Программа "Здоровьеформирующее физическое развитие"
рабочая программа (2 класс) на тему

Борисова Ирина Леонидовна

Программа рекомендуется для занятий в кружке по направлению "Здоровьесберегающие педагогические технологии". Это направление работы позволяет улучшать физическое развитие детей. Они учатся на занятиях управлять своим телом.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьеформирующее физическое

развитие.

Развивающие двигательные программы для учащихся начальной школы.

Пояснительная записка

   Проблема здоровья сейчас у всех на слуху практически во всех регионах России. Большую часть времени дети проводят в стенах школы.

    Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

    Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. В среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25—30% детей приходящих в 1-й класс нашей школлы, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья.

    За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %, с нервно-психическими расстройствами — с 1,6 до 2,8%, нарушениями осанки с 19 до 46%. Одна из частых патологий школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде  классов до 30—40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

    На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Недостаточное использование или порой отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, не дает возможности обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Одним из направлений работы педагогического  коллектива является деятельность, направленная на  организацию здоровьесберегающего учебного процесса, решение следующих задач:

- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения

- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром

- воспитание культуры здоровья

- развитие творческих способностей

- мотивация на здоровый образ жизни

- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни

-внедрение инновационных педагогических технологий

Понятие «здоровьесберегающие технологии»  интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

    Задача школы  — не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ни чего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и не грамотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Следовательно, перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь не допущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.

     Если мы хотим достичь цели — направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него и искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир.

Цели программы:

  1. Развитие сознательного управления своими движениями, активизацию обменных процессов, развитие органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.
  2. Оздоровительно-коррекционная работа по укреплению и развитию мышечного корсета.

     

  1. Укрепление и развитие мышечного корсета, укрепление мышц тела и мышц брюшного пресса.
  2. Укрепление мышц рук и ног с акцентом на развитие свода стопы.
  3. Развитие вестибулярного аппарата.
  4. Развитие координации движений.
  5. Совершенствование зрительной системы.

Достоинство программы:

     Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. У детей имеются задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии, неполноценность их  здоровья.

      Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, её чувствительных нервных центров, анализаторов. Программа «Физическое развитие и здоровье» нацелена и на телесное, и на нервно-психическое развитие ребёнка.  

     Новизна подхода в программе «Физическое развитие и здоровье» имеет следующие особенности:

   1. Сопоставление средовых закономерностей эволюционного и индивидуального развития движений, врождённых и приобретённых форм двигательной и рефлекторной деятельнос-ти. Движение ребёнка совершается в различном окружении – в водной, наземной, социальной и других средах. В результате исследований был отобран и сформирован закономерный комплекс двигательных развивающих сред для растущего ребёнка.

    2. Введение в систему оптимального двигательного стереотипа, характеризующего этапную и конечную цель двигательного развития. При постановке целей двигательного развития оптимальный двигательный стереотип более приемлем, чем устоявшаяся ориентация на двигательные качества, навыки.  

   3. Включение в систему и реализация базовых факторов развития, специфических для формирования нервной системы и психики ребёнка.

Почти 90% детей имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – нарушения осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность

статики и движений,- обязывает педагога использовать развивающие двигательные программы для формирования оптимального двигательного стереотипа без предварительной медицинской диагностики.

    Программы формирования оптимального двигательного стереотипа направлены на нормализацию мышечного тонуса, на активацию деятельности нервной системы, на выравнивание общих для современных детей исходных недоразвитий опорно-двигательного аппарата.

    Занятия проводятся сучащимися 2 «а» и 2 «б» класса. Дети посещают занятия группами по15 человек один раз в неделю в специально оборудованном зале.

      При окончании курса у детей должен сформироваться оптимальный двигательный стереотип статики и динамики основных видов движений, развиться рефлекс  походки, повыситься адаптация организма к внешним раздражителям, активизироваться работа  всего организма, развиться координация в системе рука-глаз, зрительное сосредоточение, совершенствоваться зрительная система, формироваться правильная осанка и  корректироваться имеющиеся у детей отклонения в осанке.

Техническое оснащение занятий:

      Занятия проводятся в специально оборудованном зале, оборудованном теле- и видеоаппаратурой, спортивным снаряжением. В зале имеются гимнастические мячи, палки, батуты, скакалки, обручи, гимнастический уголок, зеркальная стена, коврики, гимнастические ленты.

Список литературы:

И.К.Шилкова, А.С.Большев, Ю.Р.Силкин, Ю.А.Лебедев, Л.В.Филиппова, «Здоровьеформирующее физическое развитие», М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001

А.С.Большев, Ф.И.Молостова, В.М.Молодцова, Ю.Р.Силкин «Внимание! Осанка!», Н.Н.,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Тема: "Лечебная физическая культура как средство физического развития ребенка с ослабленным зрением".

Определение ЛФК. Краткая история развития ЛФК. Основная форма ЛФК. Упражнения ЛФК. Принципы и методические рекомендации коррекции отклонения у детей с ослабленным зрением. Схема построения урока ЛФК....

Мониторинг уровня физического развития и физических качеств обучающихся

Уровень  познавательного интереса  на моих  уроках считаю достаточно высоким...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»

Рабочая  программа по физической культуре для детей второй  группы раннего возраста   (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...

Роль адаптивной физической культуры в физическом развитии обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.

В статье представлены данные о влиянии занятий адаптивной физической культурой (АФК) на показатели силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса, силы мышц кисти. Результаты исследования подтвержда...

мониторинга уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов

Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов   Алибекова М.И. –учитель физкультуры МБОУ СШ № 21 г. Нижневартовск...

Уроки физической культуры как средство воспитания физического развития младших школьников

В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой организации обучения школьников и занимает основное время их пребывания в школе, то именно он является основным средством в осуществлении фи...

Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов

Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов   Алибекова М.И. –учитель физкультуры МБОУ СШ № 21 г. Нижневартовск...