Компьютерные технологии в обучении детей с нарушением интеллекта
статья

Сергадеева Алёна Александровна

В статье рассмотрено использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии в обучении детей с нарушением интеллекта

Сергадеева Алёна Александровна

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №22 (ГКОУ)

(г. Армавир)

Аннотация: в статье рассмотрено использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта

Ключевые слова: компьютерные технологии, ребенок, нарушение интеллекта, обучение.

В современном мире сложно представить жизнь в отсутствии компьютера, который стремительными темпами завоевывает позиции не только в школьном обучении, но и в повседневной жизни. Применение компьютерных технологий в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью еще не носит систематического характера, но значимость этой проблемы увеличивается с каждым днём.

Вопрос применения компьютерных технологий в обучающих и коррекционных целях до сих пор не получил широкой научной и методической разработки, обеспечивающей педагогов специальных (коррекционных) учреждений эффективными методиками реализации информационных технологий. Безусловно, грамотно разработанные программно-методические комплексы, учитывающие особенности развития детей с ограниченными возможностями, при правильном их применении помогли бы решать многие проблемы специального образования.

Компьютерные технологии – современный и эффективный способ обучения и развития, который способствует развитию восприятия и ощущения, познавательной деятельности ребенка, побуждает его к активному пополнению знаний об окружающем мире.

Нарушение интеллекта - это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.

Обучающие игровые программы упрощают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии задействуют не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Школьник с нарушением интеллекта не способен длительное время концентрировать свое внимание на содержание урока. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы дают возможность школьнику заниматься в игровой, интересной для него форме. В дальнейшем программы помогут сформировать у ребенка с нарушением интеллекта навыки коммуникации и самостоятельной деятельности, что является необходимым условием для дальнейшей социальной адаптации. Использование компьютерных технологий на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором школьник становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающихся.

В качестве примера можно привести следующие программы:

  • Аzbuka Pro – данную программу можно использовать для обучения дошкольников и школьников русскому алфавиту в игровой форме. Обучение происходит в игровой форме, начиная с самых основ: изучаем русский алфавит, слоги, составляем слова из слогов и букв и наконец, учимся читать. Обучение чтению разбито на следующие этапы:
  1. Изучаем русский алфавит. Обучение следует начинать с изучения гласных, затем переходить к согласным. Основной принцип обучения - нахождение пар букв или слогов с произношением текущей выделенной буквы или слога.
  2. Изучаем слоги. Вторая группа упражнений предназначена для изучения слогов. Основная идея - изменение одной из букв в слоге (гласной или согласной), чтобы ребёнок уловил разницу.
  3. Учимся читать. Режим "умные кубики" предназначен для формирования навыков чтения. С помощью "умных кубиков" малыш поймет, как складывать слоги и буквы в слова.
  • Отличник - программа для закрепления математических и языковых знаний. Компьютерная обучающая программа - это тренажёр решения заданий по математике и русскому языку. Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4-х классов, после решения которых ребенок получает соответствующую оценку.
  • Таблица умножения в мультиках – программа рассчитана на младших школьников и представляет собой тренажер поэтапного обучения таблице умножения и закрепления ее вместе с просмотром ярких изображений и прослушиванием песен из популярных мультиков. Каждый этап состоит из девяти примеров - если школьник решит все примеры правильно, то получит вознаграждение в виде песни из мультфильма. А если будет хоть одна ошибка - его вернут для закрепления материала, но уже без песни.
  • Animals Baby - данная программа предназначена для детей дошкольного и школьного возраста. В режиме тестирования ребенку показываются изображения детенышей различных животных мира. Верные и неверные ответы, их количество показывается на зеленом и красном индикаторах соответственно. При определенном количестве верных ответов статус пользователя изменяется. При каждом ответе программа отмечает для ребенка данные им верный и неверный ответы в цвете. В конце теста автоматически выставляется оценка по пятибалльной системе. Программа развивает зрительную память и познавательные способности, прививает любовь к животному миру с детства. Отгадывание животных можно осуществлять всей семьей, ребенку будет приятно показать свои знания родителям. Название тех животных, которые ребенок не знает, можно проговаривать для лучшего запоминания и проходить тестирование повторно.
  • Для развития интереса к занятиям по развитию речи можно использовать материалы сайта http://games-for-kids.ru, что позволит в интересной форме провести артикуляционную гимнастику, развивать фонематическое восприятие, а также в букваре содержатся занимательные упражнения на знакомство с буквами.

Таким образом, использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Список использованных источников:

  1. Абасова, С.Э.Современные информационно-коммуникационные технологии образования / С.Э. Абасова, С.Г. Абдуллаев// Новые информационные технологии в образовании: материалы международной научно-практической конференции: в 2-х ч.: Ч. 1. – Екатеринбург : РГППУ, с. 2011. – 318
  2. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности/http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха

Сегодня на первый план выходят технические системы, ориентированные на потребителя с дефектами слуха и речи, позволяющие эффективно осуществлять реабилитацию. В современных слухоречевых приборах колле...

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"

В  данной работе рассказывается об организации работы с детьми с ОВЗ, об использовании ИКТ в работе с такими детьми....

Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"

В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умс...

Использование компьютерных тифлотехнологий в обучение детей с нарушением зрения

В главном законе нашей страны - Конституции (статья 43), говорится о том, что каждый ребенок и даже «особенный» (ФК от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019 «О социальной защите ин...

Методы обучения детей с нарушениями интеллекта

Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением....

«Использование компьютерных технологий для обучения детей с РАС»

    Использование компьютерных презентаций даёт возможность за короткий промежуток времени включить максимально возможное количество видов работ, сделать их красочными, насыщенными ра...

«Использование игровых технологий в обучении детей с нарушением интеллекта»

С введением ФГОС обучения учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями открываются большие возможности для поиска новых инструментов, форм и методов обучения и воспитания. Основной целью Ф...