Исследовательский метод обучения на уроках в начальной школе
статья по теме

Апатенко Валентина Николаевна

 

Создание гуманистической школы, проникнутой добротой, вниманием и уважением к ребенку, верой в его возможности и способности, школы, пронизанной атмосферой сотрудничества, воспитывающей уважение к культурному наследию своей страны и аккумулирующей все лучшее из мировой практики – насущная потребность времени.  

Создание гуманистической школы ставит задачу изменения ценностных ориентаций. Начальное обучение должно быть переориентировано с усвоения готовых форм знаний на активизацию поисковых форм деятельности ребенка, связанных с процессом получения знаний.

Приоритетным направлением в моей работе является использование исследовательского  метода. В процессе применения исследовательской (проблемно-поисковой) технологии проводить кардинальные изменения педагогической парадигмы – отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиле поведения педагога, таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.

          В век компьютерной грамотности значимость письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Вместе с тем научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числом, так и в плане практической значимости этих навыков для дальнейшего обучения в школе. Качественное изучение письменных вычислений полезно еще и потому, что в ходе таких вычислений получают совершенствование жизненно важные навыки устных вычислений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Апатенко Валентина Николаевна

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Кафедра дошкольного и начального образования

Исследовательский метод обучения на уроках математики в начальной школе

               

 

                                          из опыта работы                                                                                                       

                                               Апатенко Валентины Николаевны

                                                      учителя начальных классов

                                                      МБОУ «Сергиевская СОШ»

                                                            Губкинского района

                                                           Белгородской  области

Создание гуманистической школы, проникнутой добротой, вниманием и уважением к ребенку, верой в его возможности и способности, школы, пронизанной атмосферой сотрудничества, воспитывающей уважение к культурному наследию своей страны и аккумулирующей все лучшее из мировой практики – насущная потребность времени.  

Создание гуманистической школы ставит задачу изменения ценностных ориентаций. Начальное обучение должно быть переориентировано с усвоения готовых форм знаний на активизацию поисковых форм деятельности ребенка, связанных с процессом получения знаний.

Приоритетным направлением в моей работе является использование исследовательского  метода. В процессе применения исследовательской (проблемно-поисковой) технологии проводить кардинальные изменения педагогической парадигмы – отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиле поведения педагога, таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.

          В век компьютерной грамотности значимость письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Вместе с тем научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числом, так и в плане практической значимости этих навыков для дальнейшего обучения в школе. Качественное изучение письменных вычислений полезно еще и потому, что в ходе таких вычислений получают совершенствование жизненно важные навыки устных вычислений.

      Приведу примеры применения исследовательской (проблемно-поисковой) технологии на уроках.                                                                      

 Фрагмент урока  «Деление трехзначных чисел на однозначное, когда в записи частного есть нули» в 4 классе.

I.    Организационный момент урока.

1.Включение детей в деятельность.

а) Таблица умножения (сигнальные карточки).

б) Выполни деление, найди остаток.

28 : 5                 14 : 3                  29 : 4

  1.  9                 37 : 7                  55 : 10

            2. Выделение содержательной области.

Выполни деление и проверь умножением (по вариантам).

             1 – вариант                                               2 – вариант

      135 : 3                                                        434 : 7

    _135   3                   х 45                              _434  7                  х62

     12      45                     3                                42    62                    7

      _ 15                       135                                _14                      434

         15                                                               14

    0                                                                 0

     II. Актуализация знаний.

 Фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности между необходимостью и невозможностью (не более 5-7 минут).

      Выполни деление и проверь умножением 624 : 6.

_624   6             х 14

  6       14               6

  _24                    84

    24

     0

Невозможно найти частное известным способом, так как при проверке деления умножением (14 * 6) не получаем делимое 624.

        III. Постановка проблемы.

              Фиксирование в громкой речи:

- Вы смогли выполнить деление?

(Да).

- Где возникло затруднение?

(При проверке деления умножением),

-Почему оно возникло?

(Ошибка в делении).

-Сформулируйте проблему. Почему не получается деление?

у

     ч           Не смогли найти частное, потому, что его невозможно

е         найти  известным нам способом.

н

и

к

ТЕМА УРОКА

Учитель  -  Сегодня на уроке мы изучим деление трехзначного числа

на однозначное. Когда в записи частного есть нули.

IV. Открытие детьми нового знания.

  1. Решение детьми проблемы с помощью учителя

 

_624   6             х 104

  6       104               6

  _24                    624

    24

     0

  1. Фиксирование нового алгоритма в языке.

Учебник, с.16.

Объясни, как выполнено деление:

_324   3                                       _806   2

  3       108                                      8      403

 _24                                                _0

24                                                  0

 0                                                   _6

                                                        6

 Фрагмент урока по теме «Письменное умножение на трехзначное число »

 в 4 классе.

I.    Организационный  момент  урока.

1. Включение детей в деятельность.

                  Вычислите:

                       (48+52) ∙ 9=                     2400:200=

                    (10 + 8) ∙ 9=                        140 : 70 =

                    (80+16) : 8=                       45000:90=

                     (128+32):16=                   800 : 400=

                   2. Выделение содержательной области.

Выполни умножение  и проверь при помощи калькулятора (по вариантам).

 248                                   325

х341                                  х148

      248                                  2600

   +992                                +1300

+ 744                                  + 325

  84568                                48100

248*341=84568                 325*148=48100

     II.  Актуализация знаний.

               Фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности между необходимостью и невозможностью (не более 5-7 минут).

Выполни умножение и проверь при помощи калькулятора.

    342                                                    342*208=71136

  х 208

  2736

  684

  9576

Невозможно найти произведение известным способом, так как при проверке умножения не получаем нужный ответ.

III. Постановка проблемы.

                   Фиксирование в громкой речи:

- Вы смогли выполнить умножение?

(Да).

- Где возникло затруднение?

(При проверке калькулятором),

-Почему оно возникло?

(Ошибка в умножении).

-Сформулируйте проблему. Почему не получается умножение?

у

     ч           Не смогли найти произведение, потому, что его невозможно

е         найти  известным нам способом.

н

и

к

ТЕМА УРОКА

Учитель  -  Сегодня на уроке мы изучим умножение на трехзначное число, когда трехзначный множитель имеет ноль в середине или на конце.

IV. Открытие детьми нового знания.

Решение детьми проблемы с помощью учителя.

                342

               х208

          2736

           +684  

    71136

Фиксирование нового алгоритма в языке.

  1. Первичное закрепление.

(проговаривание способа решения в громкой речи,  у доски)

         х361                                     х361

         920                                     902

     + 722                                     +722

   3249                                   3249    

   332120                               325622

VI. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

    а) Примеры 209 (по вариантам, у доски).

Два ученика решают у доски.

Самопроверка.

1 вариант               2 вариант

х254                        х481

 307                           360

        +1778                      +2886

       762                          1443     

       77978                      173160

   б) Примеры 210 (самостоятельно, по вариантам).

Взаимопроверка.

          1 вариант – 1 строка.

х456                             х105

 803                                420

                     +1368                            + 210

                  3648                                 420  

                  366168                             44100

2 вариант – 2 строка.

х605                                       х521

 102                                           180

      +  1210                                     + 4168

       605                                            521

  61710                                        93780

             Таким образом, развитие умственной и творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности, ответственности за свой труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить.

Такой ученик способен организовать не только учебную деятельность, но и трудовую, досуговую, спортивную, семейную и пр.

Главная задача учителя – помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться самостоятельно работать. Это достигается, систематическим индивидуальным подходом к организации самостоятельной деятельности учащихся.

Приведу пример фрагмента урока  по теме «Измерение площади фигуры с помощью палетки» в 4 классе.

I Организационный момент.

1. Включение детей в деятельность.

Сигнальные карточки.

а) Сравните:


4м 65см              4м 56см


8 217м                 8км 217м

         


27м2 25дм2             561дм2


14а 32м2                 852м2

б) Рассмотрите рисунок и найдите длину отрезка АВ.


                       А                                                        В


 

                7         8         9       10       11     12       13       14      15      16

13 – 8 = 5(см)

2. Выделение содержательной области.

 

№ 236 (по вариантам)

I – в      Находит площадь прямоугольника АВСД.

II – в     Находит площадь квадрата КМОЕ.

(два ученика выполняют задание у доски)

Проверка.

 I  вариант                                                                

70  ·   10  =    70(мм2)  =  7 (см2)

- Что нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника?

(Длину и ширину.)

II вариант

30 · 30 = 900 (мм2) = 9 (см2)

- Что нужно знать, чтобы найти площадь квадрата?

(Сторону квадрата.)

- Как найти площадь прямоугольника?  (Правило.)

  1. Актуализация знаний.

Фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности (между необходимостью и невозможностью).

        Найдите площадь фигуры.

Карточка №1.

Невозможно найти площадь известным способом т.к. это не прямоугольник и не квадрат.

  1. Постановка проблемы.

Фиксирование в громкой речи:

- Вы смогли выполнить задание?

- В чем затруднение?

- Сформулируйте проблему. Почему не получается?

        Не смогли найти площадь

        данной фигуры известным

        способом т.к.    это

        не прямоугольник и не квадрат.

Тема урока.

       

           Если фигура имеет произвольную форму,

          для измерения ее площади используют

          особый прибор, который называется

          палеткой.

       

 палетка   (показываю палетку, а лист со словом вешаю на магнитную доску).

Мы сегодня на уроке поучимся находить площади любых фигур с помощью палетки.

  1. «Открытие» детьми нового знания.

ПАЛЕТКА – это прозрачная пленка, разделенная на одинаковые квадраты: это могут быть дм2, см2, мм2.

У вас палетка, разделенная на см2.

Итак, чтобы узнать площадь фигуры, сначала считают, сколько в ней полных см2.

-14.

Потом считают, сколько неполных см2 в фигуре.

- их 18.

Договорились два неполных квадрата считать за один полный.

18 : 2 = 9

Всего: 14 + 9 = 23

Ответ: площадь фигуры примерно равна 23 см2.

На доске постепенно появляется запись.

Полных квадратов – 14.

Неполных квадратов – 18.

18 : 2 = 9

 

Всего: 14 + 9 = 23.

Ответ: площадь фигуры примерно равна 23 см2.

  1. Первичное закрепление.

(решение детьми типовых заданий; проговаривание способа решения в громкой речи).

  1. Плакат. (устно)

 Нахождение площадей 2-3 фигур.(проговаривание способа решения)

  1. Учебник с.49 (нахождение площади фигуры коллективно)

21

20 : 2 = 10

21 + 10 = 31

Ответ: площадь фигуры примерно равна 31 см2.

VI .  Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

№260 (по вариантам)

Два ученика решают у доски.

Проверка.

1 – вариант                                              2 – вариант

6                                                               4

14 : 2 = 7                                                  16 : 2 = 8

6 + 7 = 13                                                 4 + 8 = 12

Ответ: площадь фигуры                        Ответ: площадь фигуры примерно

примерно равна 13 см2.                          равна 12 см2.

Итак, как же найти площадь фигуры произвольной формы

при помощи палетки.

  1. Наложить палетку на форму.
  2. посчитать число полных квадратов.
  3. Посчитать число неполных квадратов и разделить на 2.
  4. Сложить полученное число и количество полных квадратов.

               Несомненным достоинством исследовательской (проблемно-поисковой) технологии, на мой взгляд, является то, что она позволяет успешно учить всех. А успех – это главное условие развития детей, без положительных эмоций невозможно учение. У школьников возникает познавательная самостоятельность. Уверенность в своих силах, способностях. Обеспечивается активность на уроке всех обучающихся. При этом внимание направлено на размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

      Таким образом, включение в структуру урока продуктивных заданий стало одним из основных условий формирования у младших школьников таких процессов мыслительной деятельности, как выдвижение новых целей, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, контроль и оценка.

                                         Библиографический список:

1. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4, 2009.

  1. Волкова С.И. Карточки с математическими заданиями. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Голубь В.Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 4 класс (1-4). Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 112с.
  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. -224с.
  4. Моро М.И., Мелецова Н.В. Карточки с математическими заданиями. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  5. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия)/Авт.–сост. С.В.Савинова, Е.Е. Гугучкина. – Волгоград: Учитель, 2003. – 85с.
  6. Ракитина М.Г. Математика: Дидактические материалы. 4 класс. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 160с.
  7. Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Тестовые задания. 3 (4) класс. М.: Издат-Школа XXI век, - 160с.
  8. Рудницкая В.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе. М.: Просвещение, 2005.
  9. Справочник школьника. 1-4 (1-3): Русский язык. Математика. Природоведение.  Под ред. О.Л. Соболевой. – М.:АСТ_ПРЕСС, 1999. – 576с.
  10.  Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. т.1 – М.: 1979.

Найдите площадь фигуры.

У

ч

е

н

и

к

У

ч

и

т

е

л

ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение исследовательского метода на уроках в начальной школе

Сообщение о применение исследовательского метода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе...

Использование проектно – исследовательской метода обучения в образовательном и воспитательном процессе обучающихся начальной школы.

Проработав более 30 лет в начальной школе, понимаешь, что современные дети владеют большей информацией о мире, чем в предыдущие годы,  и это нельзя не учитывать при построении учебно-воспитательн...

Применение активных методов обучения (АМО) в начальной школе

Помимо приобретения определенного набора знаний и умений, важно раскрытие и развитие потенциала ребенка,  создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.Для создания так...

Игровые технологии как один из видов метода обучения в современной начальной школе

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  «Педагогическая игра&raq...

Технологическая карта урока физической культуры разработана в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения для учащихся начальной школы

Пояснительная записка Уроки физической культуры разработаны в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения.Moderare – в переводе с латинского – приводить в равнов...

Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика

Описсание мастер - класса по теме "Использование технологии Активных методов обучения  (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика"....

Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика

Описание мастер-класса по теме " Использование технологии АМО в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика"...