Групповая работа на уроках в начальной школе.
статья (2 класс) по теме

Абрамова Ольга Викторовна

С 1 класса я начала вводить на уроках групповую работу . Эта работа сближает учащихся, помогает детям работать как команда .Чаще применяю эту работу на уроках чтения, окружающем мире,технологии, ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_parah_a_nachalnoy_shkole.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа  на уроках в начальной школе.

     Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.

Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний,  т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные ЗУН, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка.

   Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

Работу в парах начинаем вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что у нас нет возможности делить детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития.  Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

 После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем  ,как нужно работать.

Например, на уроках окружающего мира  по теме  « Материки и океаны» раздаю парам карточку с заданием  « Завершите карту».

Ученикам даётся заготовка.

– вот как описал это место художник.

Это небольшой живописный остров, покрытый лесом. Со всех сторон окружён он водами океана. В центре возвышаются две горы, одна немного выше другой. У их подножия расположились два озера. Вода в них очень прозрачная. Интересно, что меньшее из озёр намного глубже. Утром из-за гор появляется солнце…

Дети выполняют задание.

Потом им представляется рисунок. Они сверяют то, что у них получилось, и разбирают ошибки.

Детям дается время для подготовки, затем, пара, которая готова поднимает карточку, я обязательно спрашиваю, выбрали ли они, кто из них будет отвечать и если решение принято, дает слово выступающему от группы.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).Тренажер предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).        Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)

Те вопросы на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

     При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Дети, работая группами:

решают, составляют задачи,

ищут наиболее рациональный способ решения;  

составляют план произведения, инсценируют;

готовят коллективный пересказ,

пишут продолжение рассказа;

разгадывают кроссворды, головоломки .

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, одна группа составляет  текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?»

При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.

Использую групповую работу на уроке чтения по обощению разделов. Например, раздел «Сказочные человечки», обощение проходило в виде турнира по сказкам Т.Янссона « Шляпа волшебника», Дж. Толкин « Хоббит», А.Милн « Винни- Пух»,А.Толстой « Приключение Буратино»,Дж.Родари» Приключение Чипполино».Класс разделился на 5 команд. Каждая группа работала по своим заданиям.

1-я группа

Нарисовать портрет любимого сказочного человечка.

2-я группа

Подготовить устный рассказ о сказочном человечке, не называя его, так, чтобы все дети догадались, о ком идёт речь.

3-я группа

Пересказ самого интересного (весёлого, смешного, страшного и т.д.) эпизода. Цель пересказа – заинтересовать слушателей.

4-я группа

Инсценирование отрывка из книги.

5-я группа

Выразительное чтение по ролям отрывка, который выбран самостоятельно.     Дети работали с большим интересом.

       Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам  задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроках в начальной школе

Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных ...

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе...

Парная и групповая работа на уроках в начальной школе.

Организация учебного сотрудничества младших школьников. Развитие коммуникативной компетенции....

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами  групповой работы на уроках в начальной школе....

Как организовать групповую работу на уроке в начальной школе

На современном этапе образования на первый план всё более выходят общеучебные умения и навыки. Для первоклассников это в первую очередь умение общаться, умение оценивать свои действия и действия своег...

Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Статья содержит рекомендации по организации групповой работы на уроках в начальной школе...

Технология групповой работы на уроках в начальной школе

  Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Чем активнее методы обучения, тем легче и эффективнее заинтересовать детей учебной деятельность...