Главные вкладки

    Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
    статья (1 класс) на тему

    Машина Любовь Сергеевна

       С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_slushatelya.docx28.11 КБ

    Предварительный просмотр:

       С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации, обучения и воспитания, став взрослыми подростки оказываются  неподготовленными к взрослой, самостоятельной  жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей – инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений – реабилитационных центров, позволяющих комплексно решать многие проблемы.                                                                                                Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических, медицинских закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка.

       У детей обучающихся  в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.

       Одной из задач специалистов коррекционных учебных заведений, работающих с детьми с ограниченными возможностями пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.

       Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую. Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.

    Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.

    Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.

       Занятия по сказкотерапии считают методом психотерапии, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Сквозь призму метафоры вы воспитываете ребёнка, лечите душу, даёте знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы.Также как и пальчиковое рисование, сказка развивает внутренний мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым.

    Используя различные приёмы сказкотерапии, мы сможем помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть самые различные ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем, уже во взрослой жизни. Это поможет расширить его мировоззрение, научит взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.

    http://planetamax.ru/templates/rt_chromatophore_j15/images/blank.gif Работа с учащимися коррекционной школы начинается с эмоционального введения  детей в мир сказки. Сказкотерапия, помогающая  актуализировать социальный опыт  ребенка с проблемами в развитии, создающая благодатную почву для развития воображения, становится частью коррекционно-воспитательного процесса.

    Формы работы со сказкой:

    Анализ сказок.
    Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.

    Рассказывание сказок.
    Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.

    Переписывание и дописывание сказок.
    Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.

    Сочинение сказок.
    Сказка сочиняется ребёнком в соответствии с собственным жизненным путём. Воспитатель предлагает сочинить сказку клиента о своей жизни. В ней дается не просто описание жизни главного героя, а в образной форме рассказывается об основных жизненных этапах.

    Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
    С помощью кукол. Дети вместе со своими куклами занимают места в зрительном зале. Ведущий начинает рассказывать сказку. Актеры, выходят на сцену тогда, когда ведущий расскажет о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, актер возвращается в зрительный зал. Актеры водят кукол молча, весь текст проговаривает ведущий за кадром. Ребята лучше усваивают роль, если изготавливают кукол самостоятельно с воспитателем (папье-маше).

       Мы использовали в своей работе этот  элемент сказкотерапии в постановке нескольких  сюжетов народных сказок, 1 класс «Репка», 2 класс «Гуси-лебеди»,3 класс «Теремок», 4 класс «Царевна лягушка».

        Выбор сказки основывался с учетом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья  в доступной для их  понимания форме. Использование элементов народных сказок в сказкотерапии решает следующие задачи: донесение до сознания детей в доступной форме общих ценностей; воспитание любви ко всем людям и природе; расширение кругозора и представления о мире; закладываются нравственные основы и начала. Дети с большим удовольствием участвуют в постановках различных сказок, подготовке костюмов, декораций. Работая со сказкой, дети с ограниченными возможности здоровья учатся осознавать, что в каждом человеке могут быть страшные (мысли, страхи, желания), они мучают нас. Если мы готовы не бояться, а прямо встретиться с этим, то наступит облегчение, откроется новый мир.  В работе с детьми по методике сказкотерапии, можно видеть, как у них формируется такое важное качество, как сопереживание, снижается уровень агрессии,  уменьшается конфликтность среди детей.  

    Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей необходимо провести коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. Психолог на основе индивидуальных особенностей каждого участника подбирает им соответствующие роли в сказке.

    Этапы: Ведущему в соответствии с психологическими особенностями людей и трудной жизненной ситуацией необходимо подобрать сказку с соответствующим сказочным сюжетом.

    Повторение — вспомнить, что вы делали с детьми в прошлый раз, какой опыт приобрели, чему вы научились. Далее ведущий задает вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, когда не было занятий то, чему они научились на занятиях.
    Перед разыгрыванием сказки ведущий индивидуально встречается с каждым участником сказкотерапевтического занятия и проговаривает ему психологические особенности его героя.

    Разыгрывание сказки — в сказочном сюжете должна быть сюжетная линия, кульминация и развитие сказочного сюжета. Стимулирует развитие сказочного сюжета ведущий (воспитатель).
    Во время разыгрывания сказки главные герои осуществляют повествование и взаимодействие не по сценарию, а от себя.
    Каждый человек должен проявить свою личную позицию во время разыгрывания сказки. У нее должно быть логическое завершение.

    Этап обсуждения занятия по сказкотерапии.

    Участникам занятия необходимо понять основные идеи сказки, т.е. что с помощью ее хотели передать автор сказки.

    Ведущий заранее подготавливает вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?

    Далее мы обсуждает мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев.

    Чтобы выявить скрытую мотивацию, задаются следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь ребёнку увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаются специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения — активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен данный способ решения проблем и преодоления трудностей?

    Примерное занятие с элементами сказкотерапии с детьми-инвалидами:

    ЦЕЛЬ: развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию; формирование коммуникативных навыков; повышение самооценки, чувства собственной ценности; повышение сплочения группы, профилактика конфликтов, развитие мелкой и общей моторики.

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    1.  Вхождения в сказку «ЗВОНОЧЕК».

    - Ребята, сегодня, чтобы попасть в сказку, волшебную силу нам дадст звоночек, но не простой а волшебный. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте звон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите. Открывайте глаза, мы уже в сказке.

    Сказка о разноцветной звезде.

    « Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Были и синие звезды - они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно… белая!

    2.Упражнение «Воображаемая звезда».

    - Сейчас, мы будем передавать их рук в руки звездочку! Но это звезда не простая, а волшебная! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а еще она - золотая. А у вас какая? (каждый ребенок описывает свою звездочку, и по возможности, показывает руками ее качества: большая – маленькая, горячая – холодная).

    Детям предлагается выбрать звездочку из цветной бумаги и прикрепить к одежде.

    «Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!

    - Кто вы? – прошептала звездочка. И звезды стали представляться.

    - Я – красная звезда! Я  делаю людей смелыми!

    - Я – синяя звезда! Я дарю людям красоту!

    - Я – желтая звезда! Я делаю людей умными!

    - А  – зеленая звезда! Я одариваю людей добротой!

    - А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:

    - А я  ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала».

    - Ребята, как вы думаете, что сделали звезды? (дети предлагают варианты).

    - Ребята, хотите узнать, чем закончилась сказка?

    «Каждая звездочка подлетела к белой звездочке, легонько прикоснулась к ней своими цветными лучами, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звездочки, она стала…

     3. Рисование «Звездочки».

    - Ребята, понравилась вам сказка? Давайте подумаем, что же с ней произошло дальше?  А сейчас я хочу предложить следующее: «Посмотрите на эти звездочки! (детям раздаются маленькие белые звездочки) Они пока белые как звездочка из сказки. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Давайте вспомним, какие цвета были у наших звезд. Если для кого-то очень важна смелость, то в звездочке больше будет красного цвета. Если для кого-то более важны ум, красота и доброта, то желтого, синего и зеленого.

    Таким образом, у каждого должна оказаться своя неповторимая в своей «разноцветности» звезда.

    4. Этюд «Звезда».

    Дети становятся в круг, вытянув руки – лучи в сторону, ноги на ширине плеч (Выбирается белая звездочка). Белая звездочка сидит на корточках, опустив голову, а потом постепенно рождается, выпрямляясь, «расправляя» лучики и оглядываясь. Дети по очереди касаются звездочки руками (легко, нежно).

    - Ну а теперь пора возвращаться обратно.

    5.Заключительный этап.

    - Закройте глаза и слушайте звоночек. Молодцы, ребята! Открывайте глаза мы снова в школе, наш урок закончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

    Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной  Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...

    Использование Светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Учителя-логопеды ГБОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района  с целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими осо­бенностями поведения и вза­имодействия  детей с...

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья...

    Использование песочной терапии в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    В работе с категорией детей с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методы и формы коррекционной работы. В связи с этим я ищу новые подходы,  технологии и приемы для устранения недостатков р...

    Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

    В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...

    Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...