Методическая разработка для учителей начальных классов. Упражнения для развития фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов развивать навыки фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза. Упражнения легко доступны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для развития фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза у учеников начальных классов.

                  Методическая разработка учителя-логопеда

                  МАОУ СОШ №8 с. Кашино

 Кожемячко Натальи Георгиевны.

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза

1.Определение звуков в слове и их последовательности.

(Сколько звуков в слове «роза», «банан» ? Какой 1,2,3,4, ..?).

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков; с определенным звуком.

3. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков.( «пол»: пол-ка, пол-день, пол-зет ; «рот»: крот, во-рот, грот; «пар»: пар-ить, парк ).

4. Узнавание слов, сказанных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: в-а-г-о-н, ш-к-о-л-а?).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком; майка-зайка-лайка; ветка-метка-детка).

6. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор- рука.

7. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов.( ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт. )

8. Вставить пропущенные буквы в слова : ро..а, мо..оз, бу..ет, ви..ка, б..нокль, ко..ка, ут..ка, кар..а и др.

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «машина», «барабан», «попугай»? Какой 1? 2? 3?).

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

3. Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: кет-бу, мон-ли, на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум, за-ва).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: ко-ле-со, ма-ли-на, ку-би-ки, га-зе-та).

5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», «бал», чтобы получилось новое слово?).

6. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания ( кони, пила, ваза, муха и др.)

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).

8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза

1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Мама готовит ужин»? Какое 1? 2? 3? «У дома посадили липу» Какое 1? 2? 3? 4?).

2. Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.

3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.

4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дедушка, внук, играть, в , прятки; дети, ходить, класс, на, природа).

5. Распространение предложений путём увеличения количество слов.

6. Придумывание загадок, не называя само слово, чтобы остальные догадались, о чем эта загадка ( можно использовать игру «Крокодил»).

7. Сочинение сказки или истории с использованием 3-4 кубиков или карточек с картинками , можно использовать «Говорящие кубики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Конспект подгруппового логопедического занятия по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением  об...

Методическая разработка для учителей начальных классов по русскому языку "Тесты"

Данные тесты рекомендуются для использования учителями начальных классов на уроках русского языка для повторения изученного материала по темам "Имя прилагательное, имя существительное"...

Упражнения для развития фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза

Вашему вниманию предлагаются упражнения для развития:фонематического анализа и синтеза;слогового анализа и синтеза;языкового анализа и синтеза...

Методическая разработка для учителей начальных классов «Конструктор современного урока»

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза».

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза».  Уровень образования: начальное общее - 1-4 классы....

Методические разработки для учителей начальных классов

Методические разработки для учителей начальных классов...

Консультация для учителей начальных классов: «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия»

Консультация для учителей начальных классов, воспитателей, родителей....