Внедрение новых инновационных технологий в работу
материал на тему

Шмелёва Валентина Анатольевна

Инновационные технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_innovacionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
МБОУ « Озёрная средняя общеобразовательная школа»
Ф.И.О. учителя
 Шмелёвой Валентины Анатольевны

  1. Актуальность и перспективность опыта.

Внедрение в школьную жизнь идей продуктивности диктуется не только изменениями, происходящими в жизни, оно способствует также более качественному осуществлению основной миссии школы — образовательной. Время требует, чтобы  преподавание осуществлялось через производимое на глазах учащихся исследование проблемы. Единство исследования и преподавания означает, что наука в учебном предмете всегда рассматривается как еще не совсем разрешенная проблема, как нечто находящееся в процессе исследования. Школа не должна всегда  оперировать готовыми и законченными познаниями. Суть продуктивного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В лучших своих образцах оно ориентировано не на передачу знаний, которые постоянно устаревают, а на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование связано с практикой более тесно, чем традиционное. Особенно важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают обучающиеся в рамках продуктивных образовательных программ. Данная деятельность  выступает в виде новшества, в том числе в виде новых организационных форм учебной, научной и методической деятельности, создания новых учебных курсов, программ, технологий, ориентированных на формирование у учащихся востребованных обществом компетенций. Технологически продуктивная деятельность выражается во внедрении новых методик и технологий реализации образовательного процесса.

  1. Ведущие педагогические идеи.

Младший школьный возраст является особым в формировании личности. Задача педагога – умело подвести детей к осознанию  необходимости много учиться, а для этого нужно развивать трудолюбие, силу воли, ответственность, умение доводить дело до конца, оценивать свои поступки, планировать и организовывать свою деятельность. Ещё более важная задача – почувствовать радость от собственных успехов, полученных благодаря терпению, дисциплинированности. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. От меня, как от первого учителя зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. От того, как будет сформирована у детей учебная деятельность, насколько будет привит интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать своё образование всю жизнь. Кроме того, младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка - значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения.

  1. Концептуальность.

Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Именно изучение – исходная точка моей педагогической деятельности.

К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», Я. Корчак: «Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…». Эти два ключевых положения лежат в основе моей работы и, которую я начинаю с изучения ребенка «во всех отношениях». Трудности и проблемы, замеченные вовремя, при правильной помощи быстро исчезают, что позволяет ребенку не только нормально учиться, но и сохранять физическое и психическое здоровье. Для этого пользуюсь методикой определения школьной зрелости и факторов риска (беседы с родителями, анкетирование) в развитии первоклассников.

Основой системы диагностического обследования послужила схема Л. Выгодского:

  1. факты о том, как ребенок ведет себя в тех или иных ситуациях (блок социального и личностного развития);
  2. история развития ребенка;
  3. определение уровня и характера развития, который достигнут ребенком (блок развития комплексно-познавательных (школьно-значимых) функций, организации деятельности, внимания, памяти, движений и т.п.).

Четкое понимание причин и механизмов возникновения школьных трудностей, выделение не только слабых, но и сильных сторон развития ребенка позволяет выстроить и систему обучения, и систему помощи ребенку.

  1. Наличие теоретической базы опыта.

В современных условиях учитель получил возможность выбирать наиболее приемлемые для себя и своих учеников технологии обучения. Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Я.А.Коменский 400 лет назад. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техничным», то есть таким, чтобы все, чему учат, успешно усваивалось. Итак, важнейшее условие любой технологии – это гарантированность результата. В своей работе использую в образовательном и воспитательном процессе методические рекомендации по применению современных педагогических технологий (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая, интернет-технология, технология тьюторов, технологии дистанционного обучения, открытого и электронного образования), учебные пособия,  позволяющие  воспитать разностороннюю, свободную и творческую личность.

  1. Оптимальность и эффективность средств.

За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Эффективное использование  инновационных  образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе рассматривается как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.  Эффективность  персонального компьютера в процессе обучения бесспорна, это я поняла, научившись работе с ним. Уроки, проведенные с помощью компьютера,  стали максимально уплотнены.  Ученик на таких уроках не находит времени для скуки,  если мне удалось разнообразить выполняемые задания. Потери времени на уроке  минимальные. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: коммуникативные,   исследовательские, игровые.     ( См. Приложение1)

. В своей педагогической деятельности применяю технологии:

  1. развивающего и проблемного обучения;
  2. гуманно-личностной «Педагогики сотрудничества»;
  3. оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения;
  4. перспективно-опережающего обучения ;
  5. совершенствования общеучебных умений в начальной школе;
  6. учебного проектирования;
  7. игровые технологии;
  8. здоровьесберегающие.

  1. Результативность опыта.

Я считаю, что современные образовательные технологии, используемые мной в педагогической деятельности, являются эффективными, так как  я вижу результат своей работы.

Положительным результатом использования мною педагогических образовательных технологий является повышение качества знаний и уровня образования  , успешное участие ребят в предметных олимпиадах и конкурсах.

2011год – Сергеев Михаил -2 место по русскому языку в межшкольной предметной олимпиаде

                Глазкова Виктория -2 место по русскому языку в межшкольной предметной олимпиаде

                Глазкова Виктория - 3место по математике в межшкольной предметной олимпиаде

2012 год – Тактаева Наталья -2 место по русскому языку в межшкольной предметной олимпиаде

                Сергеев Михаил -3 место по русскому языку в межшкольной предметной олимпиаде

Ежегодно ученики принимают участие в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», во Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа», в развивающей олимпиаде для младших школьников «Кленовичок».

Впервые в 2011-2012 учебном году дети приняли участие  международном дистанционном конкурсе для учащихся 1-4 классов «ЭМУ-специалист», где наша школа заняла 3 место в регионе из 13 участвующих.

 Благодаря использованию в учебном процессе этих технологий,  у учащихся развивается мыслительная деятельность, творческие способности, коммуникативные качества, организованность, деловитость, самостоятельность и смелость в принятии решений,  повышается интерес к учёбе.

1.7 Возможность тиражирования.

Опыт моей работы: разработанные уроки, мероприятия, презентации помогут учителям начальных классов разнообразить  деятельность учащихся, расширить их кругозор, привить им интерес к знаниям и желание учиться. Познакомиться с моими наработками возможно на моих сайтах:

Сайт- http://vash-6.narod.ru

Сайт-http://metodisty.ru/vash-6

Личный кабинет на сайте- http://www.proshkolu.ru/user/vash-6

                          Директор школы ___________________ /Г.В.Коблова/

        

Приложение1.

Особенность коммуникативной технологии: активность взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса с привлечением всевозможных средств информации посредством общения в учебном диалоге, учебной дискуссии. Обучение организуется в содружестве, с использованием   взаимообучения, работы в парах и группах сменного состава. В своей работе применяю технологию активного обучения. Условия организации технологии: проблемность, сотрудничество, коллективное взаимодействие, вовлечение учащихся  в постоянную активную деятельность. Ученик отвечает, анализирует, оценивает.

 Методы технологии активного обучения, которые активно применяю:

  1.  коллективно-групповая работа
  2. драматизация
  3. театрализация
  4. метод эвристических вопросов( в условиях проблемной ситуации)

Изучила технологию разноуровневого обучения В.В.Фирсова. Она реализуется в рамках школы уровневой дифференциацией.  Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.  Веду работу в классе по трем уровням сложности. Первый уровень - базовый, второй - повышенной трудности, третий- творческий. Применяю разные уровни заданий как в классной, так и в домашней работе. Это позволяет повысить самооценку учащихся, дифференцировать их нагрузку воспитывать у ребенка чувство собственного достоинства. В результате личностный рост каждого ученика имеет позитивную динамику. У меня накоплен богатый дидактический материал по использованию разноуровневых заданий по русскому языку и математике.

 Особенностью исследовательских технологий является  обучение   с использованием приемов экспериментирования или моделирования через проблемное обучение, метод проектов в совместном поиске решения проблемных ситуаций.

В нашем деле трудно открыть что-либо новое. Я использую технологию проблемного обучения, (идеи которого восходят ещё к Сократу и Руссо), стараясь переосмыслить и применять в работе то, что мне ближе и понятнее.  Данная технология сейчас очень актуальна, (т.к. выполняет заказ современного общества):

  1. ориентируется на развитие творческой личности,
  2. развивает воображение и мышление учащихся,
  3. учит применять знания в нестандартных ситуациях;

результативна, т. к:

  1. дети являются равноправными участниками процесса обучения,
  2. учатся самостоятельно добывать знания,
  3. повышается мотивация обучения и успешность каждого ребёнка,
  4. дети получают глубокие, прочные, осознанные знания;

а также практична: ведь проблемные ситуации могут создаваться на любом уроке и на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Именно проблемное обучение помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит – сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата начального обучения. Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей. Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Проблемное обучение  - это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.

 При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ. И учителю не нужно говорить детям слова «Не верно», «Не правильно», «Не думаешь», они заменяются личностно-значимыми и уважительными «Это твоё мнение», «Ты так думаешь». А значит, учитель признаёт право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

Технология проблемного обучения помогает мне добиваться высоких результатов в обучении школьников и создавать условия для  полноценного использования возможностей учащихся. Ребята владеют глубокими прочными стабильными знаниями и умениями.

     Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению наиболее актуальным считается метод проектов. Достоинствами проектного метода является высокая степень самостоятельности, инициативности, их познавательной мотивированности. В процессе работы над совместным проектом младшими школьниками приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности, происходит формирование коммуникативных умений, толерантности. Ценность проектной деятельности я вижу в том, что она благотворно влияет на личностный рост учеников, соответствует самой природе ребёнка- стремлению к самоутверждению через общение, мотивирует на самостоятельный поиск знаний и их практическое применение, содействует приобретению способности к партнёрскому сотрудничеству, даёт возможность каждому проявить свой творческий потенциал. Создаваемые проекты могут быть разнообразными: исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочными (информационными), прикладными, межпредметными и т.д Следствием этого является повышение качества творческих работ  по предметам.

Использую технологию развивающего обучения Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли и чувств, т.е. фундаментальных сторон психики ребенка.

Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Учащиеся способны свободно общаться, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Так мои дети приучаются жить и работать не «рядом», а «вместе». Они осмысленно относятся к учебной деятельности, творчески работают с учебной и дополнительной литературой, умеют пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями и продуктивно используют полученные знания.

Использую в своей работе компьютерные технологии. Особенно полюбились мне и моим учащимся уроки-презентации с применением  проектора. Они, конечно, требуют большой подготовки, но зато на уроке не нужно терять время, чтобы вывесить таблицы, записать на доске тему или словарную работу. Мною были разработаны и проведены  уроки презентации  русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.        

Игровые технологии отличает обыгрывание жизненно – важных ситуаций через дидактические, ролевые и сюжетные игры. Особенно они важны в адаптационный период при переходе детей из детского сада в первый класс. Такая форма позволяет ребятам проявить творчество, активность, свои артистические способности, коммуникативные качества. 

Организацию учебного процесса осуществляю таким образом, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. Учебно-воспитательный процесс, методики, технологии имеют здоровьесберегающий характер. Такая организация помогает повысить качество усвоения знаний, т.к. оптимальное протекание функций организма обеспечивает высокую работоспособность и комфортное состояние школьника.

Современные образовательные педагогические технологии мною используются и в воспитательной работе. Я считаю, что для успешного воспитательного процесса очень важно иметь с учащимися и их родителями хорошие,  добрые, доверительные отношения, поэтому широко использую педагогику сотрудничества, технологию свободного воспитания, личностно-ориентированные технологии.  В центр образовательной и воспитательной работы я ставлю личность ребенка, обеспечиваю комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития,  для реализации  природных потенциалов учащегося. В воспитательном процессе я делаю акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности, чтобы он шел к результату по своему внутреннему побуждению, а не по принуждению. Поэтому я использую технологии с приоритетом личностных отношений и индивидуального подхода.  При формировании детского коллектива обращаю особое внимание на развитие доброжелательных и творческих отношений между детьми. Этому способствует система  бесед, классных часов, экскурсий, коллективно-творческих дел.  Провожу мероприятия  на социально-значимые темы, касающиеся профилактики дорожно-транспортного травматизма.

         Большую роль в создании благоприятного климата  играет  постоянное взаимодействие с родителями учеников. Система работы  очень разнообразна:  индивидуальная работа (посещение семей, беседы, консультации, помощь в решении семейных воспитательных проблем и конфликтов),  коллективные формы (родительские лектории, круглые столы, анкетирование и чаепитие, совместные выезды на природу), помощь родителей в оформлении и ремонте класса и школы, концерты,  совместные соревнования и праздники, изготовление театральных и сценических костюмов  

От мастерства учителя зависит все. А само мастерство – результат упорного труда над собой. Если уж быть учителем, то быть профессионалом – мастером своего дела. В своей работе я стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень, в том числе и в области инновационных технологий. Прохождение курсов, участие в семинарах очень помогает мне в моей работе с детьми.

Занимаясь самообразованием, я освоила компьютерные технологии, Интернет- технологии. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе как на уроках, так и во внеурочной деятельности позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала, проводить занятия на качественно новом уровне, повышать мотивацию и познавательную активность учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в работе с обучающимися с ОНР, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности".

На  современном этапе ,система начальной школы строится на передачи обучающимися знаний,данная методика представляет разработку позволяющая развивать устную и письменную речь с помощью элементов ...

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...

Использование новых инновационных технологий в развитии творчества учеников начальных классов

                В докладе описывается важность развития творчества учащихся. Подчеркивается необходимость использования инновационных технологий....

Внедрение новых информационных технологий.

Выступление на методическом объединении (презентация)...

«Внедрение инновационных технологий в работе с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы VIII вида».

Работа с родителями является очень важной и неотъемлемой частью воспитательной системы школы. Успех этой работы зависит не только от умения педагога наладить эффективное сотрудничество с родительской ...

Методическая разработка "Внедрение новых образовательных технологий"

Цель  методической разработки: показать возможности использования QR-кодов в образовательной и воспитательной деятельности педагогов в школе на уроках и во внеурочной деятельности – возможн...

Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников

Концепция модернизации образования в Российской Федерации предопределило начало нового этапа в формировании отечественной школы, а следовательно, и необходимость в совершенствовании предметных основ о...