«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1, 2 и 3 классов с умственной отсталостью
рабочая программа
рабочая программа для 1,2,3 классов для детей с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innd._rabota_programma_21-22_uch_g.docx | 52.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся 1, 2 и 3 классов
(индивидуальная работа)
на 2021-2022 учебный год
Составитель: учитель Козлова Наталия Валерьевна
Санкт-Петербург
2021
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
- Система оценки достижений планируемых результатов
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Лист корректировки рабочей программы
- Лист оценки выполнения рабочей программы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, со многими, зачастую весьма резкими, отклонениями от нормы.
Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, непосредственно вытекающие из особенностей нейрофизиологических процессов коры головного мозга умственно отсталых детей.
Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятия. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности.
Умственно отсталым ученикам свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. Нарушения пространственной ориентировки – один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием.
Формирование мыслительной деятельности у умственно отсталых детей отличается особенно большими трудностями, поэтому развитие умственных способностей имеет особое значение для учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторских программ Мищенковой Л.В., Можейко Л.В. и других авторов.
Программа предполагает развитие познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, необходимых для усвоения учебного материала.
Материалом для занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций.
Рабочая программа составлена для обучающихся начальных классов на основании:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ школы № 499 на 2020 -2021 уч. год.
6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа по коррекционному курсу разработана для обучающихся с лёгкой и умеренной умственной отсталостью.
Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных процессов, моторных и сенсорных функций; на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.
Исходя из основной цели, задачами психокоррекционного курса являются:
- обогащать познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;
- стимулировать развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;
- формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- корректировать недостатки познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- развивать слухоголосовые координации;
- формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
-обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;
-исправлять недостатки моторики, совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- формировать точность и целенаправленность движений и действий.
Данный курс психокоррекционных занятий является коррекционно-направленным. На занятиях происходит:
-обогащение чувственного опыта через направленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
-развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а так же восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно – практической и познавательной деятельности;
-освоение простых действий с предметами и материалами, умение следовать определенному порядку (алгоритму);
-развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
-формирование ориентировки в пространстве;
-коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
-формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое;
-коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации.
Данные направления формирую личностные и предметные результаты коррекционного курса, базовые учебные действия.
Развитие и коррекция психических процессов реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей.
На занятии используются разнообразные методы и приёмы, учитывающие психофизические возможности обучающихся. Основным видом деятельности остаётся игра.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Личностными результатами изучения курса ««Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.
- В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.
- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
- Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Минимальный уровень.
Обучающиеся должны понимать, различать:
- цвет (основные цвета), величину, форму, предметов;
- сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- дифференциацию правой (левой) ноги, правой (левой) части тела;
- расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под);
- последовательность событий (смена времени суток);
- название, порядок дней недели.
Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
- целенаправленно выполнять действия по однозвенной инструкции педагога;
- правильно держать ручку, карандаш, обводить несложные изображения по линиям, точкам;
- с помощью педагога сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина (большой – маленький), форма;
- с помощью педагога различать разные предметы по признаку: веса (тяжелый – легкий); фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);
- различать основные геометрические фигуры;
- составлять предмет из 2-4 частей;
- определять на ощупь величину предметов;
- с помощью педагога зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- с помощью педагога ориентироваться:
-в помещении по инструкции педагога (вперёд, назад);
-на плоскости листа бумаги (центр, верх, низ);
-на собственном теле (часть тела);
- определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под,);
- выделять части суток , порядок их следования; с помощью педагога определять порядок дней недели;
- срисовывать несложные графические работы.
Достаточный уровень.
Обучающиеся должны знать:
- цвет (основные цвета), величину, форму, предметов;
- сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- дифференциацию правой (левой) ноги, правой (левой) части тела;
- расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);
- последовательность событий (смена времени суток);
- название, порядок дней недели.
Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина форма;
- различать и сравнивать разные предметы по признаку: веса (тяжелый – легкий); фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);
- основные геометрические фигуры;
- речевые и неречевые звуки;
- составлять предмет из 2 – 4 частей;
- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
- определять на ощупь величину объемных фигур и предметов;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона);
- на собственном теле (правая (левая) рука (нога), правая (левая) часть тела;
- определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);
- выделять части суток и определять порядок дней недели;
- выполнять несложные графические работы под диктовку.
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся первых и вторых классов на коррекционных на уроках у обучающихся, обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное отношение к учебе в целом:
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Регулятивные:
- выделять цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному плану;
- отличать правильно выполненное задание от ошибочного;
- совместно с педагогом давать эмоциональную оценку деятельности детей на занятии.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания при направляющей помощи педагога: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать, обследовать, сравнивать; предметы (объекты) и на их основе делать доступные для них выводы в результате совместной работы;
- овладевать поисковыми способами ориентирования в окружающем мире.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы коррекционные занятия должны учитываться психофизические возможности детей с лёгкой умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.
Основой оценки достижений обучающегося служит анализ результатов обучения ребёнка. Реализация учебной программы обеспечивается через материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную комнату, игрушки и предметы со звуковыми эффектами, комплект развивающих игр и наглядного материала и т.д.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Кол-во часов |
I четверть | |||
1 | «Здравствуй, школа» | Формирование позитивного эмоционального фона. Развитие тактильных ощущений. Развитие мелкой моторики, координации движений. | 1 |
2 | Соотнесение по форме, величине, закрепление названий геометрических фигур. | 1. Развитие зрительного восприятия (форма, величина). 2. Закрепление словесного обозначения величин и навыков счета. 3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу. 4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы). 5. Развитие внимания и памяти. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
3 | Группировка предметов по величине, закрепление названий основных цветов. | 1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина). 2. Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине). 3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, упражнение в согласовании прилагательных с существительными, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них). 4. Развитие внимания и памяти. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии. | 1 |
4 | Развитие зрительной памяти, внимания, закрепление названий геометрических фигур. | 1. Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма). 2. Развитие мышления и воображения. 3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 4. Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти. 5. Развитие мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
5 | «Найди одинаковые предметы», «Кто где живет?», «Две собачки» | 1. Развитие внимания и восприятия. 2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные», совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 3. Развитие мелкой моторики. 4. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями взрослого. 5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
6 | «Какой предмет лишний?», «Накорми домашних животных» | 1. Развитие зрительной и слуховой памяти. 2. Развитие мышления (классификация). 3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
7 | «Фигуры под зонтиком», «Пирамидки» | 1. Развитие восприятия (форма). 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие навыков счета. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
8 | «Помоги рыбкам» | 1. Развитие зрительного и тактильного восприятия. 2. Развитие внимания, памяти, мышления. 3. Развитие навыков счета. 4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
II четверть | |||
9 | «Горячий, холодный, теплый» | 1. Развитие восприятия (цвет, форма, величина). 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие мышления и зрительно-двигательной координации. 4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
10 | «Времена года», «Четвертый лишний» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие зрительной памяти. 4. Развитие речи и мышления. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
11 | «Найди отличия», «Соедини линиями одинаковые предметы» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование невербальных средств общения. 6. Воспитание нравственно-волевых качеств. | 1 |
12 | «Предмет, который мне нравится» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие зрительной памяти. 4. Развитие речи и мышления. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Развитие эмоциональной сферы, совершенствование коммуникативных навыков. | 1 |
13 | «Предмет, который мне не нравится», «Горячий, холодный, теплый» | 1. Развитие восприятия и воображения. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие эмоциональной сферы. 6. Совершенствование коммуникативных навыков. | 1 |
14 | «Игрушки», название игрушек, классификация по величине. | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие способности эффективно взаимодействовать в общении, совершенствование творческих способностей. | 1 |
15 | «Домашние животные и их детеныши», «Четвертый — лишний». | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие способности эффективно взаимодействовать в общении, совершенствование творческих способностей. | 1 |
16 | «Времена года»,геометрические фигуры. | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и воображения. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 2 |
III четверть | |||
17 | «Части суток» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
18 | «Дикие животные» по сюжету русской народной сказки «Колобок» | 1. Развитие зрительного восприятия. 2. Совершенствование навыков счета. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие внимания и памяти. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
19 | «Какой предмет лишний?», «Продолжи ряд» | 1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма). 2. Развитие целенаправленного внимания. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Воспитание нравственно-волевых качеств. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
20 | «Что изменилось?», «Что сначала, что потом?» по серии картинок «Озорной котенок» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие памяти. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
21 | «Кто самый внимательный? игра «Найди отличия» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса по темам «Фрукты», «Овощи»; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие двигательных навыков. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
22 | « Что где лежит? », «Дорисуй круги », «Дорисуй овалы». | 1. Развитие зрительного и тактильного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие воображения и творческого потенциала. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
23 | Игра «Запомни», выкладывание фигур из палочек по образцу. | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие мелкой моторики. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
24 | « Чего не хватает?», «Зеркало». | 1. Развитие зрительного и слухового восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики. 5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями сверстника. 6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
25 | «Найди и зачеркни» | 1. Развитие зрительного и слухового восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
26 для 2-х кл. | «Ассоциации» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | |
IV четверть | |||
27 | «Дорисуй предметы» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
28 | «Что сначала, что потом?», игра «Наоборот» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4- Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
29 | «Сделай также», выполнение заданий по образцу. | 1. Развитие восприятия (величина, форма, цвет). 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
30 | «Четвертый лишний», «Находчивый котенок» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
31 | «Кто здесь лишний?», «Кто где живет?» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим | 1 |
32 | «Что это?», «Меньше — больше» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие восприятия и воображения. 3. Развитие внимания и наблюдательности. 4. Развитие речи и мышления. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
33 | «Каких фигур больше?», «Запомни предметы» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие эмоциональной сферы. 6. Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств. | 1 |
34 | «Нарисуй подходящий предмет», «Нарисуй подходящую фигуру» «Раскрась картинку» | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи, мышления и воображения. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению. 6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | 1 |
Итого: 34 часа для учащихся 2 класов (урок 26), 33 часа для учащихся 1 классов |
Содержание тем учебного курса
Прямое следование конструированию по образцу.
Игры и упражнения для развития памяти (осязательной, зрительной, двигательной, словесной), упражнения на развитие осмысленного запоминания.
Игры и упражнения для развития свойств внимания (объема, устойчивости, распределения (переключаемости).
Выделение существенных признаков предметов.
Узнавание предметов по заданным точкам.
Сравнивание двух или более предметов.
Классификация предметов и явлений.
Формирование умения давать определение понятиям.
Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи.
Виды работ по развитию связной речи.
Формирование произвольности зрительного восприятии; дорисовывание незаконченных изображений.
Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 – 3 предметные или сюжетные картинки).
Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения.
2.3. Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение) | |
По плану | По факту | ||||||
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
Предмет | Количество часов по плану | Выполнение | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия | |||
Четверть | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение данного предмета у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» по учебному плану ГБОУ школа № 499 в 1 и во 2 классах отводится 1час в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 33 часа в год (1ч. в неделю) в 1 классе, на 34 часа в год (1ч. в неделю) во 2 классе с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).
Формы работы на уроке: основным видом учебной деятельности является – игра, форма работы – индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия.
Используемые дидактические материалы на занятиях по коррекционно-развивающей работе:
- Функционально ориентированные игрушки.
- Полифункциональные материалы.
- Игрушки и пособия для развития восприятия.
- Иллюстративный и образно-символический материал.
- Наглядно-графические модели.
- Нормативно-знаковый материал.
- Оборудование для занятий с использованием музыки.
- Материалы и принадлежности для изобразительной деятельности.
- Печатные пособия (карточки, иллюстрации, плакаты, раздаточные листы)
- Демонстрационный материал.
Раздаточный материал: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Раздаточный материал на развитие моторики, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, зрительного восприятия, пространственного ориентирования, восприятия особых свойств предметов.
- Методическая литература
- Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. - № 3.
- Алексеенко Е.В. Особенности логопедической работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. 1989. - № 6.
- Баряева Л.Б., Зарин А., Агапова Г.И. и др. Игра и игрокоррекция // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы.
- Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Мсаева Т.Н. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. – 1994. - № 6.
- Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – М., 1960.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М., 1995.
- Иванова Т.Н. Из опыта работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1980. - № 4.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для вузов. – М., 2001.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М., 1993.
- Концепция специального образования и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (проект) // Дефектология. – 1989. - № 2.
- Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л.Б. Боряевой. – СПб., 1996.
- Коррекционно-развивающее обучение. Сборник методических материалов. – Ул., 2004.
- Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1994. - № 3.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии . – М., 2002.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М, 2003.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
- Моргулис И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения // Дефектология. – 1989. - № 5.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.
- Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). – М., 1997.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Под общ. ред. Н.Ф. Дементьевой. – М., 1993.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. – М, 2001.
- Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1998. - № 1.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психомоторики и сенсорных процессов "Восприятие формы и цвета", 1 класс
Ребята отправляются в путешествие по страна "Цветоформии". Весь урок построен на развитие психических процессов младших школьников....
Коррекционно-развивающее занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов с использованием технологической карты (1 класс)
Тема: Классификация предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Форма проведения: урок-путешествие. Цель: развитие умения классифицировать предметы...
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.Занятия по сенсорному восприятию направлены на:развитие зрительного восприятия и внимания;развит...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс....
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)
Даннаякоррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)
Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...