«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1, 2 и 3 классов с умственной отсталостью
рабочая программа

Козлова Наталия Валерьевна

рабочая программа для 1,2,3 классов для детей с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innd._rabota_programma_21-22_uch_g.docx52.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для обучающихся 1,  2 и 3 классов

(индивидуальная работа)

на 2021-2022 учебный год

Составитель: учитель  Козлова Наталия Валерьевна

Санкт-Петербург

2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения программы
  3. Система оценки достижений планируемых результатов

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Учебно-тематический план
  2. Календарно-тематическое планирование
  3. Лист корректировки рабочей программы
  4. Лист оценки выполнения рабочей программы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, со многими, зачастую весьма резкими, отклонениями от нормы.

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, непосредственно вытекающие из особенностей нейрофизиологических процессов коры головного мозга умственно отсталых детей.

Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятия. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности.

Умственно отсталым ученикам свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. Нарушения пространственной ориентировки – один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием.

Формирование мыслительной деятельности у умственно отсталых детей отличается особенно большими трудностями, поэтому развитие умственных способностей имеет особое значение для учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторских программ  Мищенковой Л.В., Можейко Л.В. и других авторов.

Программа предполагает развитие познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, необходимых для усвоения учебного материала.

Материалом для занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций.

Рабочая программа составлена для обучающихся  начальных классов на основании:

1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.

3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Учебного плана ГБОУ школы № 499 на 2020 -2021 уч. год.

6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского  района  Санкт-Петербурга

Рабочая программа по коррекционному курсу  разработана для обучающихся с лёгкой и умеренной умственной отсталостью.

Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных процессов, моторных и сенсорных функций; на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.

Исходя из основной цели, задачами психокоррекционного курса являются:

- обогащать познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

- стимулировать развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;

- формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- корректировать недостатки познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формировать пространственно-временные ориентировки;

- развивать слухоголосовые координации;

- формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;

-обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;

-исправлять недостатки моторики, совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

- формировать точность и целенаправленность движений и действий.

Данный курс психокоррекционных занятий является коррекционно-направленным. На занятиях происходит:

-обогащение чувственного опыта через направленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

-развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а так же восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно – практической и познавательной деятельности;

-освоение простых действий с предметами и материалами, умение следовать определенному порядку (алгоритму);

-развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

-формирование ориентировки в пространстве;

-коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;

-формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое;

-коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации.

Данные направления формирую личностные и предметные результаты коррекционного курса, базовые учебные действия.

Развитие и коррекция психических процессов реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей.

На занятии используются разнообразные методы и приёмы, учитывающие психофизические возможности обучающихся. Основным видом деятельности остаётся игра.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

Личностными результатами изучения курса ««Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.
  • В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.
  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
  • Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Предметные результаты

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

Минимальный уровень.

Обучающиеся должны понимать, различать:

  • цвет (основные цвета), величину, форму, предметов;
  • сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • дифференциацию правой (левой) ноги, правой (левой) части тела;
  • расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под);
  • последовательность событий (смена времени суток);
  • название, порядок дней недели.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • целенаправленно выполнять действия по однозвенной инструкции педагога;
  • правильно держать ручку, карандаш, обводить несложные изображения по линиям, точкам;
  • с помощью педагога сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина (большой – маленький), форма;
  • с помощью педагога различать разные предметы по признаку: веса (тяжелый – легкий); фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);
  • различать основные геометрические фигуры;
  • составлять предмет из 2-4  частей;
  • определять на ощупь величину предметов;
  • с помощью педагога зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
  • с помощью педагога ориентироваться:

-в помещении по инструкции педагога (вперёд, назад);

-на плоскости листа бумаги (центр, верх, низ);

-на собственном теле (часть тела);

  • определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под,);
  • выделять части суток , порядок их следования; с помощью педагога определять порядок дней недели;
  • срисовывать несложные графические работы.

Достаточный уровень.

Обучающиеся должны знать:

  • цвет (основные цвета), величину, форму, предметов;
  • сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • дифференциацию правой (левой) ноги, правой (левой) части тела;
  • расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);
  • последовательность событий (смена времени суток);
  • название, порядок дней недели.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина форма;
  • различать и сравнивать разные предметы по признаку: веса (тяжелый – легкий); фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);
  • основные геометрические фигуры;
  • речевые и неречевые звуки;
  • составлять предмет из 2 – 4 частей;
  • классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
  • определять на ощупь величину объемных фигур и предметов;
  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона);
  • на собственном теле (правая (левая) рука (нога), правая (левая) часть тела;
  • определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);
  • выделять части суток и определять порядок дней недели;
  • выполнять несложные графические работы под диктовку.

Формирование базовых учебных действий

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся первых и вторых классов на коррекционных на уроках у обучающихся, обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное  отношение к учебе в целом:

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;                          
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Регулятивные:

  • выделять цель деятельности на занятии с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться  работать по предложенному плану;
  • отличать правильно выполненное задание от ошибочного;
  • совместно с педагогом давать эмоциональную оценку деятельности детей на занятии.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания при направляющей помощи педагога: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать, обследовать, сравнивать; предметы (объекты) и на их основе делать доступные для них выводы в результате совместной работы;
  • овладевать поисковыми способами ориентирования в окружающем мире.

Коммуникативные:

  • вступать  в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы коррекционные занятия должны учитываться психофизические возможности детей с лёгкой умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.

        Основой оценки достижений обучающегося служит анализ результатов обучения ребёнка. Реализация учебной программы обеспечивается через материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную комнату, игрушки и предметы со звуковыми эффектами, комплект развивающих игр и наглядного материала и т.д.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебно-тематический план

Тема занятия

Цели и задачи

Кол-во часов

I четверть

1

«Здравствуй, школа»

Формирование позитивного эмоционального фона.

Развитие тактильных ощущений.

Развитие мелкой моторики, координации движений.

1

2

Соотнесение по форме, величине, закрепление названий геометрических фигур.

1. Развитие зрительного восприятия (форма, величина).

2. Закрепление словесного обозначения величин и навыков счета.

3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.

4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

5. Развитие внимания и памяти.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

3

Группировка предметов по величине, закрепление названий основных цветов.

1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина).

2. Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине).

3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, упражнение в согласовании прилагательных с существительными, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них).

4. Развитие внимания и памяти.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии.

1

4

Развитие зрительной памяти, внимания, закрепление названий геометрических фигур.

1. Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма).

2. Развитие мышления и воображения.

3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

4. Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

5

«Найди одинаковые предметы», «Кто где живет?», «Две собачки»

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные», совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями взрослого.

5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

6

«Какой предмет лишний?», «Накорми домашних животных»

1. Развитие зрительной и слуховой памяти.

2. Развитие мышления (классификация).

3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

7

«Фигуры под зонтиком», «Пирамидки»

1. Развитие восприятия (форма).

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие навыков счета.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

8

«Помоги рыбкам»

1. Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2. Развитие внимания, памяти, мышления.

3. Развитие навыков счета.

4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

II четверть

9

«Горячий, холодный, теплый»

1. Развитие восприятия (цвет, форма, величина).

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие мышления и зрительно-двигательной координации.

4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

10

«Времена года», «Четвертый лишний»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие зрительной памяти.

4. Развитие речи и мышления.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

11

«Найди отличия», «Соедини линиями одинаковые предметы»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование невербальных средств общения.

6. Воспитание нравственно-волевых качеств.

1

12

«Предмет, который мне нравится»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие зрительной памяти.

4. Развитие речи и мышления.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Развитие эмоциональной сферы, совершенствование коммуникативных навыков.

1

13

«Предмет, который мне не нравится», «Горячий, холодный, теплый»

1. Развитие восприятия и воображения.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие эмоциональной сферы.

6. Совершенствование коммуникативных навыков.

1

14

«Игрушки», название игрушек, классификация по величине.

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие способности эффективно взаимодействовать в общении, совершенствование творческих способностей.

1

15

«Домашние животные и их детеныши», «Четвертый  — лишний». 

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие способности эффективно взаимодействовать в общении, совершенствование творческих способностей.

1

16

«Времена года»,геометрические фигуры.

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и воображения.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

2

III четверть

17

«Части суток»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

18

«Дикие животные» по сюжету русской народной сказки «Колобок»

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Совершенствование навыков счета.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие внимания и памяти.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

19

«Какой предмет лишний?», «Продолжи ряд»

1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма).

2. Развитие целенаправленного внимания.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Воспитание нравственно-волевых качеств.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

20

«Что изменилось?», «Что сначала, что потом?» по серии картинок  «Озорной котенок»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие памяти.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

21

 «Кто самый внимательный? игра «Найди отличия»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса по темам «Фрукты», «Овощи»; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие двигательных навыков.

5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

22

« Что где лежит? », «Дорисуй круги », «Дорисуй овалы».

1. Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие воображения и творческого потенциала.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

23

Игра «Запомни», выкладывание фигур из палочек по образцу.

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие мелкой моторики.

5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

24

« Чего не хватает?», «Зеркало».

1. Развитие зрительного и слухового восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики.

5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями сверстника.

6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

25

«Найди и зачеркни»

1. Развитие зрительного и слухового восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

26

для

2-х

кл.

«Ассоциации»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи.

 4. Развитие общей и мелкой моторики.

   5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

IV четверть

27

«Дорисуй предметы»

1.  Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

28

«Что сначала, что потом?», игра «Наоборот»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и мышления.

4- Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

29

«Сделай также», выполнение заданий по образцу.

1. Развитие восприятия (величина, форма, цвет).

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

30

«Четвертый лишний», «Находчивый котенок»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

31

«Кто здесь лишний?», «Кто где живет?»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

1

32

«Что это?», «Меньше — больше»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие восприятия и воображения.

3. Развитие внимания и наблюдательности.

4. Развитие речи и мышления.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

33

«Каких фигур больше?», «Запомни предметы»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие эмоциональной сферы.

6. Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств.

1

34

«Нарисуй подходящий предмет», «Нарисуй подходящую фигуру» «Раскрась картинку»

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие речи, мышления и воображения.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению.

6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

Итого: 34 часа для учащихся 2 класов (урок 26), 33 часа для учащихся 1 классов

Содержание тем учебного курса

Прямое следование  конструированию по образцу.

Игры и упражнения для развития памяти (осязательной, зрительной, двигательной, словесной), упражнения на развитие осмысленного запоминания.

Игры и упражнения для развития свойств внимания (объема, устойчивости, распределения (переключаемости).

Выделение существенных признаков предметов.

Узнавание предметов по заданным точкам.

Сравнивание двух или более предметов.

Классификация предметов и явлений.

Формирование умения давать определение понятиям.

Формирование умений устанавливать  причинно – следственные связи.

Виды работ по развитию связной речи.

Формирование произвольности зрительного восприятии; дорисовывание незаконченных изображений.

 Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 – 3 предметные или сюжетные картинки).

Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения.

2.3. Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение)

По плану

По факту

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

Предмет

Количество часов по

плану

Выполнение

Отставание

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

Четверть

1

2

3

4

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

          На изучение данного предмета у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» по учебному плану ГБОУ школа № 499 в 1 и во 2 классах отводится 1час в неделю.

         Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на  33  часа в год (1ч. в неделю) в 1 классе, на  34  часа в год (1ч. в неделю) во 2 классе с учетом календарного графика.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для реализации данной  программы  используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).

Формы работы на уроке: основным видом учебной деятельности является – игра, форма работы – индивидуальная.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия.

       Используемые дидактические материалы на занятиях по коррекционно-развивающей работе:

  • Функционально ориентированные игрушки.
  • Полифункциональные материалы.
  • Игрушки и пособия для развития восприятия.
  • Иллюстративный и образно-символический материал.
  • Наглядно-графические модели.
  • Нормативно-знаковый материал.
  • Оборудование для занятий с использованием музыки.
  • Материалы и принадлежности для изобразительной деятельности.
  • Печатные пособия (карточки, иллюстрации, плакаты, раздаточные листы)
  •  Демонстрационный материал.

Раздаточный материал: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Раздаточный материал на развитие моторики, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, зрительного восприятия, пространственного ориентирования, восприятия особых свойств предметов.

  • Методическая литература
  1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. - № 3.
  2. Алексеенко Е.В. Особенности логопедической работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. 1989. - № 6.
  3. Баряева Л.Б., Зарин А., Агапова Г.И. и др. Игра и игрокоррекция // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы.
  4. Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Мсаева Т.Н. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. – 1994. - № 6.
  5. Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – М., 1960.
  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.
  7. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.
  8. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М., 1995.
  9. Иванова Т.Н. Из опыта работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1980. - № 4.
  10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для вузов. – М., 2001.
  11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М., 1993.
  12. Концепция специального образования и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (проект) // Дефектология. – 1989. - № 2.
  13. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л.Б. Боряевой. – СПб., 1996.
  14. Коррекционно-развивающее обучение. Сборник методических материалов. – Ул., 2004.
  15. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1994. - № 3.
  16. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии . – М., 2002.
  17. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М, 2003.
  18. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
  19. Моргулис И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения // Дефектология. – 1989. - № 5.
  20. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.
  21. Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). – М., 1997.
  22. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.
  23. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Под общ. ред. Н.Ф. Дементьевой. – М., 1993.
  24. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. – М, 2001.
  25. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1998. - № 1.
  26. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психомоторики и сенсорных процессов "Восприятие формы и цвета", 1 класс

Ребята отправляются в путешествие по страна "Цветоформии". Весь урок построен на развитие психических процессов младших школьников....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов с использованием технологической карты (1 класс)

Тема: Классификация предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Форма проведения: урок-путешествие. Цель: развитие умения классифицировать предметы...

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.Занятия по сенсорному восприятию направлены на:развитие зрительного восприятия и внимания;развит...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,  обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)

Даннаякоррекционно-развивающая  программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)

Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...