Использование компьютерных тифлотехнологий в обучение детей с нарушением зрения
статья

Миронова Татьяна Филипповна

В главном законе нашей страны - Конституции (статья 43), говорится о том, что каждый ребенок и даже «особенный» (ФК от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019 «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.19), имеет право на образования. Реализуя право учиться абсолютно для всех детей, государство гарантирует создание необходимых для этого условий.

В Конвенции Организации Объединённых Наций о правах инвалидов (ст. 24), которую также подписала и утвердила Российская Федерация, провозглашается, что государство обязано гарантировать инклюзивное образование в течение всей жизни и равного доступа к учебе учитывая индивидуальные потребности и возможности человека с ограниченными возможностями здоровья.

Для этого государством разработаны программа «Доступная среда» (постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы") и Федеральный проект «Современная школа» в которых запланированы материальная помощь образовательным организациям для создания условий для детей-инвалидов, в том числе и специальным оборудованием.

Благодаря этому проекту нашей школой: Государственным бюджетным образовательным учреждением Уфимской коррекционной школой-интернатом №28 для слепых и слабовидящих обучающихся, были получены дисплеи Брайля, Брайлевские принтеры.

Все люди с нарушением зрения могут получать информацию с использованием трёх основных технологий: укрупнение изображения, восприятие на слух и тактильное восприятие.

Тифлопедагог Луи Брайль в 1821 году изобрел шрифт для незрячих. Суть заключается в комбинации 6 выпуклых точек, расположенных в два ряда по три. В его основе 6 выпуклых точек, расположенных вертикально в два ряда по три. Ее еще называют литературным, а с развитием современных технологий появился компьютерный Брайль, где в одной ячейке уже 8 точек.

 Дисплей Брайля «ALVA 640 Comfort» - это единственный способ полноценного пользования компьютером, а значит, возможность общаться, учиться, получать необходимую информацию.

Дисплей представляет собой электромеханическое устройство отображающий символы рельефного шрифта брайля, составляющие ячейку, а ряд ячеек на брайлевском дисплее определяет способную изменяться строку.

При работе с программами экранного доступа на устройстве обычно представлен текст, который отображается в строке брайлевского дисплея. Переместить курсор на следующую строку текста или перевести фокус на другой элемент управления можно, воспользовавшись клавишами на обычной клавиатуре или кнопками на брайлевском дисплее, при этом символы в ячейках обновятся и будут содержать ту информацию, которая отображается на экране в данную минуту.

С помощью дисплея Брайля «ALVA 640 Comfort» можно не только читать текст, который отображается на экране, но и вводить текст с помощью клавиш расположенных в верхней части дисплея. Помимо брайлевской строки, для вывода информации используется синтезатор речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_pedagogi_mironovarezyapova_ufa-28.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных тифлотехнологий в обучение детей с нарушением зрения

Миронова Т.Ф., Резяпова Л.Р.

учителя начальных классов ГБОУ УКШИ №28 для слепых и слабовидящих обучающихся

г.Уфа

В главном законе нашей страны - Конституции (статья 43), говорится о том, что каждый ребенок и даже «особенный» (ФК от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019 «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.19), имеет право на образования. Реализуя право учиться абсолютно для всех детей, государство гарантирует создание необходимых для этого условий.

В Конвенции Организации Объединённых Наций о правах инвалидов (ст. 24), которую также подписала и утвердила Российская Федерация, провозглашается, что государство обязано гарантировать инклюзивное образование в течение всей жизни и равного доступа к учебе учитывая индивидуальные потребности и возможности человека с ограниченными возможностями здоровья.

Для этого государством разработаны программа «Доступная среда» (постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы") и Федеральный проект «Современная школа» в которых запланированы материальная помощь образовательным организациям для создания условий для детей-инвалидов, в том числе и специальным оборудованием.

Благодаря этому проекту нашей школой: Государственным бюджетным образовательным учреждением Уфимской коррекционной школой-интернатом №28 для слепых и слабовидящих обучающихся, были получены дисплеи Брайля, Брайлевские принтеры.

Все люди с нарушением зрения могут получать информацию с использованием трёх основных технологий: укрупнение изображения, восприятие на слух и тактильное восприятие.

Тифлопедагог Луи Брайль в 1821 году изобрел шрифт для незрячих. Суть заключается в комбинации 6 выпуклых точек, расположенных в два ряда по три. В его основе 6 выпуклых точек, расположенных вертикально в два ряда по три. Ее еще называют литературным, а с развитием современных технологий появился компьютерный Брайль, где в одной ячейке уже 8 точек.

 Дисплей Брайля «ALVA 640 Comfort» - это единственный способ полноценного пользования компьютером, а значит, возможность общаться, учиться, получать необходимую информацию. 

Дисплей представляет собой электромеханическое устройство отображающий символы рельефного шрифта брайля, составляющие ячейку, а ряд ячеек на брайлевском дисплее определяет способную изменяться строку.

При работе с программами экранного доступа на устройстве обычно представлен текст, который отображается в строке брайлевского дисплея. Переместить курсор на следующую строку текста или перевести фокус на другой элемент управления можно, воспользовавшись клавишами на обычной клавиатуре или кнопками на брайлевском дисплее, при этом символы в ячейках обновятся и будут содержать ту информацию, которая отображается на экране в данную минуту.

С помощью дисплея Брайля «ALVA 640 Comfort» можно не только читать текст, который отображается на экране, но и вводить текст с помощью клавиш расположенных в верхней части дисплея. Помимо брайлевской строки, для вывода информации используется синтезатор речи.

Незрячие люди получают информацию с помощью печатных изданий: книг, журналов. А как быть, если в интернете нашел нужную статью для написания реферата? Ведь такой объем информации запомнить не сможешь. Для этого на помощь приходят брайлевские принтеры, которые позволяют распечатать информацию с компьютера шрифтом Брайля, подобно обычным принтерам.

Принцип работы принтера «Everest-D V5» заключается в том, что после затягивания листа бумаги несколько кареток с металлическими штырьками выбивают точки на листе бумаги. 

Тактильное изображение для людей с нарушением зрением, является источником информации об изображённом объекте так же, как обычное полноцветное изображение для зрячего пользователя. Особенно он актуален на разных этапах обучения, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая высшим образованием. Как обучать географии без навыка чтения карт?
Как объяснить строение молекулы без её изображения? Как показать различные графики?
Для этого на помощь приходит  приложения «ElPicsPrint», с помощью которого можно подготовить и распечатать изображение, понятное и удобное в использование незрячими пользователями. «ElPicsPrint» позволяет сделать тактильную иллюстрацию к любому параграфу учебного пособия, создать собственные рисунки для детей любого возраста.

С помощью различных технических средств реабилитации люди с глубокими нарушениями зрения, могут значительно раскрыть свой потенциал, и расширить границы возможностей при помощи современных компьютерных технологий.

Бесспорно, они помогают открыть наш мир людям с ограниченным зрением. Использование компьютерных тифлотехнологий, основанное на преобразовании электронной информации в доступную и удобную материальную форму представления, предоставляет людям с ограниченным зрением новые, не доступные им ранее возможности.

В XXI веке доступ к информации – это не привилегия, а жизненная необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения на корреционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений нуждаются в том, чтобы быть максимально интегрированными в общество и  одной  из целей образования лиц с ограниченны...

Использование наглядности в обучении детей с нарушением зрения

Зрительное восприятие наглядного материала    детьми с патологией зрения  протекает  своеобразно и  имеет  ряд  особенностей,   связанных с нарушением...

Консультация для коррекционных педагогов на тему: «Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.»

Консультация описывает основные формы и методы формирования сенсорных представлений у детей с нарушением зрения....

Особенности воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исклю...

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения

В данной презентации кратко изложены основные моменты воспитания и обучения детей с нарушениями зрения...

Компьютерные технологии в обучении детей с нарушением интеллекта

В статье рассмотрено использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта...