • Называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов («Лимон какой?»  –  «Лимон кислый и жёлтый»).
    • Дифференцировать звучание трёх музыкальных инструментов, реагируя на изменение звучания определённым действием.
    • Дифференцировать разные по слоговому составу слова: матрёшка, домик, кот и т.д. (с использованием картинок).
    • Выделять знакомое слово из фразы.
    • Узнавать бытовые шумы.
    • Иметь представление о разнообразных вкусовых качествах пищевых продуктов.

    ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Развитие зрительного восприятия и внимания.

    • Дифференциация объемных форм в процессе конструирования по образцу.  
    • Понятия «высокий – низкий», «длинный - короткий». Относительность величины «больше – меньше», «длиннее – короче», «выше – ниже».
    • Использование в апликации и в конструировании по образцу и в словестной инструкции представлений о величине предметов (большой и маленький дом, высокое и низкое дерево).
    • Выбор величины из трех предложенных объектов. Соотнесение предметов по величине (три размера): «Раставь игрушки в свои домики». Использование величины в играх с дидактическими игрушками (из пяти частей): матрешки, пирамидки, кубы-вкладыши. Узнавание предметов по описанию их формы, величины, цвета.
    • Основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, коричневый, ораньжевый. Знакомство с названиями новых цветов. Нахождение знакомого цвета в окружении. Использование цвет в игре в качестве сигнала к дейстрвию (игра «Светофор»).
    • Ориентировка в помещении. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по словесной инструкции («положи на шкаф»). Воспроизведение пространственных отношений между элементами при конструировании по подрожанию, по образцу, по словесной инструкции.
    • Знакомство с понятиями «справа – слева», «далеко – близко». Воспроизведение пространственых отношений «справа – слева» по подрожанию и по образцу.
    • Соотнесение изображаемого на картинке действия с реальным. Выбор определенного действия, изображенного на картинке, из ряда предложенных картинок («Покажи, где мальчик бежит»).
    • Нахождение разницы в деталях при сопоставлении предметов (отсутствие банта у доругой куклы, наличие туфелек и т.п.). Складывание фигуры из частей, изображение собранных фигур в рисунке, запоминание изображений (лото: сначало из 2х картинок, потом из 4х).
    • Самостоятельное складывание разрезной картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.
    • Запоминание местонахождения спрятанных предметов.

    Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

    • Бытовые шумы (шум шагов, сигнал автомобиля, дверной звонок).
    • Звуки явлений природы (шум дождя, завывание ветра, пение птиц и т.п.)
    • Дифференциация бытовых шумов и шумов природных явлений по звуковым характеристикам.
    • Отработка реакций на различные формы звуковых сигналов (на звучание дверного звонка, спросить кто пришел; закрыть кран с капающей водой; остановится на сигнал автомобиля и т.д.)
    • Нахождение данного слова в предложенной фразе.
    • Нахождение заданного словосочетания в предложенной фразе (хлопни в ладоши, если услышишь слова «красный шарик»).
    • Дифференцирование слов, близких по слоговой структуре, а так же близких по звучанию.
    • Определение направления звука и его источника без опоры на зрительный анализатор.

    Развитие тактильно – двигательного восприятия.

    • Восприятие на ощупь формы и величины предметов.
    • Дифференциация на ощуп предметов, разных по форме, по величине.
    • Выбор на ощуп предметов по словесному описанию признаков этого предмета педагогом (предмета не называть).
    • Выбор предметов по кинетически воспринимаемому признаку: по материалу (деревянный – железный).
    • Выбор предметов по кинетически воспринимаемому признаку: по качеству поверхности (гладкий – шероховатый).
    • Передача в лепке величины и формы предметов и их частей после зрительно-тактильного обследования.
    • Развитие координации руки и глаза, формирования способа обследования предметов: зрительно – тактильный (ощупывать).
    • Развитие координации руки и глаза, формирования способа обследования предметов: зрительно – двигательный (обводить по контуру).

    Развитие вкусовой чувствительности.

    • Восприятие целостного образа предмета по его вкусовым характеристикам (Угадай, что ты съел?)
    • Продукты питания. Разный вкус продуктов: сладкий, кислый, соленый, горький.
    • Группировка прдуктов по вкусовым признакам (2 – 3).
    • Основы рационального питания. Подбор набора продуктов, используемых для приготовления простых блюд (салат, компот, каша).
    • Проготовление простых холодных закусок на основе различных вкусовых сочетаний.
    • Адекватное обращение с пищевыми продуктами в зависимости от их температуры (горячие, теплые, холодные).

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». СПб, «Союз», 2002 г.
    2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта). М., «Просвещение», 2003 г.
    3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». М., «Владос», 2001 г.
    4. «Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под редакцией Баряевой Л.Б.). СПб, 1996г.
    5. «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха» (под редакцией Михаленковой И.А.). СПб, 1999 г.
    6. Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии». М., 2000 г.
    7. Программа для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). М., «Дидакт», 1997 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 2 класса

    В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

    Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие познавательных способностей» 1 «Г» дополнительный класс

    Рабочая программа  и КТП по коррекционному курсу  «Развитие познавательных способностей»  1 «Г» дополнительный класс (ЗПР)...

    Рабочая тетрадь для занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

    Данный дидактический материал будет полезен учителям начальных классов и дефектологам ,работающим с детьми с ОВЗ...

    Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)

    Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...