Ориентация педагога на субъектный опыт учащихся как один из принципов личностно-ориентированного обучения.
статья по теме

Салова Венера Федоровна

В статье рассматриваются педагогические условия реализации и развития субъектного опыта учащихся на уроках  и общие рекомендации для педагогов по ориентации на субъектный опыт учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл radaeva_.statya.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Радаева В.Ф.

Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №34»

feechka-77@mail.ru

 Ориентация педагога на субъектный  опыт учащихся  как один из принципов  личностно-ориентированного обучения.

 

 В современном мире с его бурными изменениями,  всякая жизнеспособная система образования обязана быть эффективной. Это значит, что образование должно обеспечить каждого ребенка базисом культуры, необходимым ему для того, чтобы найти свое место и быть успешным в современном обществе.  Оптимизация учебного процесса через внедрение личностно-ориентированного обучения одно из ключевых направлений  работы современной школы.

    Любое новое знание должно опираться на субъектный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель.

  Какие  компоненты личностного субъектного опыта можно выделить?

  1. Аксиологический (ценностно-смысловой) - включает универсальные общечеловеческие ценности, которые являются предметом выбора, обсуждения, переживания, критической оценки, "присваиваются" сознанием личности, становятся личными смыслами её отношений к миру, людям, самой себе.
  2. Культурологический - различные   культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности (академическая, оздоровительная, досуговая) , произведения культурного творчества, включённые в содержание духовной жизни личности; ценности и традиции национальной культуры  и др.
  3. Жизнетворческий (событийный) - события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела), технологии жизни, которыми овладевают дети, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.
  4. Морально-этический - накопление опыта переживания и проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения; организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувств совести, стыда, собственного достоинства и др.
  5. Гражданский - участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения.
  6. Личностный - насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки и самокоррекции, самоанализа и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.
  7. К индивидуально-творческому относятся средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности,  креативности.

  Субъектный опыт ребенка в разных компонентах может варьироваться от минимального (или даже полного отсутствия) до вполне зрелого, сопоставимого  с опытом взрослого человека.

    Именно поэтому учитель и ученик выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание ("окультурить"), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания. Учитель помогает ребёнку преодолеть ограниченность его субъектного опыта, переводя его на социально значимые образцы, носителем которых он, учитель, и является. При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские "версии" не в жёстко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти "версии", выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

     В этих условиях ученики будут стремиться быть "услышанными", станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты её содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору, активно способствовать выражению учениками их индивидуальных точек зрения (пусть не совершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует "коллективное" знание как результат "окультуривания" индивидуальных знаний, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов для усвоения.

Педагогические условия реализации и развития субъектного опыта учащихся:

     Направление деятельности учителя

          Пути и средства его реализации

 

 

 

I.Обращение к субъектному опыту    школьников

1.      Выявление этого опыта путём постановки вопросов: как он это делал, почему, на что опирался и т.д.

2.      Организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками, через взаимопроверку, выслушивание.

3.      Поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме - подвести всех к правильному решению.

4.      Выстраивание на их основе изучение нового материала:  путём высказываний, суждений, понятий.

5.      Обобщение и систематизация субъективного опыта учеников на уроке на основе контакта.

6.Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания.

7. Создание ситуаций нравственного выбора

8. Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы)

9. Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта

 

 

II. Применение на уроке разнообразного дидактического материала с опорой на субъектный опыт ученика

1.      Использование учителем различных источников информации, с учетом всех типов восприятия.

2.      Побуждение учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий.

3.      Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

4.      Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

5.      Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения , т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.

 

III. Характер педагогического общения на уроке («субъект-субъектные» отношения)

1.      Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости.

2.      Обращение к ученикам  по ИМЕНИ.

3.      Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой!

4.      Поощрение в ребёнке независимости, уверенности в себе при ответе.

 

IV. Активизация способов учебной  работы с учетом субъектного опыта учащихся

1.      Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы.

2.      Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся.

3.      Анализ действий каждого ученика.

4.      Выявление значимых способов, избираемых учащимися.

5.      Обсуждение наиболее рациональных

      способов – не хорошо или плохо, а что

      в  данном способе положительно.

6.      Оценивание и результата, и процесса.

 

V. Педагогическая гибкость учителя в работе  с учащимися на уроке

1.      Организация атмосферы «включённости» каждого ученика в работу класса.

2.      Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий.

3.      Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным.

4.      Проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика.

5.      Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.

Исходя из вышесказанного,  общие рекомендации по ориентации на субъектный опыт учащихся  сводятся к следующему:

  1. использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
  2. создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  3. стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  4. поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
  5. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  6. создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
  7. обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
  8. при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;

Список литературы:

1.    Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.

2.         Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.

3.         Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.

4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.

5. Знаков В. В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикина. М.: ИП РАН, 2005б. С. 9–44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Групповая работа, как один из секретов успешности обучения"

В данной работе я попыталась раскрыть суть групповой работы, показать, как данный вид работы влияет на успешность обучения....

Наблюдение за окружающим миром как один из основных методов обучения в начальной школе.

Развитие уменя наблюдать и видеть различние вещи вокруг, умение  анализировать и обобщать их - залог успешного обучения в начальной школе и далее в течение всего времени, пока человек живет и акт...

Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе

Проектная методика в начальной школе в настоящее время переживает своеобразный ренессанс. Она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познани...

Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого учас...

Статья "Дидактическая игра как один из способов развивающего обучения младшего школьника".

В своей статье о роли дидактической игры в образовательном процессе младшего школьника я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практику...

Ориентация педагога на овладением технологиями, раскрывающими творческий потенциал личности ребенка, сохраняющими его психическое и физическое здоровье

Ориентация педагога на овладением технологиями, раскрывающими творческий потенциал личности ребенка, сохраняющими его психическое и физическое здоровье...