Проектное обучение - полезная альтернатива классно-урочной системе
статья по теме

Гусева Галина Алексеевна

В данной статье раскрывается преимущество метода проектов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект – одна из форм деятельностного подхода в образовании

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребёнка  не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, "портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Хотя проектная деятельность не является новшеством, но в нашей стране долгое время этот метод не использовался. Эта педагогическая технология используется педагогами нашей школы уже не первый  год. Но только с прошлого 2011 -2012 года стала носить систематический характер, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, созданная коллективом учителей, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач.

           В чём же преимущество этого метода? В процессе работы над проектом  учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.  Готовясь к защите своего проекта, ребята строят свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

    Одна из основных проблем организации проектной деятельности в начальной школе связана с особенностями возраста детей. Организация работы, удержание  в поле зрения всех этапов, конечной цели  - все эти составляющие проектной деятельности еще недоступны,  или доступны лишь отчасти ученикам начальной школы.

    Несомненно, многие работы – это результат совместного семейного творчества, что является вполне оправданным. Младшие школьники в силу возрастных возможностей ещё не обладают в достаточной степени необходимыми творческими и познавательными умениями, поэтому помощь родителей уместна и необходима.

Урок, реализованный методом проектов,  может быть как уроком  «открытия» нового знания, так и уроком отработки умений и рефлексии.

     Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

По доминирующей деятельности

  • исследовательский
  • информационный
  • практико-ориентированный
  • творческий
  • ролевой
  • игровой
  •  приключенческий

По предметно-содержательной области

  • Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

  • Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

  • Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов,  используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

По количеству участников

  • Личностные (индивидуальные)- один участник

  • Парные- два участника

  • Групповые (коллективные)- более двух участников

По продолжительности выполнения

•         Краткосрочные- до недели

•         Средней продолжительности- от недели до месяца

•         Долгосрочные - от одного до нескольких месяцев

   Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения.        

      Рассмотрим структуру проектной деятельности на примере серии проектов, выполненных учащимися 1-го класса по теме «Азбука»

  1. Цель проекта:
  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект
  • учить представлять свой труд в виде презентации, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов,
  • воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
  1. Задачи:
  • Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний
  • формирование навыков исследовательской деятельности, отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – азбуки.
  • развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией, пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.

 

  1. Этапы работы:
  1. Подготовительный, организационный
  • Анализ существующих пособий.

Для начала мы с ребятами просмотрели все азбуки и буквари, которые нашли в библиотеке.

  • Вопрос проекта.

После этого детям был задан вопрос: Возможно, ли силами детей 1 класса осуществить создание  своей азбуки?

  • Предполагаемый продукт проекта.

Решено создание собственной книжки с названием “Лучшая азбука”.

2. Планирование работы. Получение проектных задач.

  • Начали с разработки структуры будущей книги.

 Мы выбрали некоторые элементы из рассмотренных книг, но решили вставить задания с буквами и звуками, которые мы используем на уроках.

  • Распределили ролей в проектной группе ( создание одной страницы азбуки.)

 Для осуществления проекта мы разделили страницы азбуки между всеми проектантами. Большинству досталось по одной странице, 8 уч-ся по две. Каждый ученик выбрал ту букву, которая ему понравилась.

3. Информационно – операционный этап. Осуществление деятельности в классе и дома. На данном этапе ученики искали необходимую информацию,  пользуясь книгами, интернет-ресурсами

  • Подбирали  картинки, название которых начинается на заданный звук.
  • Находили загадки, отгадки которых начинается на заданный звук.
  • Записывали стихи про заданную букву.
  • Подбирали скороговорки,
  • Составляли ребусы с данной буквой
  • Оформляли страницу азбуки.

4.  Презентация проекта. Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.

Презентацию нашей азбуки мы провели в виде устного журнала. На нём мы рассказали обо всех буквах русского языка, демонстрируя при этом страницы нашей замечательной книжки.

  1. Рефлексия проекта 

На этапе рефлексии учащиеся самостоятельно оценили достигнутые результаты, а так же оценили успехи и неудачи других детей.

   Проект «Создание музея «Город букв» стал логическим продолжением первого проекта. «Герои» проекта «Город букв» были уже придуманы и сделаны в виде поделок из бумаги, пластилина и других материалов. Презентацией данного проекта – выставка поделок.

     Завершающим этапом стал  праздник «Прощание с Азбукой».

Продуктами проектной деятельности могут быть поделки, рисунки, открытки – индивидуальные и коллективные, стенгазета, книга, альбом,  фотоальбом, электронная презентация, экскурсия, спектакль, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, экскурсия и т.д.

Слайд-шоу

   Таким образом метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности

      Закончить своё выступление хочется словами выдающегося математика Сеймура Пейперта,     «Все люди  одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний.

Дело не в способностях, а в организации процесса обучения»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классно - урочная и проектная форма занятий

Использование проектной деятельности в учебном процессе...

Преимущества классно-урочной системы

Преимущества классно- урочной ситстемыОсновные положения педагогической теории...

Работа с одаренными детьми и с детьми с повышенной мотивацией Классно – урочная деятельность

Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...


 

Комментарии

Соболева Татьяна  Алексеевна

Галина Алексеевна!
Большое спасибо за то, что Вы делитесь со всеми учителями своими наработками и опытом работы.Для тех, кто ещё не приступал к обучению детей по ФГОС, материал по проектной деятельности изложен в доступной и понятной форме.