Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)
рабочая программа (2 класс)

Ахмедьянова Надия Масхудовна

Даннаякоррекционно-развивающая  программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, автор Воронкова В.В., допущенной Министерством образования РФ, издательство: "Просвещение", 2013г.

Цель программы: формирование познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_klass_uo.docx77.2 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

Отдел имущественных отношений Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дудинская средняя школа №5»

647000, Красноярский край, г. Дудинка, ул. Спортивная, д.5, тел/факс 8(39191) 5-13-45

Рассмотрено

ШППк

________

Протокол № 1

от «____» «_____» 2023 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

__________ ХХХХХ

«_____» «_____ » 2023г.

Утверждено

Директор ТМК ОУ

«Дудинская СШ №5»

_________ ХХХХХХХ

Приказ №___

от «____» «____» 2023г.

Рабочая программа по коррекционному курсу

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1

( 2 класс)

срок реализации программы – 1 год

Составитель программы:

учитель-дефектолог:

Ахмедьянова Н.М.

Дудинка 2023г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Целевой раздел
  3. Содержательный раздел
  4. Организационный раздел
  5. Приложение

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» реализуется в рамках внеурочной деятельности («Коррекционно-развивающее направление»), предусматривает организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования.

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основе:

  1. Федерального закона от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (СП ).
  4. Гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (СанПиН );
  5. Конституции Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
  6. Программы для 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор В.В. Воронкова, допущенной Министерством образования РФ. Издательство М.: «Просвещение», 2013 г.

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

У умственно отсталых учащихся выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с умственной отсталостью. На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, ведется максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта.

  1. Целевой раздел

Рабочая программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Содержание рабочей программы составлено с учетом рекомендаций ТПМПК №1, результатов обследования учащихся в начале учебного года.

Цель программы – формирование познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития.

Задачи программы:

- формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;

- формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;

- коррекция познавательной деятельности;

- раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;

- формирование словесных высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на свой чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и умений.

Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:

- развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

- сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);

- систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений;

- формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.

  1. Рабочая программа построена на следующих принципах:
  1. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
  2. Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.
  3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
  5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
  6. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.
  7. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного курса.

В результате реализации рабочей программы обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью:

Предметные результаты:

2 класс

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Сформированность следующих умений:

-различать основные цвета;

-различать величину (большой-маленький);

-различать геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, шар, куб)

-различать вкусовые качества;

-конструировать предметы из геометрических фигур;

-сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

-показывать правую, левую руку с/без помощи педагога;

-ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

-называть времена года с опорой на картинки, называть следующее время года;

- называть время суток, дней недели с опорой на картинки;

-обследовать и называть свойства предметов с/без помощи педагога (поверхность, вес, температуру);

-переходить от одного вида деятельности к другому;

-запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;

-ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;

-воспринимать ситуации (целостные сюжеты), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

Сформированность следующих умений:

-определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

-различать основные цвета и их оттенки;

-узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, овал, шар, куб);

-конструировать предметы из геометрических фигур,

-узнавать предмет по части;

-определять на ощупь разные свойства предметов;

- сравнивать предметы по высоте и длине, ширине и толщине, пользуясь практической и зрительной ориентировкой;

-находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

-различать «наложенные» изображения предметов;

-различать вкусовые качества;

-сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

-различать характер мелодии;

-уметь ориентироваться на листе бумаги: справа — слева, вверху — внизу, середина;

-ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

-соотносить времена года с названиями месяцев;

-уметь последовательно называть времена года, последовательность времени суток, дней недели;

-составлять целое из частей (4-5 деталей);

-сопоставлять и соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией;

-выполнять задания на классификацию картинок без образца;

-выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки;

-анализировать проблемно-практические задачи;

-выполнять действия по инструкции педагога;

Личностные результаты:

- овладение начальными навыками адаптации в образовательной среде;

- овладение социально-бытовыми навыками и умениями, используемыми в повседневной жизни и в образовательном учреждении;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, появление новых социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование самостоятельного выполнения учебных заданий, поручений;

- использование и применение навыков коммуникации и принятых ритуалов социального взаимодействия;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

- регулятивных учебных действий:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- коммуникативных учебных действий:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Формы и средства проверки и оценки результатов освоения обучающимися коррекционного курса

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены модификационные диагностические задания Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Программа включает в себя обязательный диагностический блок, нацеленный на выявление актуального уровня развития психомоторного и перцептивного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Первичное и итоговое обследование проводится с использованием диагностических методик и метода наблюдения, и обеспечивают коррекционный процесс информацией о динамике развития учащихся и позволяют вносить в него необходимые коррективы.

Для диагностики процессов сенсомоторного развития используются задания, позволяющие воссоздать наиболее целостную картину нарушений и сохранных процессов в развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Критериями отбора диагностических методик являются:

- валидность,

- простота использования и обработки, позволяющие сократить время, затрачиваемое на диагностику.

Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах) (см. приложение 1). Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов – нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл – минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла – значительная динамика.

Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата.

  1. Содержательный раздел

Коррекционные занятия курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.

Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Разные формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.

Коррекционные занятия по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» осуществляются при использовании различных методов:

  • практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;
  • наглядные - наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем;
  • беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
  • двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.

Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и др.

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относится к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и являются обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

Особенности коррекционной работы в 2 классе: дальнейшее развитие и коррекция моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора, развитие и совершенствование оптического и фонетического восприятия, анализа и синтеза. Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства в двухмерном пространстве. Формирование внутреннего плана действий.

Основные цели коррекционных занятий во 2 классе – развивать целостность восприятия, развивать на его основе план представлений; развивать ориентирование в окружающем предметном мире через овладение поисковым способом.

Задачи:

- развивать основные виды предметной и речевой деятельности; совершенствовать точность совершаемых учебных, игровых и бытовых действий;

- развивать представления об окружающем мире и умение выделять части предметов (проводить элементарный анализ по вопросам педагога), описывать реальный предмет, соотносить предмет и его изображение;

- развивать навык обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признаком среди нескольких;

- развивать умения манипулировать объемным и плоскостным конструктивным материалом по показу педагога и по наглядному образцу;

- развивать умение ориентироваться в пространстве листа;

- совершенствовать двигательные навыки общей и мелкой моторики;

- закреплять за ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, формировать навык координированных движений с одновременным разграничением их функций;

- развивать умение ориентироваться во внутреннем и внешнем пространстве.

Программа коррекционного курса состоит из следующих этапов:

I. Предварительный этап

Включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор групп для коррекционных занятий.

II. Основной этап

Данный этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:

- развитие моторики и графо-моторных навыков;

-тактильно-двигательное восприятие;

- кинестетическое и кинетическое развитие;

- восприятие формы, величины;

- развитие зрительного восприятия;

-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания; обоняния, барических ощущений и вкусовых качеств;

-развитие слухового восприятия;

- развитие восприятия пространства;

-развитие восприятия времени.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны.

III. Заключительный этап

На данном этапе проводится повторная диагностика, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.

Основное содержание тем курса (разделы, структура)

2 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)

Исследование психомоторики и сенсорных процессов (1 час)

Раздел1. Развитие моторики, графо-моторных навыков (6 часов)

  • Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев.
  • Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
  • Развитие быстроты, ловкости и точности движений.
  • Развитие умения контролировать сменяемость действий.
  • Развитие моторики руки, формирование графических навыков.
  • Обводка и рисование по трафарету.
  • Штриховка в разных направлениях.
  • Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание).
  • Графический диктант по показу.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа)

  • Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые).
  • Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.
  • Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).
  • Игры со средней мозаикой.
  • Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Словесное обозначение барических ощущений.
  • Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа)

  • Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело).
  • Вербализация ощущений.
  • Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего.
  • Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (7 часов)

  • Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар);
  • обобщение словом.
  • Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.
  • Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).
  • Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку.
  • Различение цветов и оттенков.
  • Подбор оттенков цвета к основным цветам.
  • Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.).
  • Различение основных частей хорошо знакомых предметов.
  • Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3 часа)

  • Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.
  • Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок.
  • Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения).
  • Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Раздел Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (3 часа)

  • Измерение температуры воздуха с помощью градусника.
  • Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений.
  • Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений.
  • Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часа)

  • Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).
  • Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).
  • Подражание звукам окружающей среды.
  • Различение по голосу знакомых людей.

Раздел 8. Восприятие пространства (3 часа)

  • Ориентировка в помещении: понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.
  • Ориентировка в поле листа (выделение всех углов).
  • Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа.
  • Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.
  • Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Раздел 9. Восприятие времени (3 часа)

  • Порядок месяцев в году.
  • Времена года.
  • Работа с графической моделью «Времена года».
  • Измерение времени (сутки, неделя, месяц).
  • Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).
  • Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Итоговое обследование психомоторики и сенсорных процессов (2 часа)

Коррекционные занятия проводятся во второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие. Продолжительность занятия составляет не более 40 минут.

Структура занятия:

  • 1 этап. Вводный(5-7мин.). На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, положительный настрой к продуктивной совместной деятельности.
  • 2 этап. Основной (27-30мин.). Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы. После выполнения основного содержания занятия применяются упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиотерапия).
  • 3 этап. Заключительный(5 мин.)На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься.

Основным содержанием занятий по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются:

  • Дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
  • Упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
  • Пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
  • Игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.

Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с: педагогами (участие в малом педсовете педагогов, работающих в классах с детьми, консультации педагогов по вопросам организации учебного процесса), родителями (выступление на родительском собрании, консультации родителей, рекомендации).

  1. Организационный раздел

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

1

Исследование психомоторики и сенсорных процессов

1

2

Развитие моторики, графо-моторных навыков

6

3

Тактильно-двигательное восприятие.

2

4

Кинестетическое и кинетическое развитие

2

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

7

6

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

3

7

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

3

8

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

2

9

Восприятие пространства

3

10

Восприятие времени

3

11

Итоговое обследование психомоторики и сенсорных процессов

2

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во
часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование - 1 час

1

Обследование обучающихся

1

Обследование обучающихся

Выполняют дифференцированные задания при оказании помощи учителя

Выполняют большинство заданий самостоятельно

Развитие крупной и мелкой моторики; графо-моторных навыков - 6 часов

2

Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением.

1

Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа.

Обучение целенаправленным действиям по двухзвеньевой инструкции учителя.

Умеют

выполнять сложные подражательные движения. Выполняют действия по инструкции учителя

Выполняют упражнения на сочетание речи с движением. Выполняют действия по инструкции учителя (2 шага вперед — поворот направо)

3

Координация движений (игры с мячом, обручем)

1

Выполнение упражнения координация движений (игры с мячом, обручем)

Выполняют упражнения на координацию движений по инструкции учителя

Выполняют упражнения на координацию движений самостоятельно

4

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнурком, нанизывание бус)

1

Выполнение пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением. Выполнение упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнурком, нанизывание бус)

Выполняют пальчиковые игры. Выполняют упражнения на синхронность работы обеих рук по показу

Выполняют пальчиковые игры, логоритмические упражнения. Выполняют упражнения на синхронность работы обеих рук с усложнением

5

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету предметных изображений. Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

1

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету предметных изображений. Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

Штрихуют в разных направлениях и рисуют по трафарету предметные изображения по образцу. Обводят по трафарету орнаменты из геометрических фигур с опорой на образец

Штрихуют в разных направлениях и рисуют по трафарету предметные изображения самостоятельно. Обводят по трафарету орнаменты из геометрических фигур самостоятельно

6

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

1

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции учителя). Тренировочные упражнения

Развивают координацию движений рук и глаз по инструкции учителя.

Развивают координацию движений рук и глаз по инструкции учителя с усложнением.

7

Графический диктант (по показу)

1

Выполнение графического диктанта(по показу). Тренировочные упражнения

Выполняют графический диктант (по показу)

Выполняют графический диктант (без показа)

Тактильно-двигательное восприятие - 2 часа

8

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

1

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

Определяют на ощупь предметы с разными свойствами по инструкции учителя

Определяют на ощупь предметы с разными свойствами самостоятельно

9

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1

Определение на ощупь формы предметов

Определяют на ощупь формы предметов по образцу

Определяют на ощупь формы предметов без опоры на образец

Кинестетическое и кинетическое развитие - 2 часа

10

Движения и позы верхних и нижних конечностей, движения и положение головы (упражнения по инструкции педагога). Вербализация собственных ощущений

1

Выполнение упражнения по инструкции учителя

Выполняют упражнения по инструкции и показу учителя

Выполняют упражнения самостоятельно

11

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

1

Выполнение упражнения по инструкции учителя. Имитация движений и поз

Выполняют упражнения по инструкции учителя. Имитируют движения и позы по инструкции учителя

Выполняют упражнения самостоятельно Имитируют движения и позы с усложнением.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 7 часов

12

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)

1

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)

Формируют эталоны объемных геометрических фигур (шар, куб) с помощью учителя. Группируют предметы по форме (объемные и плоскостные) с опорой на образец

Формируют эталоны объемных геометрических фигур (шар, куб) самостоятельно. Группируют предметы по форме (объемные и плоскостные)

13

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине

1

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине

Сравнивают 2-3 предмета по высоте и толщине с помощью учителя. Сравнивают 2-3 предмета по длине и ширине по образцу

Сравнивают 2-3 предмета по высоте и толщине самостоятельно. Сравнивают 2-3 предмета по длине и ширине самостоятельно

14

Группировка предметов по форме, величине (по инструкции учителя). Группировка предметов по форме и цвету (по инструкции учителя).

1

Группировка предметов по форме, величине (по инструкции учителя). Группировка предметов по форме и цвету (по инструкции учителя)

Группируют предметы по форме, величине с опорой на образец. Группируют предметы по форме и цвету по образцу

Группируют предметы по форме, величине. Группируют предметы по форме и цвету самостоятельно

15

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета?»

1

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. Различие цвета и оттенков.

Составляют сериационные ряды по величине из 3-4 предметов по заданному признаку по образцу. Различают цвета и оттенки с помощью учителя

Составляют сериационные ряды по величине из 3-4 предметов по заданному признаку самостоятельно. Различают цвета и оттенки самостоятельно

16

Конструирование предметов из геометрических фигур(2-4 детали)

1

Конструирование предметов из геометрических фигур(2-4 детали)

Конструируют предметы из геометрических фигур(2-4 детали) по образцу

Конструируют предметы из геометрических фигур(2-4 детали) не опираясь на образец

17

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул-спинка, ножки, сиденье; шкаф-дверцы)

1

Выделение и различение части знакомых предметов (стул-спинка, ножки, сиденье; шкаф-дверцы). Тренировочные упражнения

Выделяют и различают части знакомых предметов по инструкции учителя

Выделяют и различают части знакомых предметов самостоятельно

18

Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале

1

Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале

Составляют целое из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале с опорой на образец

Составляют целое из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале без образца

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти - 3 часа

19

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов состоящих из 3-4 деталей (по инструкции учителя)

1

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов состоящих из 3-4 деталей

Формируют навыки зрительного анализа и синтеза предметов состоящих из 3-4 деталей по инструкции учителя

Формируют навыки зрительного анализа и синтеза предметов состоящих из 3-4 деталей

20

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). Развитие зрительной памяти

1

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). Развитие зрительной памяти

Находят отличия на наглядном материале с помощью учителя. Развивают зрительную память с помощью учителя

Находят отличия на наглядном материале самостоятельно. Развивают зрительную память с усложненными заданиями

21

Различение наложенных изображений предметов (4-5 предметов)

1

Различие наложенных изображений предметов (4-5 предметов)

Различают наложенные изображения предметов (4-5 предметов) по образцу

Различают наложенные изображения предметов (4-5 предметов)

Восприятие особых свойств предметов - 3 часа

22

Развитие тактильно-двигательного восприятия. Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)

1

Развитие тактильно-двигательного восприятия. Развитие осязания (температурные ощущения)

Развивают тактильно-двигательное восприятие с помощью учителя.

Определяют по инструкции холодную, тёплую, горячую воду

Выполняют более сложные упражнения на тактильно-двигательное развития. Различают температуры предмета на ощупь. Определяют температуры предмета по картинке

23

Различие вкусовых качеств (сладкое-горькое, сырое-вареное).

Развитие обоняния (контрастные ароматы), обозначение словом ощущения

1

Различие вкусовых качеств (сладкое-горькое, сырое-вареное). Развитие обоняние (контрастные ароматы), обозначение словом ощущения

Различают вкусовые качества по инструкции учителя. Определяют по запаху (приятный- неприятный запах)

Различают вкусовые качества самостоятельно. Определяют по запаху (приятный- неприятный запах) самостоятельно

24

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений

1

Выполнение упражнений на восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений

Сравнивают предметы, имеющие разную массу с помощью учителя

Используют слова «тяжелее», «легче», «такой же массы». Сравнивают предметы, имеющие разную массу самостоятельно

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти - 2 часа

25

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)

1

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)

Умеют дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик) с помощью учителя. Умеют характеризовать звуки по громкости и длительности по инструкции учителя

Дифференцируют звуки шумовых и музыкальных инструментов самостоятельно. Характеризуют звуки по громкости и длительности самостоятельно

26

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная)

Прослушивание музыкальных инструментов. Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

1

Различие мелодии по характеру (веселая, грустная).

Прослушивание музыкальных инструментов. Имитирование звуков природы

Различают мелодии по характеру (веселая, грустная) с помощью учителя.

Умеют подражать звукам природы по инструкции учителя

Различают мелодии по характеру (веселая, грустная) самостоятельно. Различают звуки повседневной жизни

Восприятие пространства - 3 часа

27

Ориентировка в школьном помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом заданное направление.(понятия «дальше-ближе»)

1

Ориентировка в школьном помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом заданное направление(понятия «дальше-ближе»)

Ориентируются в помещении, движение в заданном направлении с помощью учителя, по инструкции учителя

Ориентируются в помещении, движение в заданном направлении самостоятельно.

28

Учить ориентироваться на листе бумаги (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа

1

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа

Ориентируются на листе бумаги по образцу. Умеют располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном поле листа по образцу

Ориентируются на листе бумаги без опоры на образец. Располагают плоскостные и объемные предметы в вертикальном поле листа

29

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа

1

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа

Располагают плоскостные и объемные предметы в горизонтальном поле листа с опорой на образец

Располагают плоскостные и объемные предметы в горизонтальном поле листа

Восприятие времени - 3 часа

30

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»

1

Работа с графической моделью «Времена года»

Умеют работать с графической моделью «Времена года» по инструкции учителя

Ориентируются во времени, используют названия времен года

31

Формирование представлений о порядке месяцев в году

1

Формирование представления о порядке месяцев в году

Умеют формировать представления о порядке месяцев в году с помощью учителя

Ориентируются во времени, используют названия месяцев

32

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Меры времени (секунда, минута, час, сутки). Игры с моделью часов

1

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Знакомство с мерами времени. Определение времени по часам.

Используют модель часов по инструкции учителя. Определяют время с помощью учителя

Называют части часов самостоятельно. Определяют время с точностью до минуты, часа

Обследование познавательной деятельности и графо-моторных навыков - 2 часа

33

Обследование графо-моторных навыков

1

Выполнение графических заданий (зрительные и на слух)

Ориентируются в пространственных понятиях, удерживают и фиксируют взгляд на пространстве листа

Выполняют графические задания без опоры на образец

34

Обследование познавательной деятельности

1

Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания и мыслительных операций

Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов с помощью учителя.

Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке с опорой на образец.

Узнают звуки живой природы с помощью учителя.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции учителя.

Определяют «четвертый лишний с помощью учителя.

Определяют последовательность событий с опорой на образец.

Сравнивают группы предметов по количеству, считают, выполняют арифметические действия

Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов.

Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке.

Узнают звуки живой природы.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно.

Определяют «четвертый лишний».

Определяют последовательность событий.

Программно-методические материалы:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный класс, 1 – 4 класс (автор – В.В. Воронкова).- М., «Просвещение», 2013 г.

Материально-техническое обеспечение:

 технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);

 музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),

 дидактические игры, наборы сюжетных картинок

Методическая литература:

1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: «Академия», 2002;

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2007;

3. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005;

4. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: «Педагогика», 1976;

5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №4, 2004

6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. _ М.: Сфера, 2001

6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004;

7. Венгер А. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988;

8. Ганичева И. В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004;

9. Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2 – 4 года жизни: Методические рекомендации/ О. П. Рожков, И. В. Дворова. – М.: Издательство Московского психосоциального института; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЕК»,2004;

10. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М.: Школьная Пресса, 2004;

11. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.

Приложение 1

Схема обследования уровня сформированности

моторных и сенсорных процессов у детей

1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

Оценка статического равновесия

— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

2. Оценка ручной моторики:

— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

3. Оценка тактильных ощущений:

— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

4. Оценка владения сенсорными эталонами:

Тесты цветоразличения

— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

Различение формы

— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

Восприятие величины

— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

5. Оценка зрительного восприятия:

— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

— узнавание контурных изображений (5 изображений);

— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

6. Оценка слухового восприятия:

— воспроизведение несложных ритмических рисунков;

— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

7. Оценка пространственного восприятия:

— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

8. Оценка восприятия времени:

— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

Оценка выполнения любого задания оценивается по следующим качественным критериям:

5 баллов – задание выполняется правильно и самостоятельно.

4 балла – испытывает незначительные затруднения в процессе выполнения задания.

3 балла – самостоятельно справляется только с легкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приемам после подсказки, но и тогда делает ошибки.

2 балла – задание выполняется с ошибками при оказании помощи.

1 балл – не справляется с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Данные материалы представляют собой 2 конспекта занятий и таблицу-обследование ВПФ ребенка. Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.Занятия по сенсорному восприятию направлены на:развитие зрительного восприятия и внимания;развит...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

АООП НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью( вариант1) содержит целевой раздел с планируемыми результатами и системой оценки достижений обучающихся планируемых результатов, содержательный...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...

Календарно - тематическое планирование коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

ФГОС ОВЗ  1 класс Календарно-тематическое планирование коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,  обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс....