Этика в профессиональной культуре педагога (практико-значимый проект)
статья по теме

Лавцель Вера Федоровна

Цель данной работы - рассмотреть роль и место этики в профессиональной культуре педагога, помочь учителю провести тестирование на определение уровня общительности, уровня культуры в общении, узнать. любят ли тебя люди,умеете ли вы слушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc62 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этика в профессиональной культуре педагога

Введение

        Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области значения и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

      Цель настоящей работы - рассмотреть роль и место этики в профессиональной культуре педагога.

      Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т. п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Основная часть.

      Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т. п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет. 

     Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т. д. Справедливость -  это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.

      Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

      Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

      Наконец, педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д.

      Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества - педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно- педагогической нормой.

      Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

      В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т. д.

      Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя - его педагогическая совесть - должен быть чувствительным в высокой степени.

      Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам.

     Такт педагога регулирует его педагогические действия с нравственной стороны. Наиболее полно профессионально-этическая мера целесообразности представлена в признаках (чертах) педагогического такта:

- требовательности без грубости, унижения личного достоинства и мелочной придирчивости;

-естественности, простоте общения, не допускающей фамильярности и панибратства;

-принципиальности и настойчивости без упрямства;

-внимательности и чуткости без подчеркивания этого;

-юморе и иронии без насмешливости, унижающей достоинство личности;

-воздействии в форме убеждений, внушений, предупреждений, предложений и наказаний без подавления и унижения;

-способности обучать и воспитывать обучающихся без подчеркивания своего превосходства в знаниях и уровне профессиональной подготовленности;

-умении слушать обучающегося, серьезно подходить к формулировке ответа на его вопрос и других.

 Перечисленные признаки педагогического такта проявляются при решении педагога различных учебно-воспитательных задач, что позволяет повышать эффективность и качество их профессиональной деятельности.

       Профессиональный такт проявляется:

 - во внешнем облике педагога;

 - в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

 - в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

 - в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

 - в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

 - в самокритичной оценке своего труда.

      Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

      Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

      Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

      Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

      Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль.  Стиль общения педагога с учащимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

 - от психического склада человека,

 - его ценностных ориентации,

 - уровня образования и общей культуры,

 - влияния ближайшего социального окружения  

 - авторитета людей (более опытных педагогов, оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога).

       Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряется общение, часто возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ребенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.

       Представляется необходимым сформировать требования к процессу общения педагога и ученика. Это:

 — доверительность;

 — умение слушать ребенка;

 — взаимопонимание как основа;

 — деловой контакт;

 — способность перейти от воздействия к взаимодействию.

        Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения, сформируем «Этические заповеди педагогу, входящему в класс»:

 1. Думайте о своих отношениях с детьми выстраивайте их.

 2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

 3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях.

 5. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.

 6. Умейте слушать детей.

 7. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

 8. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

9. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.

 10. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему? », «как? », «для чего? ».

11. Будьте инициативны в общении.

12. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.

13. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

14. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.

15. Только критика( без конструктивного начала) бесполезна.

16. Чаще улыбайтесь детям.

 17. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

 18. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.

 19. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

 20. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.

21. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.  22. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, вос-питателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами.

      Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его.

     Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста, проявляющейся, в частности, в различных ситуациях его общения с коллегами и другими людьми в формальной и неформальной обстановке. Но, пожалуй, особенно большую роль культура общения играет в жизни педагога. Предлагаем ответить на вопросы тестов, которые помогут Вам скорректировать свое поведение и выявить качества, необходимые в профессиональном общении учителя.(1)

     Знание этикета и основных требований культуры общения необходимы педагогу как для себя, так и для обучения своих воспитанников.(2)

     Доверие, симпатия и даже любовь - чувства, которые должен вызывать учитель, и без которых у него не может быть подлинного авторитета. Проверьте, как относятся к Вам окружающие, и подумайте, от чего это зависит. (3)

      Умение слушать, выслушать ученика - профессиональное качество учителя, от этого зависит и умение налаживать хорошие отношения с людьми. Хороший ли Вы слушатель? Выяснить это поможет  тест.(4)

      Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - его способность и предназначенность к лидерству. И поэтому не мешает определить, кто Вы в жизни: ведущий или ведомый, обладаете ли Вы способностью влиять на окружающих (5)

 Заключение

      В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

      Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

      Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

       Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.  Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.

      В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах: бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

   Демокрит сказал: "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы". Тем более, что и Конфуций утверждал, что "побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра", поэтому рекомендуется взять за правило регулярно проделывать упражнения для аутотренинга, которые помогут Вам преодолеть барьеры и овладеть некоторыми сторонами культуры общения, стать более коммуникабельными, что так необходимо педагогу.(6)

     Умейте слушать другого. Сознательное желание овладеть искусством слушать собеседника, помогут Вам установить взаимопонимание с коллегами и учащимися.(7)

     Все люди страдают от стрессов. Но, пожалуй, у педагогов стресс - профессиональное явление. В конечном итоге стресс, напряжение, тревога вырастают в проблему, если вовремя не побеспокоиться об этом.(8)

 ЛИТЕРАТУРА

 1. Бодалев А. А. Сущность профессиональной деятельности учителя//Семья и школа 2010- № 5.

2.  Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

3. Божович Л. К. Личность учителя и ее формирование. Педагогические очерки. - М. : Просвещение, 2009., 389с

 4. Бреслав Г. М. Особенности воспитательного процесса в школьном возрасте. - М. : Педагогика, 2009., 382с.

5. Бершедова Л. И. Воспитательный процесс в условиях школьного образования. - М. : Проспект. - 2009., С. 78.

6. Василюк Ф. Е. Проблемы выбора профессиональной деятельности 10. Семья и школа -2010, №4, 2009 №5

7.  Шепель В.М. Секреты личного обаяния. М., 1994.



Предварительный просмотр:

Приложения

(1)

ТЕСТ 1. Определение уровня Вашей общительности

Коммуникабельность - необходимое качество в профессиональной этике педагога. Проверьте, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо для совершенствования собственной техники общения. На вопросы отвечайте "да", "иногда", "нет".

 1. Если Вам предстоит обычная или деловая встреча, выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

 2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

 3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с докладом, сообщением в незнакомой до этого аудитории?

 4. Если Вам предложат поехать по делам в город, в котором Вы никогда не бывали и не имеете никаких знакомых, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы этого не сделать?

 5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с малознакомыми людьми?

 6. Раздражает ли Вac просьба незнакомца на улице показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?

 7. Считаете ли Вы, что людям разных поколений бывает трудно понять проблемы друг друга?

 8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад?

 9. Если Вам в ресторане или кафе подадут явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли, рассерженно отодвинув тарелку?

 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?

 11. Избегаете ли Вы вставать в длинную очередь, где бы она ни была (в магазине, буфете, кинотеатре)?

 12. Избегаете ли Вы участвовать в комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?

 13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов?

 14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту?

 15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме или служебном деле?

 16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению?

Оценка: за ответ "да" - 2 балла, "иногда" - 1 балл, "нет" - 0 баллов.

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

 30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете. Близким людям с Вами нелегко. Ha Ваc трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя;

 25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Новая работа, обстановка, новые контакты с людьми тяготят вас. Необходим тренинг;

 19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Но с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Эти недостатки исправимы;

 14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение;

 9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами;

 4-8 баллов. Вы, должно быть, - "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом...

 3 балла и ниже. Вы слишком говорливы, многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.

(2)

ТЕСТ 2. Этикет и культура Вашего общения

Знание этикета и основных требований культуры общения необходимы педагогу как для себя, так и для обучения своих воспитанников. Подберите ответы, которые более всего соответствуют манере Вашего поведения, и запишите их индексы (например, 1а, 2в, 3б и т. д.).

 1. Если Вас приглашает в гости человек, которому Вы не симпатизируете, примете ли Вы его приглашение?

 а) да; б) только в исключительном случае; в) нет.

 2. Представьте, что в гостях Вы вынуждены сидеть около человека, которого считаете своим врагом. Как Вы себя поведете?

 а) не будете обращать на него внимания;

 б) будете отвечать только на его вопросы;

 в) попытаетесь завязать с ним непринужденный разговор.

 3. Вы только что собрались позвонить в одну квартиру. Внезапно слышите, что за дверью возник семейный спор. Что Вы делаете?

 а) все-таки звоните; б) подождете, пока спор прекратится; в) уйдете.

 4. Что Вы сделаете, если Вам в гостях предложат нелюбимое блюда?

 а) несмотря на отвращение, съедите его;

 б) скажете хозяевам, что не можете этого сделать;

 в) пожалуетесь на отсутствие аппетита.

 5. Какой бутерброд со стола Вы обычно выбираете?

 а) самый лучший; б) самый маленький; в) ближайший к Вам.

 6. Что Вы предпримете, если в компании внезапно наступит перерыв в разговоре?

 а) подождете, пока кто-нибудь начнет разговор;

 б) сами найдете какую-нибудь тему.

 7. Представьте, что Вы попали в неприятную ситуацию. Расскажете ли Вы об этом своим знакомым?

 а) обязательно; б) только друзьям; в) ни одному человеку.

 8. Добавляете ли Вы что-либо от себя, пересказывая чужую историю?

 а) да; б) с незначительными "улучшениями"; в) нет.

 9. Носите ли Вы с собой фотографию любимого человека и показываете ли ее окружающим?

 а) да; б) нет; в) никогда.

 10. Что Вы делаете, если не поняли рассказанной шутки?

 а) смеетесь вместе с остальными;

 б) остаетесь серьезным;

 в) просите, чтобы кто-нибудь объяснил смысл этой шутки.

 11. Что Вы предпринимаете, если, находясь в компании, почувствовали резкую головную боль?

 а) тихо терпите; б) просите таблетку от головной боли; в) идете домой.

 12. Что Вы делаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по телевидению должны начать интересующую вас программу?

 а) просите, чтобы хозяин включил телевизор;

 б) начинаете смотреть телевизор в соседней комнате, чтобы не помешать остальным гостям;

 в) отказываетесь от интересующей вас передачи.

 13. Вы находитесь в гостях. Когда Вы чувствуете себя лучше?

 а) когда развлекаете гостей; б) когда Вас развлекают другие.

 14. Решаете ли Вы заранее, как долго будете оставаться в гостях?

 а) нет; б) иногда; в) да.

 15. Корреспондент газеты берет у Вас интервью.

 а) Вам льстит, что интервью с Вами напечатают в газете;

 б) Вы хотели бы, чтобы это было уже в прошлом;

 в) Вам это совершенно безразлично.

 16. Можете Вы объективно оценивать людей, которых не можете терпеть?

 а) безусловно;

 б) только в виде исключения;

 в) не задумывались над таким вопросом.

 17. Соглашаетесь ли Вы с мнением других людей, даже если оно справедливо, но для вас неблагоприятно?

 а) не всегда;

 б) если оно подтверждает Ваше мнение;

 в) а, собственно говоря, зачем я должен это делать?

 18. Когда Вы обычно прекращаете спорить?

 а) чем скорее, тем лучше; б) когда спор не имеет никакого смысла;.

 в) после того как Вы сумеете убедить своего оппонента.

 19. Если Вы знаете стихи, то будете ли читать их в обществе?

 а) с удовольствием; б) если об этом попросят; в) ни в коем случае.

 20. Представьте, что Вы живете во времена графа Монте Кристо, сидите в подземной тюрьме и внезапно узнаете, что в соседней камере заключен Ваш самый злейший враг. Когда Вы начнете с ним перестукиваться?

 а) как можно скорее;

 б) когда не сможете больше терпеть одиночества; в) никогда.

 21. Встречаете ли Вы Новый год на главной площади города?

 а) да; б) нет; в) под Новый год я всегда сплю.

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой в табл. 3.

Таблица 3

        А        Б        В                А        Б        В

1        20        5        10          11        5        10        0

2        0        5        25          12        0        5        10

3        5        10        0          13        20        5        0

4        10        0        5          14        0        5        15

5        0        5        10          15        10        0        5

6        5        15        0          16        15        5        0

7        30        5        0          17        25        5        0

8        15        5        0          18        0        5        10

9        0        5        10          19        0        5        10

10        0        5        10          20        20        5        0

                                  21        5        0        10

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

 280-300 баллов. Возникает подозрение, что Вы не всегда искренне отвечали. Проверьте себя еще раз;

 200-280 баллов. Вы должно быть довольны собой. В основном это относится к Вашим коммуникативным способностям. Вы охотно проводите свободное время среди людей и в любом обществе являетесь желанным участником. Вы обладаете живым умом, впечатлительны, хороший слушатель и рассказчик. Эти и некоторые другие способности приводят к тому, что Вы часто становитесь душой общества;

 100-200 баллов. Ваше отношение к общению нелегко определить. С одной стороны, Вы обладаете свойствами и наклонностями, которые делают Вас приятным членом общества. С другой стороны, прочие качества Вашего характера как бы тормозят первые. В целом в компании Вы можете чувствовать себя вполне удовлетворительно. Однако Вам нелегко удается приспосабливаться к любому окружению. Это зависит также и от Вашего настроения. Но среди людей, которым Вы симпатизируете, Вы чувствуете себя довольно комфортно;

 50-100 баллов. Как правило, Вы любите одиночество. В узком семейном кругу Вы чувствуете себя значительно лучше, чем в большой компании. Кстати, многие знаменитые личности, вошедшие в историю, нередко принадлежали к этой категории людей;

 50 баллов и меньше. Вам нужно стараться быть пообщительней.

 И еще одно: постарайтесь отнестись к своему результату с юмором.

(3)

ТЕСТ 3. "Любят ли Вас люди?"

Доверие, симпатия и даже любовь - чувства, которые должен вызывать учитель, и без которых у него не может быть подлинного авторитета. Проверьте, как относятся к Вам окружающие, и подумайте, от чего это зависит. Ответьте "да", если Вы согласны с утверждением, и "нет", если не согласны.

 1. Вы должны помнить, что почти постоянно в течение дня Вас пристально оценивают те, с кем Вам приходится общаться.

 2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, разделяют они или нет его увлечение.

 3. Самое мудрое - это сохранять достоинство даже тогда, когда у Вас имеется сильный соблазн поступить иначе.

 4. Если человек замечает ошибки в речи других, ему следует их поправлять.

 5. Когда Вы встречаетесь с незнакомыми людьми, Вы должны быть достаточно остроумны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.

 6. Когда Вас представляют другому человеку, а Вы не расслышали его имя, Вы должны попросить его повторить свое имя.

 7. Вы уверены, что Вас уважают за то, что Вы никогда не позволяете другим подшучивать над собой.

 8. Вы должны быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над Вами и выставлять в смешном виде.

 9. Если Вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.

 10. Человек должен всегда стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

 11. Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда Вам очень понадобится их помощь.

 12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что в конце концов очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

 13. Лучше, если другие зависят от Вас, чем если Вы зависите от других.

 14. Настоящий друг всегда старается помогать своим друзьям.

 15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

 16. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слышали, Вы должны остановить рассказчика.

 17. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слышали, Вы должны быть достаточно вежливы, чтобы от сердца посмеяться над анекдотом.

 18. Если Вас пригласили к другу, а Вы предпочитаете сходить в кино, Вы должны сказать, что у Вас болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

 19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим для него образом, даже когда они не хотят этого.

 20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.

Оценка. За каждый ответ, совпадающий с "правильным", начислите себе по 5 баллов. Правильные ответы: "да" 6-й, 13-й, 14-й и 20-й; "нет" - все остальные.

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

 85-100 - отлично;

 75-80 - хорошо;

 65-70 - удовлетворительно;

 0-60 - плохо.

 Чем выше сумма баллов, тем больше у Вас оснований считать, что окружающие Вас любят.

(4)

ТЕСТ 4. "Умеете ли Вы слушать и слышать другого?"

Умение слушать, выслушать ученика - профессиональное качество учителя, от этого зависит и умение налаживать хорошие отношения с людьми. Хороший ли Вы слушатель? Выяснить это поможет данный тест. Но запомните: отвечать надо честно, выбирая максимально подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос.

 1. Ваш приятель(ница) пустился(лась) в длинный рассказ о каких-то своих делах, и в конце концов Вы окончательно запутались. Ваша реакция:

 а) осторожно переводите разговор на другую тему, чтобы избавить и себя и коллегу от неловкой ситуации;

 б) честно говорите, что потеряли нить повествования и просите повторить все с самого начала;

 в) задаете вопрос, чтобы прояснить самое запутанное место в рассказе;

 г) делаете вид, что все понимаете: в конце концов все выяснится.

 2. Ваша подруга или друг очень расстроены: ее возлюбленный (его возлюбленная) сделал(ла) нечто, из-за чего он (она) чувствует себя ужасно. Вы:

 а) выслушивая со всем вниманием, побуждаете ее (его) излить всю накопившуюся горечь;

 б) помимо этого говорите, что и сами оказывались в сходной ситуации;

 в) выражаете солидарность, рассказав о тех ударах, которые наносили Вам Ваши близкие;

 г) сообщаете, что ее парень (его девушка) - первоклассный мерзавец, и предлагаете познакомить ее (его) с одним из своих приятелей (приятельниц).

 3. После самых нежных и страстных минут Ваш партнер замечает, что Вы в эти минуты были как бы далеки, отвлечены чем-то. Вы:

 а) уверяете его(ее), что это неправда;

 б) пытаетесь выяснить, почему он(она) так подумал(а);

 в) принимаете его(ее) замечание: впредь Вам надо будет последить за собой;

 г) чувствуете себя обиженно - и говорите ему(ей) об этом.

 4. Предположим, что близкий человек говорит что-то для Вас обидное. Что происходит с Вами?

 а) стараетесь подавить свой гнев - Вы не любите ссориться;

 б) пытаетесь тактично выяснить, почему он так думает;

 в) спешите "поставить его на место";

 г) предпринимаете контратаку.

 5. Ваш собеседник - человек, который Вам по-настоящему дорог, - долго и нудно рассказывает о том, что Вас совершенно не интересует. Какова Ваша реакция? (Выберите столько ответов, сколько пожелаете.)

 а) вежливо киваете;

 б) улыбаетесь;

 в) смотрите ему в глаза;

 г) задаете нейтральные вопросы;

 д) пересказываете наиболее важные моменты (Ага, значит ...), чтобы он видел вашу заинтересованность;

 е) бормочете что-то одобрительное: "Угу", "М-м-м", "Ах, вот как ...";

 ж) помимо одобрительного мычания исторгаете нечто вроде "Действительно?!" или "О, как интересно!";

 з) не делаете ничего из вышеперечисленного. Напротив, честно признаетесь, что совершенно ничего не смыслите в предмете разговора, и что говорить с Вами на данную тему - бессмысленная трата времени.

 6. Ваши отношения с близкими (родственниками, любимыми, друзьями):

 а) холодноватые;

 б) слишком бурные;

 в) теплые и добрые;

 г) Вы страдаете от того, что они недостаточно теплые и близкие.

 7. Во время разговоров с дорогими для Вас людьми Вы в основном выступаете в роли слушателя на:

 а) от 0 до 25%; б) от 26 до 50%; в) от 50 до 75%; г) от 76 до100%.

 8. В умении понимать человека очень большую роль играет способность не только слушать произносимые слова, но и "читать" жесты, интонацию. Как Вы их прочитываете? Что, по вашему мнению, в действительности происходит, когда говорящий … (выберите одну из кажущихся вам правильной интерпретаций следующих "невербальных посланий"):

 а) говорящий дотрагивается пальцем до носа или щеки. Вам кажется, что он:

 1) подчеркивает свое превосходство;

 2) пытается утаить правду;

 3) испытывает неловкость.

 б) Вы чувствуете, что говорящий напряжен. Вам кажется, что он:

 1) что-то скрывает;

 2) сердится;

 3) испытывает неловкость.

 в) начинает говорить громче или тише обычного:

 1) защищается;

 2) особенно заинтересован именно в этом вопросе;

 3) хочет, чтобы разговор поскорее закончился.

 9. Как часто Вы (пометьте цифрой "3", если "часто"; "2" - "иногда"; "1" - "редко"; "0" - "никогда"):

 а) заканчиваете предложения, начатые собеседником(цей);

 б) во время деловых переговоров размышляете, где это Ваш собеседник(ница) раздобыл(ла) такой замечательный портфель или нашел(ла) такого чудесного парикмахера;

 в) смеетесь за секунду до того, как рассказчик завершил анекдот;

 г) используете в качестве объяснения своего опоздания на работу рассказ Вашего друга или подруги о каком-то случившемся с ним приключении;

 д) чувствуете себя обманутым, когда Ваш друг или подруга, поведав Вам о чем-то неприятном, плохом, продолжает шагать по опасной тропинке;

 е) используете против близкого Вам человека нечто, рассказанное Вам в порыве откровенности;

 ж) когда близкий Вам человек начинает на что-то жаловаться, думаете: "Ну, вот, опять началось";

 з) чувствуете, что должны удержать за собой последнее слово в споре;

 и) уходите от дискуссии, считая, что в этом споре все равно ничего ценного родиться не может.

 10. Правдивы или ложны следующие утверждения? (Ставьте П, если правдивы; Л - если ложны; (?) - если не знаете ответа):

 а) перерыв в беседе заставляет Вас чувствовать себя неловко;

 б) слушая друга, Вам приходится делать над собой усилие, чтобы нить повествования не ускользнула от Вас;

 в) считаете, что давать советы не имеет смысла;

 г) как правило, заранее знаете, что собеседник собирается Вам поведать;

 д) люди всегда лезут к Вам со своими личными проблемами.

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами

 и их оценкой по следующей схеме:

1        а - 3;        б - 2;         в - 1;         г - 0.        

2        а - 0;         б - 1;        в - 3;         г - 2.

3        а - 3;         б - 1;         в - 0;         г - 2.

4        а - 0;         б - 1;         в - 3;         г - 4.

5        a - 0;         б - 0;         в - 0;        г - 1;         д - 1; е - 0; ж - 2; з - 5.

6        a - 3;         б - 2;         в - 1;         г - 0.        

7        a - 3;         б - 2;         в - 1;         г - 0.        

8        а 1) - 1;         а 2) - 2;         а 3) - 0;                 

        б 1) - 2;         б 2) - 1;         б 3) - 0;                 

        в 1) - 1;         в 2) - 0;         в 3) - 2.                

9        Оценка пунктов означает Ваши баллы.

10        П         Л         ?                

а        3        0         1                

б        1        3        2                

в        1        3        2                

г        2        0        1                

д        0        3        1                

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

 54 балла и более. По правде говоря, Вы плохой слушатель, к тому же каждый раз, когда собеседник умолкает, Вы стремитесь переложить на него свои проблемы. Такое поведение разрушает Ваши отношения с людьми, а поэтому - учитесь слушать;

 36-53 балла. Хотя вы и думаете, что прислушиваетесь к тому, что происходит вокруг, окружающие так не считают. В чем Ваша ошибка? Когда говорят о том, что Вас раздражает, Вы либо отключаетесь, либо переводите разговор и уходите в сторону. Вообще-то многие из нас склонны слушать только то, что хотят услышать, однако подобное поведение может разрушить теплую дружбу или даже семью;

 18-35 баллов. Поздравляем Вас! Вы - идеальный слушатель, а значит - идеальный собеседник, друг и сотрудник;

 17 баллов и менее. Вы - "ходячая аудитория" для всех и каждого, но Ваша проблема в том, что Вы ничего, кроме своего "уха", предложить человеку не можете. К тому же Вы принадлежите к тому типу людей, которые боятся рисковать чем бы то ни было, а ведь человеческие отношения - рискованное дело!

(5)

ТЕСТ 5. "Кто ты: ведущий или ведомый?"

Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - его способность и предназначенность к лидерству. И поэтому не мешает определить, кто Вы в жизни: ведущий или ведомый. Если хотите знать, обладаете ли Вы способностью влиять на окружающих, ответьте на следующие вопросы.

 1. Как Вы думаете, подошла бы Вам профессия актера или политика?

 2. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться или вести себя экстравагантно?

 3. Можете ли Вы разговаривать с другим человеком о Ваших интимных проблемах?

 4. Сразу ли Вы реагируете на малейшие проявления неверного понимания Ваших слов и поступков?

 5. Чувствуете ли Вы дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где Вы сами хотели бы его добиться?

 6. Любите ли Вы заниматься каким-нибудь очень трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?

 7. Могли бы Вы посвятить всего (всю) себя достижению чего-нибудь выдающегося?

 8. Устраивает ли Вас один и тот же круг друзей?

 9. Предпочитаете ли Вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

 10. Любите ли Вы менять мебель в квартире?

 11. Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

 12. Любите ли Вы "осаживать" того, кто, на Ваш взгляд, слишком самоуверен?

 13. Нравится ли Вам демонстрировать, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами ответами и их оценкой в табл. 4.

Таблица 4

        да        нет                да        нет                да        нет

1        5        0        5        5        0          9        0        5

2        0        5        6        5        0        10        5        0

3        5        0        7        5        0        11        5        0

4        5        0        8        0        5        12        5        0

                                                13        5        0

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

 65 - 35 баллов. Вы - человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми Вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их. А тех, кто не разделяет Ваши принципы, надо убеждать, и Вы это умеете. Однако Вам необходимо себя контролировать, чтобы Ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе Вы превратитесь в фанатика или тирана;

 30 - 0 баллов. Вы бываете малоубедительны, даже когда абсолютно правы.

(6)

 ПСИХОТРЕНИНГ

     Рекомендуем взять за правило регулярно проделывать следующие упражнения, которые помогут Вам преодолеть барьеры и овладеть некоторыми сторонами культуры общения, стать более коммуникабельными, что так необходимо педагогу. И помните, что сказал Демокрит: "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы". Тем более, что и Конфуций утверждал, что "побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра".

 Упражнение 1 "Улыбка", вырабатывающее привычку "носить" приветливое выражение лица. Сначала проведите своеобразный тест: обратите внимание, часто ли к Вам обращаются посторонние люди с какой-нибудь просьбой или вопросом. Если нет, то у Вас, возможно, бывает угрюмое, неприветливое, слишком самоуглубленное выражение лица. Вы не располагаете людей к себе, а отпугиваете их. Надо срочно "менять лицо"!

 Для этого каждое утро, как только встанете с постели, сразу же отправляйтесь к зеркалу и покажите себе язык. Это забавное зрелище вызовет у Вас улыбку. Постарайтесь сохранить такое улыбчивое выражение лица на весь день. А если не получается, то доставайте время от времени карманное зеркальце и незаметно показывайте себе язык. Честное слово, помогает! И помните, что сказал барон Мюнхгаузен: "Умное лицо это еще не признак ума. Самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица. Поэтому улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"

 Упражнение 2 "Чужая судьба", позволяющее развивать способность быстро входить в положение другого. Проверьте себя: замечаете ли Вы, запоминаете ли лица людей на улицах? Скорее всего нет: слишком поглощены своими проблемами и поэтому в общении склонны больше рассматривать все "с собственной колокольни", не вдаваясь в проблемы собеседника.

 Способность входить в положение другого развивается следующим упражнением. В очереди, в транспорте, на улице "выберите" какого-либо человека, внимательно, но незаметно вглядитесь в него и начните придумывать его судьбу: кто, откуда, чем занимается и т. д. Придумайте, как Ваш "избранник" повел бы себя в той или иной ситуации. Иными словами, привыкайте думать не только о себе и своих близких, но и о "дальних", чужих людях.

 Упражнение 3 "Комплимент", помогающее овладеть искусством эмоционально "согреть" собеседника, воздействовать на него через положительные эмоции, похвалу. Ведь заслуженная похвала - потребность каждого человека, в том числе и Вашего ученика, побуждающая его браться за все более сложные задачи.

 Научиться этому можно. Понаблюдайте несколько минут за работающим человеком - продавцом в магазине, почтальоном на почте, землекопом на улице - а затем скажите ему что-нибудь приятное, похвалите его. Повторяйте это упражнение, пока не почувствуете, что оно не вызывает у вас смущения и затруднений.

(7)

 УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ ДРУГОГО

 Рекомендации, с которыми мы Вас познакомим, плюс сознательное желание овладеть искусством слушать собеседника, помогут Вам установить взаимопонимание с коллегами и учащимися.

 1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Своими действиями подчеркните, что Вам интересно его слушать. Если Вам недостаточно полученной информации, попросите повторить или пояснить то, что не совсем понятно. Постоянно оценивайте свое понимание любого сообщения.

 2. Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и идут к своей точке зрения наугад, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь грубым приближением к их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, Вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что собеседника слишком трудно слушать.

 3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность.

 4. Повторите высказывание говорящего. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это дает гарантию от любых неясностей и недопонимания.

 5. Избегайте поспешных выводов. Они - один из главных барьеров эффективного общения. Постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

 6. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника. "Какой медлительный!", "Какой монотонный субъект!", "Какой надоедливый!" - такие мысли может вызвать иной собеседник. Однако, если Вы считаете себя хорошим слушателем, Вас не должны отвлекать манера и выразительные средства, которыми пользуется партнер. Необходимо воспринимать только информацию, которую несет его речь.

 7. Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие второго. Еще больше влияют на взаимопонимание излишняя убежденность в своей правоте одного и предубежденность другого. В этом случае слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и переходит к полному отрицанию того, что говорит партнер. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения.

 8. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей. Хороший слушатель сядет либо так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует внимание только на словах партнера.

 9. Не монополизируйте разговора. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение в любой ситуации или который, как ему кажется, знает все о предмете разговора, чаще всего плохой слушатель. "Входные отверстия" его разума настолько крепко закрыты, что не впускают новых идей и мыслей. В любой дискуссии он просто выжидает момент, чтобы противостоять всему, что противоречит его убеждениям.

 10. Приспосабливайте темп мышления к речи собеседника. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Когда Вы слушаете собеседника, Вы не пассивны: Ваш мозг усиленно работает.

 11. Готовьте контраргументы заранее. Чтобы получить преимущество перед собеседником, старайтесь готовить контраргументы, пока говорит партнер: суммируйте все сказанное, взвесьте и оцените очевидное, спросите себя, те ли факты Вы выбираете для анализа, объективна ли Ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит Вам самое главное или "утопил" суть в словах.

(8)

  ПЯТЬДЕСЯТ СПОСОБОВ ПОБЕДИТЬ СТРЕСС

 Все люди страдают от стрессов. Но, пожалуй, у педагогов стресс - профессиональное явление. В конечном итоге стресс, напряжение, тревога вырастают в проблему, если вовремя не побеспокоиться об этом. Вот некоторые рекомендации, как победить стресс, которые дает Лиза Стьюардс в газете "Дейли экспресс".

 Общие советы

 Скажите "нет", если Вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами.

 Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь из близких.

 Напомните сами себе, что Вы человек и поэтому имеете право на ошибки.

 Не уподобляйтесь страусу, не прячьтесь от собственных проблем.

 Не терзайте сами себя.

 Если Вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить.

 Скажите себе: "Нужно расслабиться".

 Избегайте фраз типа "Мне нужно это сейчас, сию минуту". Пусть все идет своим чередом.

 Только время поможет привыкнуть к таким крупным переменам в жизни, как вступление в брак или покупка дома.

 Держитесь настоящего друга или человека, который понимает Вас.

 Запомните - Вы не можете отвечать за настроение других людей.

 Не смотрите на жизнь как на серию неудач: это всего лишь уроки, которые она дает.

 Спросите себя: "Что может случиться самое плохое?" Затем подумайте, как Вы поступите, если это произойдет. И Вы поймете, что сумеете справиться.

 Постарайтесь перестать беспокоиться о том, что находится вне предела Вашего контроля, над чем Вы не властны.

 Дома

 Взгляните на фотографии из семейного альбома, чтобы вспомнить о былом и хорошем.

 Сходите в кино на Ваш любимый старый фильм.

 Отключите телефон и полежите в теплой ванне.

 Купите сами себе букетик цветов.

 Поставьте старую пластинку, усядьтесь поудобнее и закройте глаза.

 Сходите в парк или посидите в саду.

 Вспомните самые счастливые мгновения в Вашей жизни.

 Отправьтесь за город.

 Позвоните другу с хорошим чувством юмора.

 Выпейте бокал хорошего вина.

 Позвольте себе что-нибудь вкусное.

 Пофантазируйте о чем-нибудь приятном хотя бы пять минут.

 Выберите такое хобби, которое явно отличалось бы от работы.

 Устройте себе спортивную разминку.

 Понежьте себя - очень неплохо помогает массаж.

 Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги).

 Напишите все письма, которые собирались написать месяц назад.

 Сделайте сами себе какой-нибудь подарок.

 Побывайте у парикмахера. .

 Подумайте о том, как Вы питаетесь, и поменяйте рацион.

 Встаньте утром пораньше, прогуляйтесь, хорошо позавтракайте.

 Неплохое лекарство - эмоции, рождаемые чувственностью.

 Не ходите по магазинам в часы пик.

 Купите пару золотых рыбок и любуйтесь ими.

 Купите кассету с шумом дождя, прибоя или джунглей.

 Примите вечером ароматическую ванну.

 Скопите денег и купите посудомойку.

 Сделайте что-нибудь приятное исключительно и только для себя.

 На работе

 Иногда обедайте в одиночку, чтобы избежать разговоров о работе.

 Не сердитесь на справедливую критику и сделайте вывод.

 Перед встречей или свиданием оставьте себе десять свободных минут.

 Старайтесь делать так, чтобы обеденный перерыв был и временем отдыха.

 Выбрасывайте безжалостно все лишнее, что мешает работе (старые бумаги и т.д.).

 Купите себе игрушку, напоминающую начальство: глуповато, но есть на ком сорвать злость.

 Время от времени вытяните ноги, поводите головой из стороны в сторону, выпрямите спину.

 После окончания работы расслабьтесь, посидите с закрытыми глазами десять минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Составляющие профессиональной культуры педагога»

Самостоятельная работа «Составляющие профессиональной культуры педагога» по курсу " Образование и общество. актуальные проблемы психологии и педагогики" ( академический инвариант )...

Этика в профессиональной культуре учителя

Данная статья отображает значение учительской этики как одной из  составляющих  профессионализм педагога...

Этика в профессиональной культуре педагога .

Этика в профессиональной культуре педагога  С...

"Этика в профессиональной культуре педагога"

Выступление на педсовете "Этика в профессиональной культуре педагога" с тестом....

Практико-ориентированный проект по теме: "Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Итоговый практико-ориентированный проект.Тема: «Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога».•Очевидно противоречие между потребностью общества и образовател...

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

«Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».

Эту работу я выполняла еще студенткой 3 курса. Эта работа представляет собой брошюру, где отображенно взаимоотношение с учениками....