Главные вкладки

    Несколько упражнений по технике чтения "Чтение в радость"
    материал по теме

    Хамзина Насима Ракиповна

    упражнения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Как научить ребенка быстро читать?

    Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, значительно поднять уровень, и скорость чтения. Процесс чтения очень сложен для детей -  в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться к  скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый 

     

    материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Существует понятие «оптимальное чтение», чтение в темпе 120-150 слов в минуту, считается, что именно в этом темпе достигается лучшее усвоение материала.

      Основными причинами замедленного чтения у детей являются:

      1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

      Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

      2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

      3. Маленький словарный запас.

      4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

      5. Не развитый артикуляционный аппарат.

      6. Не по возрасту подобранные произведения.

    Как же все - таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Мы рекомендуем следующие методы и упражнения:

      1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения.

    Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

      2.Чтение – необходимо для жизни. 

    Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

      3. Просмотр диафильмов.

    Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

      4. Параллельное чтение.

    Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

      5. Чтение за определенное время.

      Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

      6.Чтение не вслух, а про себя.

    При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в  мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептвание  - та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

      7. Игры с ударением.

    Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все - таки правильно.

      8. Спотыкание об согласные.

    Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

       9. Жужжащее чтение.

    Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

      10. Развитие зоркости.

    Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

      11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи  эти слова.

      12. Артикуляционная гимнастика.

    Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

    Читайте скороговорки по - разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

      13. Развитие поля зрения.

    Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

      14. Антиципация (смысловая догадка). 

    Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

    Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

      15. Чтение с закладкой.

    Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

      16. Чтение слов написанных разными шрифтами.

      17. Наращивание слов.

    Пишите столбиком на листе бумаги:

    Кот                      лес                         дом

    Котик                  лесок                    домик

    Котеночек          перелесок           домишко

     18. Чтение «канон».

    Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

      19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

      20. Чтение со звуковым сопровождением - когда играет музыка.

      21. Простукивание ритма.

    Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

      22. Поиск.

    Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

      23. Ежедневные пятиминутки чтения.

    В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

      23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

      24. Чтение согласных.

    Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

      25. Складывание слов из двух половинок.

    Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

      26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.

    Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.

      27. Тренируем внимание.

    Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

     28. Очередь

    Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

      29. Ролевое чтение.

    Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка – тихо.

      30. Перевернутый текст.

    Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

    31. Набор деформированных предложений.

    Меняйте слова в предложении, например: ко - мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

    32. Поиск заданного слова.

    Говорите любое слово, которое есть  в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

    33. Таблицы Шульте.

    Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

    Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

    Скоростью чтения занимаются специалисты: академик Андреев, Н. Зайцев, И.Федоренко , И.Пельченко, Е.Заика и д.р.

    Как видите, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость. Не забывайте хвалить своих учеников.

     

    Подборка литературы по теме скорочтения- 10 книг      скачать 5мб.doc.

    Книги по скорочтению А.Шилин; С.Поварнин                  скачать  5мб.djvu

    Тони Бьюзен - Супермышление                                              скачать  22мб.pdf

    Игры с буквами                                                                             скачать  5мб.doc



    Предварительный просмотр:

    Как научить детей читать быстро

     

    Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научаться правильно решать задачи.

    Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения это и средтво, и одно из условий общего развития детей.

    Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

    Скорость чтения человека должна приближаться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален.

    Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированности навыков работы с разными видами текстов, то есть развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, самостоятельности и элементарной  способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова.

     

    Что такое оптимальное чтение?

    Это чтение в темпе разговорной речи, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена ( со скоростью 180 и более слов в минуту) то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды.

    Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.

     

    Необходимость оптимального чтения  ясна. Эту проблему рассматривают в нескольких аспектах.

    Аспект обучения. 

    Дети с большой скоростью чтения своевременно выполняют домашние задания. Читают не только заданную литературу, но и художественные произведения по своему интересу, журналы.

    Аспект развития.

    Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.

    Аспект воспитания.

     Как правило, кто хорошо читает, тот учится хорошо, плохо читает – успеваемость низкая, склонен к правонарушению.

    Экономический аспект.

     Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. В США на многих предприятиях не принимаются на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.

    Идейно-политический аспект.

    Школьнику с низкой скоростью чтения не хватает времени заниматься дополнительно: например, читать прессу… низкая техника чтения не способствует освоению информации.

    С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?

    Видный украинский педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-200 слов в минуту.

    Возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости  - скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать.

     

    Рассмотрим восемь резервов обучения чтению.

    1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно  это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма – до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

    2. Жужжащее чтение.

    Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

    3.Ежеурочные пятиминутки чтения. 

    У каждого ребенка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой), и любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, природоведение, труд начинаю с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают. В режиме жужжащего чтения, карандашиком отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идет обычный урок.

    Пять минут за урок. 4 урока в день. 5 дней в неделю. 5× 4×5=100(мин)= 1ч.40 мин.

    4. Чтение перед сном.

    Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

    Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

    5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

    Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Если ребенок устанет, то можно продолжить читать родителям.

    Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекоминдации, то есть просмотр диафильмов перед сном.

    6. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

    Что это значит?

    Например, ребенок читает  предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего- четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

    Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т.Фидоренко, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение состоит из 2 слов – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв.

    Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок уже может запомнить предложение из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, и поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

    7. Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко нужно выделить три типа упражнений.

    Это такие упражнения:

    многократное чтение

    чтение в темпе скороговорки

    выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

    Все названные упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

    При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

    При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата. В этом упражнении повышены требование к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться.

    Упражнение длится не более 30 секунд. Затем предлагается третье упражнение. «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети проговаривают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать его в том же повышенном темпе. Его возможность не надолго хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительности чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

     

    8. Стимулирование учащихся.

    В третьем классе можно проводить самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в тетрадь.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения для развития техники чтения

    Упражнения , помогающие развивать технику чтения у детей....

    Упражнения для совершенствования техники чтения.

    Понимание текста связано с качеством чтения. Сформировать навыки чтения без насилия над ребёнком вам помогут упражнения, повышающие технику чтения....

    Упражнения для развития техники чтения младших школьников.

    Упражнения, способствующие развитию техники чтения младших школьников.             Содержание.1.Таблицы слогов.2. Игры. Алфавит рассыпа...

    Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.

    Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли ...

    Упражнения по технике чтения в 1 классе.

    Упражнения для развития скорости чтения....

    Упражнения для техники чтения

    Разнообразные упражнения для оптимизации процесса чтения. Родители могут воспользоваться этими приёмами, чтобы научить своего ребёнка быстрому и лёгкому чтению....

    Упражнения для техники чтения

    Упражнения для улучшения техники чтения. Составитель Рудакова И. В....