Использование средств фольклора для развития речи учащихся
статья по чтению (2 класс) на тему

      В статье рассказывается о работе младших школьников над проектом «Пословица недаром молвится». Издавна народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромное количество заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку. Поэтому проблема развития речи детей в младших классах средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  РОМАНОВА Л. Б.   Развитие речи учащихся младших классов с помощью жанров фольклора

     Аннотация:

      В статье рассказывается о работе младших школьников над проектом «Пословица недаром молвится». Издавна народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромное количество заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку. Поэтому проблема развития речи детей в младших классах средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Ключевые слова: малые формы фольклора, пословицы, поговорки, проектная деятельность, речевое творчество.

     У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – его художественный опыт, его фольклор. Фольклор – это устное народное творчество,  народная мудрость,  народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Детский фольклор русского народа разнообразен произведениями малых жанров. 

     Малые формы фольклора, сказки открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка.

     Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

     В конце XX века в нашу жизнь вошел огромный поток заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает тому, что русские слова будут использоваться реже. Поэтому проблема развития речи детей школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

     Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Задача учителя начальных классов – работать  над увеличением подвижности того запаса слов, которыми владеет ученик в данный момент, над « связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникабельного подхода в обучении родному языку, использовать в речи малые формы устного народного творчества. Это соответствует требованиям ФГОС, поэтому организация работы по приобщению детей к традиционной русской культуре является актуальной.

     В практике школьного образования можно наблюдать такую картину: при ознакомлении младших школьников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается достаточного внимания на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, поговорок, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми.

     Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, эмоционально выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

      «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка» - так говорили предки, приписывая  пословице огромное значение,  как  выразительнице народной мудрости. Тысячи русских народных пословиц раскрывают нам духовный мир, идеалы, взгляды  на жизнь наших предков.

     Известно, что учащиеся начальных классов  испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могут лишь рассказывать, о ком идет речь, то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

    Учащихся следует приучать воспринимать доступные им пословицы и поговорки в жизни. Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «мастер на все руки», «водой не разольёшь», «держать себя в руках» и т.п.

     Важно, чтобы пословицы и поговорки произносились выразительно, с разной интонацией, а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование пословиц и поговорок на уроках в школе и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

     В нашей школе среди учеников вторых классов проводится проектная деятельность  «Пословица недаром молвится».

     Проблемная ситуация – В богатейшей сокровищнице русского устного народного творчества значительное место занимают пословицы и близкие к ним по художественному строю и образности поговорки. С их помощью люди с давних пор обрели необходимый навык выражать свои мысли доходчиво, учились умению лаконично и вместе с тем образно оценивать различные явления действительности. Эти жанры пользовались большой популярностью в прошлом. А в настоящее время нужны пословицы?

     Вопросы, решаемые в ходе проекта:  Кто придумал пословицы?  Какие бывают пословицы? Зачем сегодня нужны пословицы?  Чему они учат? Как часто люди их используют в речи? Понятен ли современным людям смысл пословиц? Какие пословицы популярны у родителей? Какие пословицы популярны у учеников 2-4 классов? Есть ли пословицы у народов других стран?  

     Цель – учить детей самостоятельному, критическому мышлению, учить размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы на основе исследования; создание выставки творческих работ.

     Использовались  исследовательский и творческий  виды деятельности.

Детям предлагалось узнать:  какая самая популярная и любимая пословица в семье; самая популярная и любимая пословица учащихся 2-4 классов; в каких произведениях встречаются русские народные пословицы; есть ли пословицы у народов других стран; сочинить рассказ или сказку, названием  которой  будет пословица; была устроена выставка рисунков «Узнай пословицу»; была организована выставка книг с пословицами; каждым ребёнком составлен сборник пословиц по темам: о дружбе, об учёбе, о Родине, о труде и лени в виде книжки-малышки; проведена викторина на знание пословиц.

     На заключительном этапе работы детям был представлен анализ данных опроса родителей и учеников о любимых пословицах в виде диаграммы.

     Самые любимые пословицы детей учащихся 2-4 классов:  «Делу время – потехе час», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

     В ходе работы над проектом ребята пришли к следующим выводам: Пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь. Приятно  осознавать, что  культура русского  народа  жива, что  мудрые  изречения наших предков  не  забыты, они  дошли  до  наших времен.  Благодаря пословицам  русский  язык  стал  более выразительным и образным. А свое  отношение  к ним  люди выразили в них  самих: «Красна  речь  пословицей»,   «Без пословицы  не проживёшь»,    « Пословица  недаром  молвится».

     Проведённая работа в ходе этого проекта была интересна всем: детям, родителям, педагогам. В процессе работы были замечено, что у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы и поговорки. Используя в своей речи пословицы и поговорки,  дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Они с удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.  Педагоги нашей школы стараются шире использовать все малые жанры устного народного творчества. Организуя подвижные и другие игры, применяют различные считалки; на уроках - загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; используются скороговорки, прибаутки, считалки для организации игр детей.

     Таким образом, использование малых форм фольклора  необходимо для  речевого развития учащихся начальной школы.

Источники

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М., 1957.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Вержбицкая М.А. Воспитательная направленность обучения на уроках чтения. Начальная школа №1, 2007 – 19 с.

4. Воюшина М.П. Актуальные проблемы совершенствования языкового образования и речевого развития в современной начальной школе. – СПб,: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.- С.51-56

5.Даль В. Пословицы русского народа, тт. 1-2. — М., 1984                                                                         6. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Опыт методической работы по теме "ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ"....

Пересказ как средство развития речи учащихся. Виды пересказов.

Пересказ  тесно  связан  с  развитием  речи  учащихся.  Для  того,  чтобы  речь  детей  развивалась,  они  должны  чётко...

ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Г. Н. КОЗЛОВАДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.Одним из главных направлений в области образования является повышение качества знаний. А одним из приоритетных этапов результативности обра...

Малые формы фольклора, как средство развития речи учащихся начальной школы

Цель данной статьи показать способы работы с малыми  жанрами фольклора, влияние малых фольклорных жанров на развитие речи младших школьников...