Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза».
рабочая программа по логопедии

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза».  Уровень образования: начальное общее - 1-4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmo_po_razvitiyu_fonetiko.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Усть-Лабинский район ст -ца Тенгинская

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

ст-цы Тенгинской

                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                                                                    решение педагогического совета

                                                                                    от  30 августа 2018 года,   протокол № 1

                                                                                    Председатель _________С. В.  Морозова                                                                                                

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  коррекционному курсу

«Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза»

Уровень образования:  начальное общее  - 1-4 классы

Количество часов:  

1 класс –  33 часа.

2 класс  – 34 часов.

3 класс –  34 часов.

4 класс  – 34 часов.

   

 Учитель- логопед:                       Кормилицына Оксана Владимировна

         Программа разработана с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основе программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой

Пояснительная записка

         Программа коррекционного курса «Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза» для 1-4 классов составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основе программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и нормативно - правовых документов:

  • Федеральный Закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ №1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  •  АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ КК специальной (коррекционной) школы – интерната ст-цы Тенгинской;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 №38528);
  • Учебный план ГКОУ КК  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат ст-цы Тенгинской на 2018-2019 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

         

      Уровень программы коррекционно-развивающий.

         Программа предназначена для работы с обучающимися с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальных (коррекционных) школах   и в общеобразовательных школах в рамках инклюзивного образования.

       Цель программы: развитие фонематического восприятия,  навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

- развитие слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти; 

- развитие фонематического восприятия;

- формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. 

Общая характеристика коррекционного курса

    Программа коррекционного курса состоит из следующих                         основных разделов:

- неречевые звуки;

- речевые звуки;

- анализ и синтез.

     Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов:

-структурно-системный принцип;

-принцип комплексности;

-принцип дифференциации;

-принцип концентризма;

-принцип последовательности;

-принцип коммуникативности;

-принцип минимизации;

-принцип доступности и индивидуализации;

-принцип активности и интенсивности;

-принцип сознательности, наглядности и научности.

Общая характеристика коррекционного курса  с учетом особенностей его освоения обучающимися

 «Фонематический слух»  по Л.С. Выготскому  включает в себя 3 речевые операции:

  • способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

 •    умение определять линейную последовательность звуков в слове;

 •    умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

•    осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

-выяснение порядка следования фонем в слове;

-установление различительной функции фонем.

Именно Д.Б. Эльконин доказал, что прежде, чем обучать ребёнка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

        Простые формы фонематического анализа узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звука из слова возникают спонтанно в процессе развития речи в дошкольном возрасте.

        Сложные формы, определение количественного и последовательного звукового слова, формируется лишь в процессе специального обучения, в ходе обучения грамоте.

Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у обучающихся с интеллектуальными нарушениями протекает медленно, неполноценно  и сопряжено с трудностями, обусловленными у них недоразвитием психических процессов. Программа коррекционного курса позволяет увеличить количество часов, отведенных на  развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза в системе логопедических занятий, что создает условия для лучшего усвоения тем программы обучающимися начальной школы.

Распределение количества часов коррекционного курса

«Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза»

Классы

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

1

33

2

1

34

3

1

34

4

1

34

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза» 

Личностные результаты:

  • формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • положительного отношения к урокам русского языка;
  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа;
  • интереса к языковой и речевой деятельности;
  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты: 

-различать неречевые звуки;

-различать гласные и согласные звуки;

-различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

-различать  артикуляторно-сходные, свистящие и шипящие звуки;

-различать акустически близкие звуки;

-производить  звуко-буквенный  анализ и синтез  слов.

 

Содержание программы

1 класс

      Развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма: тембрального восприятия речевых и неречевых звуков, динамический слух, способность подражать темпу, ритму неречевых и речевых звучаний, воспроизводить ритмические структуры.      

     Развитие фонематического восприятия: различение гласных звуков с опорой на предметные картинки и символы; на основе восприятия их беззвучной артикуляции; различение согласных звуков с опорой на картинку – символы; различать слоги, состоящие из правильно произносимых звуков.

      Дифференциация глухих и звонких согласных, твердых и мягких согласных

     Выделение звука (слога) из ряда звуков (слогов).  Выделение первого и последнего звука в слове. Называть слова с заданным звуком. Определение места звука в слогах,  односложных словах.

Тематическое планирование.

1. Неречевые звуки – 5 ч.

2. Речевые звуки – 18 ч.

3. Анализ и синтез – 10 ч.

Всего – 33ч.

Требования к знаниям и умениям.

К концу коррекционного курса дети должны знать:

-артикуляцию всех звуков родного языка;

-звуки гласные и согласные, их различение.

К концу обучения дети должны уметь:

- различать неречевые звуки;

-слышать выразительность речи других;

-различать понятия звук и буква;

-различать гласные и согласные звуки;

-различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

-обозначать мягкость согласных гласными второго ряда;

- проводить звуковой анализ слогов, простых слов.

2 класс

       Развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма: тембрального восприятия речевых и неречевых звуков, динамический слух, способность подражать темпу, ритму неречевых и речевых звучаний, воспроизводить ритмические структуры. Звуки гласные и согласные, их различение.      Различение согласных артикуляторно сходных «р-л», свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав на слух и в произношении. Написание слов и предложений с этими согласными.

     Различение твердых и мягких согласных, парных согласных.

     Выделение звука (слога) из ряда слогов, (слов).  Выделение первого и последнего звука в слове. Называть слова с заданным звуком. Определение места звука в простых словах.

Тематическое планирование.

1. Неречевые звуки – 3 ч.

2. Речевые звуки – 19 ч.

3. Анализ и синтез – 12 ч.

Всего – 34ч.

Требования к знаниям и умениям.

К концу коррекционного курса дети должны знать:

-артикуляцию всех звуков родного языка;

-звуки гласные и согласные, их различение.

К концу обучения дети должны уметь:

-различать неречевые звуки;

-слышать выразительность речи других;

-различать понятия звук и буква;

-различать гласные и согласные звуки;

-различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

-различать  артикуляторно-сходные, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты;

- проводить звуковой анализ и синтез простых слов.

3 класс

       Развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма: тембрального восприятия речевых и неречевых звуков, динамический слух, способность подражать темпу, ритму неречевых и речевых звучаний, воспроизводить ритмические структуры. Звуки гласные и согласные, их различение.      Различение согласных артикуляторно сходных «р-л», свистящих и шипящих, аффрикат, акустически близких звуков «ч-щ», «с-ц», «ц-т»,  «ч-ть»,   и звуков, входящих в их состав на слух и в произношении. Написание слов и предложений с этими согласными.

     Различение твердых и мягких согласных, парных согласных.

     Выделение слога из ряда слогов, (слов).  Определение места звука в двусложных  словах.

Тематическое планирование.

1. Неречевые звуки – 2 ч.

2. Речевые звуки – 22 ч.

3. Анализ и синтез – 10 ч.

Всего – 34ч.

Требования к знаниям и умениям.

К концу коррекционного курса дети должны знать:

-артикуляцию всех звуков родного языка;

-звуки гласные и согласные, их различение;

К концу обучения дети должны уметь:

-различать неречевые звуки;

-слышать выразительность речи других;

-различать понятия звук и буква;

-различать гласные и согласные звуки;

-различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

-различать  артикуляторно-сходные, акустически близкие, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты;

- проводить звуковой анализ и синтез двусложных  слов.

4 класс

       Развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма: тембрального восприятия речевых и неречевых звуков, динамический слух, способность подражать темпу, ритму неречевых и речевых звучаний, воспроизводить ритмические структуры. Звуки гласные и согласные, их различение.      Различение согласных артикуляторно сходных «р-л», свистящих и шипящих, аффрикат, акустически близких звуков «ч-щ», «с-ц», «ц-т»,  «ч-ть»,   и звуков, входящих в их состав на слух и в произношении. Написание слов и предложений с этими согласными.

     Различение твердых и мягких согласных, парных согласных.

     Выделение слога из ряда слогов, (слов).  Определение места звука в двусложных и трехсложных словах.

Тематическое планирование.

1. Неречевые звуки – 1 ч.

2. Речевые звуки – 23 ч.

3. Анализ и синтез – 11 ч.

Всего – 34ч.

Требования к знаниям и умениям.

К концу коррекционного курса дети должны знать:

-артикуляцию всех звуков родного языка;

-звуки гласные и согласные, их различение.

К концу обучения дети должны уметь:

-различать неречевые звуки;

-слышать выразительность речи других;

-различать понятия звук и буква;

-различать гласные и согласные звуки;

-различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

-различать  артикуляторно-сходные, акустически близкие, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты;

- проводить звуковой анализ и синтез двусложных и трехсложных слов.  

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:

  1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения.- Спб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005г.
  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном  логопункте.- М., 1991г.
  3. Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет-М.: Транзиткнига Москва, 2005.
  4. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия.- М., 2000г.
  5. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности.- М., 2001г.
  6. Лайло В.В. Повышение грамотности  и развитие мышления.- М., 2001г.
  7. Лалаева Р.И., Венедиктова  Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- Спб., 1997г.
  8. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал  для развития техники чтения  в начальной школе:  Учебн. пособие. – 4-издание. М., 2004г.
  9. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.- М., 1997г.
  10.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Т.В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей - М.: «Просвещение», 2008
  11. Л.Е.Шевченко, «Планирование работы учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы» , г. Армавир,  2011 г.
  12.  Предметные картинки на согласные звуки в различных позициях.
  13.  Разрезная азбука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие развитию звукового анализа и синтеза.

Занимательный материал для развития звукового анализа и синтеза на логопедических занятиях....

Методическое пособие по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза у учеников начальных классов.

Методическая разработка содержит материал для практичкской работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза. Материал может быть полезен учителям-логопедам и учителям начальных классов...

Теоретические аспекты изучения звукового анализа и синтеза у младших школьников с задержкой психического развития

В этой статье дано теоретическое обоснование изучения звукового анализа и синтеза у первоклассников с ЗПР для учителей начальных классов...

Пособие "Звуковой светофор" для развития фонематического восприятия и звукового анализа слова для старшего дошкольного возраста и младшего школьного (первоклассников )

В пособии для каждого ребенка имеются три индивидуальные карточки-фонарики  трех цветов: красный, синий, зеленый. Игру "Звуковой светофор следует совмещать с игрой  "Поймай звук&qu...

Методическая разработка для учителей начальных классов. Упражнения для развития фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.

Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов развивать навыки фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза. Упражнения легко доступны....

Дидактическая игра "Переставь слоги или звуки" для развития звукового анализа и синтеза. слоговой структуры слова.

игра для младших школьников, цель: развитие звукового анализа и синтеза. слоговой структуры слова....