Статья "Использование цветотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья".
статья

Баженова Елена Валерьевна

Метод цветотерапии или хромотерапии известен человечеству давно. Это набор различных техник, влияющих на подсознание и здоровье человека в целом. Цветотерапия благоприятно воздействует на психику, особенно на детей с ОВЗ. Если ребенок не может выразить себя посредством слов, обостряется работа его органов чувств, а его поведением начинают управлять подчас незаметные взрослому человеку детали. Современные ученые считают, что она является одним из самых перспективных и надежных без медикаментозных методов лечения и оздоровления. В работе с детьми к цветотерапии прибегают работники детских садов и школ. Этот метод помогает определить уровень социальной адаптации ребенка, выявить особенности личностного развития, а затем выстроить оптимальную программу дальнейшей работы. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование цветотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Метод цветотерапии известен человечеству давно. Это набор различных техник, влияющих на подсознание и здоровье человека в целом. Любой цвет – это энергетическое колебание с определенной длиной волны, воздействующее не только через органы зрения, но и через кожу. Каждый цвет по-своему действует на организм человека. Еще в древнем мире использовали эти знания и лечили людей при помощи цветотерапии. Сегодня специалисты разных направлений – дефектологи, нейропсихологи, педагоги раннего развития, арттерапевты, специальные и коррекционные психологи включают в свою работу цветотерапевтическую стимуляцию.

В древней Греции был известен метод лечения лучами солнечного света, проникающими сквозь цветные стекла или кристаллы. А в Индии с самых древних времен и по сегодняшний день применяется метод лечения цветными водами при помощи соляризации в емкостях из цветного стекла. В древности считалось, что красная вода, дает заряд энергии и согревает, оранжевая  освежает, желтая – стимулирует, а зеленая – гармонизирует и стабилизирует. Жидкости, заряженные голубым, синим или фиолетовым успокаивают.

Цветокоррекционные гаммы могут применяться для визуального воздействия и в полиграфическом или электронном виде. При правильном подборе этих гамм они будут способствовать гармонизации личности, воздействовать на эмоциональное состояние. Цветотерапия благоприятно воздействует на психику, особенно на детей с ОВЗ. Если ребенок не может выразить себя посредством слов, обостряется работа его органов чувств, а его поведением начинают управлять подчас незаметные взрослому человеку детали. Такие тонкости, как запахи, звуки, тактильные ощущения могут заставить ребенка по-новому почувствовать этот мир. Они способны стимулировать самовыражение, влияя на настроение и уверенность в своих силах.

В ХХ веке великий русский художник Василий Кандинский автор манифеста авангарда «О духовности искусства» описал, как искусство цветом и формой влияет на внутренний и окружающий мир человека. Он отметил, что у цвета есть не только насыщенность, фиксируемая визуально, но и вкус, и текстура, а все вместе влияет на духовное развитие человека, на его эмоциональный интеллект. «Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль», – пишет он.

Каждый цвет по-своему действует на организм человека. Сегодня цветотерапия не потеряла своей актуальности. Современные ученые считают, что она является одним из самых перспективных и надежных без медикаментозных методов лечения и оздоровления. В работе с детьми к цветотерапии прибегают работники детских садов и школ. Этот метод помогает определить уровень социальной адаптации ребенка, выявить особенности личностного развития, а затем выстроить оптимальную программу дальнейшей работы. 

Таким образом, цветотерапия применялась и доказывала свою эффективность, как тысячелетия назад, так и сегодня. Это неспроста, ведь цвет – явление в нашей жизни очень важное, в силу того, что работа с цветами – это верная дорога к взаимодействию с нашим подсознанием. Ведь начинается всё с детства, с развития правого полушария, с языка образов, звуков. Это мир, который осваивает ребенок в первую очередь. Позже он осваивает речь, учится перерабатывать информацию логически, то есть постепенно включается левое полушарие. 

В данной статье нам важно остановиться на мире образов, чувств, за который ответственно именно правое полушарие. Цветное зрение младенцев развивается очень быстро. К 4 месяцам они различают большинство цветов, а к 6 месяцам способность к различению цвета у детей почти такая же, как у взрослых. То есть цветотерапия – один из немногих методов, доступных в работе с самыми маленькими детьми.  В этом её главное достоинство – универсальность, вариативность и возможность использовать на группах людей с разными возможностями.

В центре нашего внимания дети, имеющие расстройство аутистического спектра. Таких детей, у кого в поведении отмечается стереотипность движений, страхи, заниженная инициатива, самооценка психологи рекомендуют окружать красным цветом. Это цвет крови: полноценной жизни, здоровья, активного развития, инициативы, здоровой конкуренции. Таким детям стоит наполнить гардероб вещами красного цвета, окружить их комнату яркими предметами, при необходимости изменить интерьер. Красный цвет в жизни детей, имеющих расстройство аутистического спектра, должен быть повсюду. На прогулке следует акцентировать внимание на этом цвете, затем можно перевести взгляд ребенка на жёлтый, оранжевый, розовый. Про эти цвета стоит сказать отдельно. Желтый цвет стимулирует креативность, фантазию. Этот цвет используют в своей работе педагоги раннего развития, подготовки к школе, нейропсихологи, речевые терапевты. Оранжевый цвет поднимает настроение, улучшает самочувствие, он показан детям с низкой самооценкой, страхами, сниженным иммунитетом. Розовый помогает безынициативным, апатичным детям. Полезным будем рисование с данными оттенками и другие разнообразные взаимодействия в игровом формате. 

А от синего и тёмно-фиолетового цветов, детей, имеющих расстройство аутистического спектра, следует оградить. Ведь нередко именно эти цвета ассоциируется с печалью, одиночеством, они погружают внутрь себя. Синий цвет вызывает грусть и ощущение заброшенности. Здесь можно вспомнить «голубой период» в творчестве Пабло Пикассо, когда в картинах мастера отражались его боль и депрессия. 

Определившись, какие цвета следует использовать в работе, перейдем к описанию конкретных методик. Для работы с детьми, имеющих расстройство аутистического спектра, используются групповые приемы цветотерапии, например, «Цветная вода». В прозрачный стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку – зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику.
          Также для работы с детьми используются групповые приемы цветотерапии, например, «Цветные сказки», «Волшебные краски», «Волшебные одеяла». Это благоприятно влияет на нервную систему, слух, речь, интеллектуальные способности ребенка и помогает справляться с негативными эмоциями, развить навыки общения. 

«Цветные сказки» – метод, в котором ребенку читается сказка, где все одного цвета. А он в свою очередь с закрытыми глазами слушает и пытается представить себя в монохромном мире. 

«Волшебные краски» – метод-игра, в которой ребенку предлагается рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Педагог закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветок – аленький цветочек или цветик-семицветик. Все вышеперечисленные техники благоприятно влияют на нервную систему, слух, речь, интеллектуальные способности ребенка и помогают справляться с негативными эмоциями, развить навыки общения. 

Подводя итог, отметим, цветотерапия благоприятно воздействует на психику, особенно на детей, имеющих расстройство аутистического спектра. Если ребенок не может выразить себя посредством слов, обостряется работа его органов чувств, а его поведением начинают управлять подчас незаметные взрослому человеку детали. Такие тонкости, как запахи, звуки, тактильные ощущения могут заставить ребенка по-новому почувствовать этот мир. Они способны стимулировать самовыражение, влияя на настроение и уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"

Методические рекомендации для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи

В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....

Работа с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья

Теоретические умения и практические упражнения по организации  учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...

Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно...

Областной семинар-практикум по теме "Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"

Программа областнго семинара-практикума по теме "Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"...