Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения на корреционных занятиях по социально-бытовой ориентировке
статья по теме

Ефимова Татьяна Николаевна

 

Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений нуждаются в том, чтобы быть максимально интегрированными в общество и  одной  из целей образования лиц с ограниченными возможностями является их социальная адаптация и успешная интеграция. Воспитанникам и обучающимся коррекционных школ, интернатов, детских домов необходимо быть компетентными в социальной жизни, иметь возможность решать максимально самостоятельно жизненно важные для них вопросы.В системе коррекционных образовательных учреждений такой предмет, как «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) является одним из приоритетных направлениий, позволяющих формировать, развивать и совершенствовать у обучающихся воспитанников необходимые им умения и навыки для усешной адаптиции и интеграци ы обществе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Обучение и воспитание детей с нарушением зрения на занятиях по              

                                  социально-бытовой ориентировке

 

                                                                 Введение

                 Проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями к окружающей действительности, а в дальнейшем  и их интеграции  в общество продолжают оставаться актуальными. Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений нуждаются в том, чтобы быть максимально интегрированными в общество и  одной  из целей образования лиц с ограниченными возможностями является их социальная адаптация и успешная интеграция. Воспитанникам и обучающимся коррекционных школ, интернатов, детских домов необходимо быть компетентными в социальной жизни, иметь возможность решать максимально самостоятельно жизненно важные для них вопросы.

Особенно это касается тех групп детей, которым в связи с объективными трудностями адаптации  и интеграции необходимо усиленное развитие социальных навыков,  и  в частности, коммуникативных умений, бытовых навыков самообслуживания. Направленность  обучения на формирование практических навыков и коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями  не только создаёт основу для их дальнейшего успешного обучения, но и положительно влияет на их социализацию, играет роль инструмента самореализации в процессе их включения в жизнь общества.

               К категории лиц с ограниченными возможностями и различными проблемами в развитии относятся  и дети с нарушением зрения – слепые и слабовидящие.

           Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта и предметами личной гигиены; на развитии коммуникативных способностей учащихся, которые проявляются в овладении средствами коммуникации, в построении процесса общения, в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации.

                                         1.1. Задачи и содержание обучения

 

                     В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 и от 10 марта 2000 года №212 определена специфика образовательного процесса и содержание образования для данной категории детей.

                В системе коррекционных образовательных учреждений такой предмет, как «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) является одним из приоритетных направлений.

Учебный предмет «СБО» представляет собой динамическую систему знаний, умений, навыков, потребностей и привычек, которыми школьник овладевает в процессе активного взаимодействия с социальной средой и возникающими на этой основе типами общения и отношений, реализуемых личностью на практике.

За время обучения детей с нарушением зрения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении у них необходимо сформировать  социально-адаптивные и коррекционно-компенсаторные способы ориентировки и поведения применительно, как к учебному процессу, так и к социуму в целом.

Содержание образования направлено на решение следующих задач:

  - формирование представлений о себе; знание и понимание своих особенностей: сложность ориентировки в окружающем их пространстве; осознание своих потенциальных возможностей, позволяющих  успешно адаптироваться к окружающей действительности;

  - формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентировка в среде;

  - формирование коммуникативных умений;

  - формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

  -обучение предметно-практической и  доступной трудовой деятельности;

  -экономическое и правовое просвещение и воспитание.

            Для успешной реализации данных задач требуется осознание педагогом направленности занятий по СБО на формирование и развитие специальных умений, требующих регулярного и систематического применения в практической деятельности;

 учёт  особенностей развития детей с нарушением зрения, индивидуальный, личностно-ориентированный подход; чётко выстроенная система работы и осуществление систематического длительного педагогического воздействия для достижения  результата в области социально-бытовой ориентировки.

 

                  1.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы

                                                   по СБО

 I. Предметно-практическая деятельность и самообслуживание

    1.Ведение домашнего хозяйства

      а) Уход за вещами

      б) Уборка помещения

      в) Кулинария

    2.Личная гигиена

 II. Коммуникативная деятельность

          На основании данных направлений в программе учебного предмета «СБО» выделены следующие разделы: «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Личная гигиена», «Культура поведения».

                                 

                            1.3.Основные задачи и примерное содержание обучения

Примерное содержание обучения рассмотрим на примере I направления коррекционно-педагогической работы «практическая предметная деятельность».

                                 Предметно-практическая деятельность      

          Обучение предметно-практической деятельностью направлено на формирование у слабовидящих младших школьников целенаправленных действий с различными предметами и материалами  ( усвоение назначения и правил обращения с предметами, выработка необходимых навыков использования и применения данных предметов) и является основой дальнейшего обучения в области ведения домашнего хозяйства.

В ходе обучения предметно-практической деятельностью воспитывается интерес к данному виду деятельности, происходит развитие представлений об окружающих предметах, развитие зрительно-двигательной координации, пространственных представлений.

  Содержание обучения включает функциональное использование предметов: столовых приборов и посуды, предметов мебели, бытовых приборов, других предметов быта, окружающих ребёнка.

                                       Ведение домашнего хозяйства

                                                  Уход за вещами

Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке. На занятиях данного цикла формируются и совершенствуются навыки самообслуживания, умение ухаживать за одеждой и обувью, поддерживать порядок в шкафу с бельм.

 1.Обучение стирке:

    Ручная стирка:

  ♦ знакомство с ёмкостями для ручной стирки;

 ♦ знакомство с моющими средствами (мыло, порошок, жидкие средства);

♦ сортировка белья на цветное и белое перед стиркой

♦ наполнение ёмкости для стирки водой (определение количества и температуры воды);

♦ определение количества моющего средства для данного количества белья с использование мерок (мерный стакан, ложка), растворение моющего средства в воде;

♦ замачивание белья;

♦ намыливание белья, движения рук при стирке;

♦ полоскание белья;

♦ отжим белья различными способами(скручивание, сжатие в руке);

♦ встряхивание белья;

♦ развешивание белья на просушку.

 

2.Глажение утюгом:

♦ установка гладильной доски;

♦ подключение утюга к сети;

♦ определение готовности утюга к работе;

♦ раскладывание белья на гладильной доске;

♦ фиксация белья на гладильной доске при помощи булавки с головкой;

♦ смачивание белья водой с использованием пульверизатора или клавиши на утюге;

♦ движения руки с утюгом при глажении.

 

3.Складывание белья и одежды:

♦ сворачивание белья и одежды;

♦ выворачивание одежды на лицевую сторону;

♦ вывешивание на «плечики»

♦ сортировка по полкам в шкафу.

 

4. Чистка одежды:

♦ знакомство с разнообразием щёток для чистки;

♦ движение руки со щёткой по загрязнённой одежде;

♦ стряхивание загрязнений с одежды.

 5. Мелкий ремонт одежды:

♦ пришивание пуговиц с разным количеством отверстий и разными способами (вдевание нити в иглу, уравнивание концов нити, завязывание узелка, прокалывание ткани через отверстие пуговицы);

♦ зашивание дырки швом «через край»;

♦ пришивание петельки;

♦ подшивание нижнего края одежды швом «вперёд иголкой».

 

6.Уход за обувью:

♦ хранение обуви в специально предназначенных местах;

♦ мытьё обуви;

♦ просушивание обуви;

♦ чистка обуви (знакомство с  разнообразием щёток и средств для чистки обуви, их назначением, движение руки со щёткой по обуви).

                                 

                                                  Уборка помещения      

 Задачи и содержание обучения связаны с формированием бытовой деятельности детей. Обучение направлено на формирование умений делать уборку, поддерживать чистоту и порядок в жилых и подсобных помещениях. Основные задачи обучения:

 -формирование умения определять необходимость в наведении чистоты и порядка;

 - формирование умений обращаться с уборочным инвентарём: метла, швабра, щётка, совок, ведро и др.;

 -формирование навыков выполнения уборочных работ в помещении.

 

1.Обращение с инвентарём:

♦ определение необходимого для работы инвентаря;

♦ подготовка инвентаря к работе;

♦ приёмы работы с различным инвентарём (ведро, тазик, метла, швабра, щётка, совок, распылитель для мытья зеркал и стёкол и др.);

♦ соблюдение правил техники безопасности при обращении с инструментами;

♦ уход за инвентарём и его хранение.

 2. Уборка мусора:

♦ собирание мусора в ведро;

♦ вынос мусора в специальный контейнер.

 

3. Подметание пола:

♦ определение необходимости подметания пола;

♦ определение места для уборки и направления движения при подметании;

♦ заметание мусора на совок;

♦ высыпание мусора в мусорное ведро.

 

4. Мытьё пола:

♦ определение необходимости мытья пола;

♦ наполнение ёмкости водой (ведро, таз) для мытья пола;

♦  подбор необходимого моющего средства;

♦   определение нужного количества моющего средства с использованием мерки;

♦ смачивание, отжимание  тряпки;

♦  определение необходимости споласкивания тряпки и замены воды;                                          

♦ выливание грязной воды в указанное место;

♦ просушивание мокрых тряпок.

 

5. Мытьё окон и зеркал:

♦ определение загрязнённости окон  и зеркал;

♦ нанесение моющего средства на стекло ( с помощью распылителя, влажной тряпки и др.);

♦ смывание раствора влажной тряпкой;

♦ протирание стекла сухой тряпкой, газетой;

♦ использование специальных щёток для мытья окон.

 

                                                 Кулинария

Приготовление пищи, как конкретная по содержанию практическая деятельность, является наиболее  доступным средством активного познания окружающей действительности. В ходе проведения занятий по кулинарии решаются следующие задачи:

формирование у детей интереса к приготовлению пищи, воспитание привычки к соблюдению личной гигиены, привитие навыков правильного поведения за столом. Все виды работ по кулинарии должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности и состоять из доступных для детей операций.

 1.Соблюдение правил гигиены и техники безопасности при приготовлении пищи:

♦  приготовление пищи в специально отведённом месте;

♦ мытьё рук пере началом работы;

♦ использование чистой посуды;

♦ использование специальной одежды (фартук, косынка, колпак);

♦ поддержание чистоты рабочего места (кухонный стол, плита, раковина);

 

2. Обращение с кухонной посудой:

♦ функциональное использование;

♦ различение грязной и чистой посуды;

♦ мытьё и чистка (использование моющих средств, ополаскивание);

♦ хранение в определённом месте.

 

3. Использование бытовых приборов для приготовления пищи (тостер, миксер, электрический чайник, электрическая плита, микроволновая печь, духовка):

♦ определение назначения прибора;

♦ включение/выключение;

♦ пользование регуляторами температуры, скорости;

♦ установка времени приготовления пищи (использование таймера);

♦ мытьё и хранение приборов.

 

4. Использование мерной посуды (ложка, кружка, мерный стакан):

♦ подбор необходимой мерной посуды;

♦ наполнение продукта, жидкости до метки.

 

5. Соблюдение операционной последовательности при приготовлении пищи (холодные закуски, горячая еда, пища из полуфабрикатов, салаты, десерты, холодные и горячие напитки):

 5.1. Выбор блюда для приготовления;

 5.2. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда;

 5.3. Распознавание продуктов с использованием всех сохранных анализаторов (по этикетке, упаковке, внешнему виду, запаху, вкусу);

 5.4.Выбор посуды и кухонных приборов;

 5.5. Обработка и приготовление продуктов:

♦ мытьё;

♦ нарезание;

♦ очистка;

♦ натирание;

♦ перемешивание;

♦ варка;

♦ тушение;

♦ жарка.

5.6. Определение степени готовности блюда (по времени, по внешнему виду, по вкусу).

 

6. Правильное хранение продуктов:

♦ в определённом месте и упаковке (холодильнике, пакете, банке и т.д.);

♦ определение срока хранения (находить информацию о сроке годности продукта, распознавать испорченные продукты).

7. Сервировка стола:

♦ выбор посуды и приборов, подходящих к блюду и напиткам;

♦ раскладывание приборов на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядности в обучении детей с нарушением зрения

Зрительное восприятие наглядного материала    детьми с патологией зрения  протекает  своеобразно и  имеет  ряд  особенностей,   связанных с нарушением...

Консультация для коррекционных педагогов на тему: «Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.»

Консультация описывает основные формы и методы формирования сенсорных представлений у детей с нарушением зрения....

Особенности воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исклю...

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения

В данной презентации кратко изложены основные моменты воспитания и обучения детей с нарушениями зрения...

Использование компьютерных тифлотехнологий в обучение детей с нарушением зрения

В главном законе нашей страны - Конституции (статья 43), говорится о том, что каждый ребенок и даже «особенный» (ФК от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019 «О социальной защите ин...

ТАБЛИЦА «ВАРИАНТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (СЛАБОВИДЯЩИЕ)»

ТАБЛИЦА «ВАРИАНТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (СЛАБОВИДЯЩИЕ)»...