Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"
рабочая программа (2 класс) по теме

Боева Ольга Валентиновна

 Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_dobra_-_kopiya.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  «Основная общеобразовательная школа № 15»

РАССМОТРЕНА


на заседании школьного МО

учителей начальных        классов


Протокол

от«14»  июня     2012 г.

 № 1        

СОГЛАСОВАНА


заместитель директора  по УВР МБОУ «ООШ № 15»


_______Орехова Е.Ю.


«14 » июня  2012г.

РАССМОТРЕНА


на заседании педагогического совета школы


Протокол

от«30 »августа2012г. №  1

УТВЕРЖДЕНА


приказом директора

МБОУ «ООШ №15»

 


Приказ

от «01»  сентября  2012г.

№  206

 

   

                                               РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                   

                                                  по внеурочной деятельности

                                       «Азбука добра»

                                Боевой Ольги Валентиновны,

                                   учителя начальных классов

                                     второй год обучения

                                                                                               

Направление: духовно-нравственное

Возраст: 8 – 9  лет

Срок реализации рабочей  программы:  1 год

                                                          Старый Оскол

                                                                  2012

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра»  для второго года обучения составлена на основе авторской программы учебного курса «Истоки» и программы  духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»  авторов социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора РАЕН, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук, и имеет гриф Министерства образования РФ.

           Данная программа представляет собой интегративный учебный  и воспитательный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В его центре – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Актуальность.

Проблема духовно-нравственного воспитания - одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека, многие россияне стали на путь православия и, естественно, желают, чтобы их детей в школе учили основам православной культуры, являющейся для нашей страны исторически традиционной.

Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством только научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Особенностью программы является то, что в процессе её реализации достигается выход на новое понимание качества образования, включающего в себя не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, мотивацию на социокультурный опыт. Обучение и воспитание объединяются в целостный образовательный процесс на основе единой цели, задач, единых социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения.

Новизна заключается в методологических особенностях программы:

-  во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях жизни и научаются выбирать жизненно-важное;

-  во-вторых, стержневая основа программы способна интегрировать предметы гуманитарного и естественно-научного направлений в единое образовательное пространство;

- в-третьих, в программе продумана преемственность духовно-нравственного и социокультурного развития (в процессе реализации программы ребёнок развивается не только как субъект учебно-воспитательного процесса, но и как субъект социокультурного слоя общества).

Особенность программы внеурочной деятельности «Азбука добра» состоит в том, что воспитательная и обучающая части не разделены, а наоборот взаимопроникают друг в друга, составляя единое контекстное поле, что позволяет реализовать важнейший педагогический принцип единства воспитания, развития и обучения.

Целью программы является освоение обучающимися системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру» и смыслам родной культуры; развитие внутреннего, духовного мира обучающихся ради осознания себя деятельным субъектом.

Главными задачами второго года реализации программы являются:

- освоение первых социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

- развитие целостного восприятия, способности слышать Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир;

        Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Осмыслить и конкретизировать духовно-нравственные категории, предусмотренные программой;
  2. Развить внутренний духовный мир ради осознания своей нужности и полезности;
  3. Воспитать чувство уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине;
  4. Формировать у обучающихся ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создаёт возможность самореализации;
  5. Создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности.

Направление программы  - духовно-нравственное.

        Программа «Азбука добра» расчитана на 1 год обучения, 35 часов, 1 час в неделю.

    На втором году обучения занятия проводятся 45 минут.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 8-9 лет.

Формы  и методы работы :

- разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, тезисов, конспекта;

- творческие работы;

- методы: социокультурного присоединения, экспертных вопросов педагогов и родителей, беседа, поощрение, наблюдение, тренинги, консультации.

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

- социокультурные тренинги (развивающие и оценивающие) (см. таблицу);

- мнемотехника (развитие образной памяти / эйдетики/, которая способна сохранить яркие образы на долгое время);

- работа в парах, в тройках, в четвёрках;

- обсуждение результатов;

- подведение итогов.

Учебный план

№ п/п

Раздела программы

Количество часов

1.

Раздел 1. «Родной очаг»

9

2.

Раздел 2. «Родные просторы»

8

3.

Раздел 3. «Труд земной»

7

4.

Раздел 4. «Труд души»

11

Всего часов:

35

Универсальные учебные действия

Познавательные общеучебные действия

  1. умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  2. умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

  1. умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  2. умение выражать свои мысли;
  3. управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  4. использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  1. волевая саморегуляция;
  2. оценка;
  3. коррекция.

Личностные УУД

  1. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  2. осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  3. установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
  4. осознание ответственности за общее благополучие;
  5. развитие этических чувств;
  6. самооценка.

                                Формы аттестации воспитанников

         

      Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка, об основных интересах, увлечениях (игра «Имена», диагностика нравственной воспитанности, изучение самооценки личности младшего школьника).

           Промежуточный контроль проводится в середине года, позволяет отследить уровень полученных знаний (путешествие).

           Итоговый контроль включает в себя посещение храма, применение теоретических знаний на практике.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКий ПЛАН

№ п/п

Разделы программы и темы занятий

Общее

кол-во часов

Дата проведения

Теория

Практика

Раздел 1. Родной очаг ( 9 часов)

1.

Имя

1

1

07.09

2.

3.

Семья

2

2

14.09

21.09

4.

5.

Род.

2

1

1

28.09

05.10

6.

7.

Дом.

2

1

1

12.10

19.10

8.

Деревня

1

1

26.10

9.

Город.

1

1

09.11

Раздел 2. Родные просторы ( 8  часов)

10.

Нива и поле.

1

1

16.11

11.

12.

Лес.

2

1

1

23.11

30.11

14.

Река.

1

1

07.12

15.

16.

Море – океан.

2

1

1

14.12

21.12

17.

Путь – дорога.

2

1

1

28.12

18.01

                                               Раздел 3. Труд земной (7 часов)

18.

Сев и жатва

1

1

25.01

19. 20.

Братья меньшие.

2

1

1

01.02

08.02

21.

Ткачихи – рукодельницы.

1

1

15.02

22.

Мастера – плотники.

1

1

22.02

23.

Кузнецы – умельцы.

1

1

01.03

24.

Ярмарка.

1

1

01.03

Темы объединены. 08.03 - праздничный день.

Раздел 4. Труд души (11  часов)

25.

Слово

1

1

15.03

26.

27.

Сказка.

2

2

22.03

29.03

28.

Песня.

1

1

      05.04

29.

30

Праздник.

2

1

1

12.04

19.04

31.

Книга

1

       1

26.04

32.

33.

 

Икона.

2

       1

1

03.05

10.05

34.

35.

Храм.

2.

1

1

17.05

24.05

Итого

35ч.

15ч.

20ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКий ПЛАН

№ п/п

Дата

Разделы программы и темы занятий

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа




Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Раздел «Родной очаг» 9 часов

07.09

Имя.

1

«Имя» – что означает твоё имя.

Размышляем о счастье.

  Формы занятий: беседа, игра «Имена».

Способствует развитию целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий мир.

2.

3.

14.09

21.09

Семья.

2

Пять талантов золотого сердечка: доброе слово, честное слово, слово о родителях, труд и подвиг, святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Социокультурное наполнение  категорий «Родительская любовь», «Благодарение». Как чистить душу.

 Формы занятий: беседа, практическое занятие

Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное, любить и важать членов своей семьи.

4.

5.

28.09

05.10

Род.

2

Самое главное в слове –род. Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья,   Формы занятий: беседа

Разучивание народных пословиц. Рассказ о своей семье.

Формировать уважение к членам семьи

6.

7.

12.10

19.10

Дом.

2

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ, слово-символ.  Формы занятий: беседа

Конкурс рисунков. Какой бы ты построил дом.

Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах

8.

26.10

Деревня.

1

Что обозначает слово? Занятия людей, живущих в деревне. Образ жизни в деревне.. 

 Формы занятий: беседа, викторина

Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.

9.

09.11

Город.

1

Что обозначает слово?  Занятия людей, живущих в городе. Образ жизни в городе.

Формы занятий: путешествие.

Воспитание уважения к людям. Приобщение к здоровому образу жизни.

Раздел «Родные просторы» 8 часов

10.

16.11

Нива и поле.

1

Что обозначает слово?  Труд люд.  Формы занятий: беседа

Воспитание трудолюбия.

11.

12.

23.11

30.11

Лес.

2

Что обозначает слово?  Для чего нужен лес? Как охранять лес?

Формы занятий: беседа

Рисование леса.

Воспитание чувства любви к прекрасному.

13.

07.12

Река.

1

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: радость, радуга.

   Формы занятий: беседа

Исследовательская работа «Откуда берутся названия рек?»

Воспитание любви к родному краю, уважения к людям, традициям

14.

15.

14.12

21.12

Море – океан.

2

У каждого моря свое имя. Названия городов, сел, рек родного края

   Формы занятий: беседа, творческая мастерская

Рисование  моря.

Воспитание чувства прекрасного.

16.

17.

28.12

18.01

Путь – дорога.

2

Откуда берутся слова? Поговорим о путешествии.

   Формы занятий : путешествие.

 «Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями?»

Воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям.

Раздел «Труд земной» 7 часов.

18.

25.01

Сев и жатва.

1

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Размышляем о разных значениях этих слов. У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. Формы занятий: беседа.

Воспитание трудолюбия, упорства, добиваться поставленной цели.

19.

20.

01.02

08.02

Братья меньшие.

2

Откуда берутся слова? Поговорим о братьях наших меньших. Любовь к животным, зобота о животных.

Заучивание стихотворений о животных. Рисование по тексту стихотворений.

Воспитание любви к животным.

21.

15.02

Ткачихи – рукодельницы.

1

Значение слова. Как работают люди этих профессий.

Формы занятий:просмотр презентации.

Воспитание трудолюбия.

22.

22.02

Мастера – плотники.

1

Значение слова. Как работают люди этих профессий.

Формы занятий:просмотр презентации.

Формирование у обучающегося уважительного отношения к людям разных профессий.

23.

01.03

Кузнецы – умельцы.

1

Значение слова. Как работают люди этих профессий.

Формы занятий:просмотр презентации.

Формирование у обучающегося уважительного отношения к людям разных профессий.

24.

01.03

Ярмарка.

1

Значение слова.

Формы занятий: беседа, ярмарка.

Воспитание любви к родному краю, уважения к людям, традициям

Раздел «Труд души» 11 часов

25.

15.03

Слово.

1

 

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям. О доброй девочке.  

Формы занятий: беседа,чтение сказки, обсуждение.

Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

26.

27.

22.03

29.03

Сказка.

2

Чтение сказок, инсценирование понравившейся сказки.

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка. Размышляем о бережном отношении к вещам.

Формы занятий: беседа.

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

28.

05.04

Песня.

1

Поём все вместе любимые песни.

Воспитывать уважительное  отношение  к своим товарищам, помогат в трудную минуту..

     29.

     30.

12.04

19.04

Праздник.

2

Какие вы знаете праздники.

Формы занятий: беседа, практическое занятие

Конкурс рисунков.

Формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

31.

26.04

Книга.

1

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе. Дедушкина копилка

Формы занятий: беседа.

Воспитание чувства любви к прекрасному. Воспитание  любви  к чтению.

32.

33.

03.05

10.05

Икона.

2

Различие категорий «образ». Какие бывают иконы.







Формы занятий: беседа.

Просмотр презентации.

Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное; развитие художественных способностей.

34.

35.

17.05.

24.05

Храм.

2

Что такое храм. История строительства храма Александра Невского.

Посещение храма.

Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, скромность, сопереживание.

                              Содержание программы

Раздел 1. Родной очаг

Теория:

 Знакомство со значение имён (07.09)Пять талантов золотого сердечка. Чтение – труд души.  (14.09).  Самое главное в слове –род. Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья (28.09) Что обозначает слово-дом. Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ, слово-символ.(12.10)

     Практика:

       Пять талантов золотого сердечка: доброе слово, честное слово, слово о родителях, труд и подвиг, святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Социокультурное наполнение  категорий «Родительская любовь», «Благодарение». Как чистить душу.(21.09) Разучивание народных пословиц. Рассказ о своей семье.(05.10) Конкурс рисунков. Какой бы ты построил дом.(19.10)

Раздел 2. Родные просторы

Теория:

Что обозначает слово? Нива, поле.  Труд людей (16.11) Что обозначает слово?  Для чего нужен лес? Как охранять лес? (23.11) У каждого моря свое имя. Названия городов, сел, рек родного края. (14.12) Откуда берутся слова? Поговорим о путешествии. (28.12) «Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями?» (19.01)

Практика:

Рисование леса.(30.11) Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: радость, радуга.(07.12) Рисование  моря.(21.12)

Раздел 3. Труд  земной

     Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Размышляем о разных значениях этих слов. У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. (25.01) Откуда берутся слова? Поговорим о братьях наших меньших. Любовь к животным, зобота о животных.(01.02) Значение слова.Ткачихи – рукодельницы. Как работают люди этих профессий. (15.02) Значение слова. Мастера – плотники. Как работают люди этих профессий. (22.02) Значение слова.Кузнецы-умельцы. Как работают люди этих профессий. (01.03)

   Практика:

         Заучивание стихотворений о животных. Рисование по тексту стихотворений.(08.02) Ярмарка. (01.03)

Раздел 4. Труд души.

Какие вы знаете праздники. (12.04) Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе. Дедушкина копилка (26.04) Различие категорий «образ». Какие бывают иконы.(03.05) Что такое храм. История строительства храма Александра Невского.(17.05)

Практика:

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям. О доброй девочке.  (15.03)

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка. Размышляем о бережном отношении к вещам. (22.03) Поём все вместе любимые песни. (05.04) Конкурс рисунков «какие вы знаете праздники»(19.04) Просмотр презентации «Иконы» (10.05) Посещение храма александра Невского (24.05)


                           Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран

Экранно-звуковые пособия: диски, фильмы, презентации.

Интернет ресурсы  http://esotery.net/human/ilia-muromets

 http://azbyka.ru Былинный герой или реальная историческая личность?

Библиотечный фонд для учителя:

  1. Кузьмин, И.А. Развитие системы духовно-нравственных ценностей в контексте Истоковедения / И.А.Кузьмин. - М.: Истоки, 2008. – 253 с.
  2. Матюшева, И.В. Развитие социокультурного пространства, как средства формирования личности ребенка, педагога, родителей / И.В. Матюшева. - М.: Истоки», 2008. – 217 с.
  3. Паина, Т.Д. Воспитание на социокультурном опыте, 1 класс: метод. пособие. Истоковедение. / Т.Д. Паина. – 3-е изд., доп. –  М.: Истоки, 2010. – С. 285-322.
  4. Перькова, С.В.  Работа с семьей, как часть воспитания целостного процесса / С.В.Перькова. - М.: Истоки, 2008. – 214 с.
  5. Семенцов, В.В. Истоки: корнесловное приложение для учителя к учебному пособию «Истоки - 1» / В.В.Семцов. - М.: Истоки, 2008. – 177 с.
  6. Камкин, А.В. Истоки: учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. / А.В.Камкин. - 3-е изд., испр. – М.: Истоки, 2007. – 128 с.
  7.  Кузьмин, И.А. Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» / И.А.Кузьмин. - М.: Истоки, 2007. – 344 с.
  8.  Твардовская, Н.Ю. Истоки: метод. пособ. Истоковедение. Т. 2. / Н.Ю.Твардовская. - 3-е изд., доп. – М.: Истоки, 2010. – С. 59-73.

Предполагаемые  результаты реализации программы:

  1. создание в коллективе условий, необходимых для личностного духовно-нравственного развития каждого обучающегося в объединении;
  2. приобщение родителей к активному участию в жизни школы и объединения;
  3. выявление и развитие разносторонних способностей участников объединения и их родителей;
  4. качественное развитие детско-родительских отношений, овладение обучающимися диалогичного метода, мирного общения и обучения родителей приёмам коррекции взаимоотношений с детьми;
  5. устранение разрывов между дошкольным образованием и начальной школой, между начальным, средним и старшим звеньями школы.

В результате изучения программы «Азбука добра», обучающиеся должны знать /понимать:

  1. главные духовно-нравственные ценности;
  2. важнейшие достижения культуры в системе социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
  3. ведущие категории и социокультурный ряд нравственных добродетелей;

    Уметь:

  1. реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству;
  2. сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (обучающийся может высказать свое мнение по разным вопросам);
  3. выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;
  4. приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;
  5. объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и духовно-нравственным личностям.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для освоения социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
  2. для накопления социокультурного опыта (в первую очередь, навыков общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы, приемов эффективного взаимодействия, обеспечивающих достижение значимых для индивидуума и группы результатов);
  3. для формирования ситуации успеха у каждого обучающегося, испытывающего эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему делу, что повышает интеллектуальную активность, снижает чувство напряженности, тревоги и беспокойства;
  4. для формирования мотивации активной учебно-познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"

Пояснительная записка   Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах:  для занятий с детьми младшего школьного возраста...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.

Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начал...