ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
статья по теме

Опыт методической работы по теме 

"ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Методическая тема моей воспитательной работы очень актуальна в настоящее время. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной русский язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и ,  осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.

Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров:

Колыбельные песни, потешки, считалки , частушки, загадки, скороговорки, сказки, пословицы и поговорки, игры.

Я использую их на своих занятиях с детьми начальных классов с 1-4 кл.

Начинаю с считалок и хороводных игр.

Анализируя смысл считалок, школьники знакомятся с бытом русского народа, культурой. Игры имеют большее значение в воспитании, развитии коммуникативных навыков. Также большое внимание уделяю такому жанру как загадка.

Загадка-жанр, в котором вещи воспроизводят иносказательно, через сравнения их с отдалённо сходными, даются яркие характерные признаки предметов или явлений.

Загадки развивают память, сообразительность. По  выражению К.Д.Ушинского загадка «доставляет уму ребёнка полезное упражнение»

Употребление в загадке средств выразительности (многозначность слов, сравнения, олицетворения) способствует формированию образности речи детей и обогащает словарь учащихся.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. В русской народной сказке заключено богатое содержание: насыщенность речи языковыми средствами: сравнения, синонимы, антонимы и др.

Сказка вводит  ребёнка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить с героями такие же чувства: переживает их радости и печали.

В сказках содержатся правила общения друг с другом, правила вежливого обращения и уважительное отношение к старшим.

«Учиться в детстве - резать по камню,

Учиться в старости – чертить на песке»

Вот почему важно не только знакомить с пословицами и поговорками, но и изучать их в начальных классах.

Перлы народной мудрости делают речь яркой, выразительной, помогают предельно кратко передать суть высказывания, глубину мысли.

В пословицах и поговорках заключён опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме.

Пословицы и поговорки не велики по объёму, но очень ёмки по смыслу.

В пословицах содержится много поучительного. Формы работы с пословицами и поговорками различны.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

Изучение фольклора способствует не только развитию речи учащихся,  но и решает проблему нравственно-патриотического воспитания учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Организация работы над темой Фольклор как средство развития речи младших школьников

Эта работа расчитана на то, чтобы научить детей  воспринимать  выразительные средства языка в соотве ствии с их функцией в художественном   произведении;- на...

Пересказ как средство развития речи учащихся. Виды пересказов.

Пересказ  тесно  связан  с  развитием  речи  учащихся.  Для  того,  чтобы  речь  детей  развивалась,  они  должны  чётко...

Использование средств фольклора для развития речи учащихся

    В статье рассказывается о работе младших школьников над проектом «Пословица недаром молвится». Издавна народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка. Эт...

ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Г. Н. КОЗЛОВАДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.Одним из главных направлений в области образования является повышение качества знаний. А одним из приоритетных этапов результативности обра...

Малые формы фольклора, как средство развития речи учащихся начальной школы

Цель данной статьи показать способы работы с малыми  жанрами фольклора, влияние малых фольклорных жанров на развитие речи младших школьников...