«Использование компьютерных технологий для обучения детей с РАС»
материал

Ходор Наталья Борисовна

      Использование компьютерных презентаций даёт возможность за короткий промежуток времени включить максимально возможное количество видов работ, сделать их красочными, насыщенными разнообразным иллюстративным материалом, который помогает поддерживать у учащихся устойчивый интерес к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта работы учителя - дефектолога МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» города Троицка Ходор Н.Б.

«Использование компьютерных технологий для обучения детей с РАС»

                                                                                 

1. Актуальность и перспективность опыта.   

               

          Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

           Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

         Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» является знание педагогами сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

           В своей профессиональной деятельности учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, методы контроля, мультимедийные презентации и др.

       В качестве одной из них это применение компьютерных технологий на коррекционных занятиях  Работа по развитию социализации и формированию психических функций у школьников с РАС, ЗПР является одним из приоритетных направлений в моей практике.

      Изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей считаю актуальной и перспективной, имеющей большую  практическую значимость. 

2. Концептуальность.      

            Развитие психических процессов учащихся с ОВЗ протекает с рядом особенностей: общее недоразвитие речи, своеобразие развития познавательной сферы и восприятие окружающей действительности.

     Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс по развитию психических функций более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для детей с ОВЗ.     

      Использование компьютерных презентаций даёт возможность за короткий промежуток времени включить максимально возможное количество видов работ, сделать их красочными, насыщенными разнообразным иллюстративным материалом, который помогает поддерживать у учащихся устойчивый интерес к занятиям.

       Опыт использования различных коррекционно-развивающих компьютерных программ  и установок в процессе обучения является инновационным.

      Новизна опыта состоит в том, что на занятиях учитель-дефектолог:

- более продуктивно корригирует все имеющиеся нарушения  у школьников с ОВЗ;

- значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;

- способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;

- мотивирует познавательную деятельность ребенка и достигает положительного отношения к коррекционной работе;

- создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.  

         При проведении внеклассных занятий, игр-путешествий, тест-викторин, мини-спектаклей, виртуальных экскурсий, ролевых игр использую компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания.

        Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.

 3. Ведущей   педагогической идеей моей работы является изучение и оптимальное использование развивающих компьютерных программ  и компьютерных презентаций на коррекционных  занятиях и внеклассных мероприятиях с целью повышения эффективности коррекционной работы. 

       Специфика работы с детьми ОВЗ, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие увлекательным и информационно насыщенным, что делает учебный материал более доступным для восприятия детей. Кроме того, использование компьютерных технологий повышает мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, а также учащиеся расширяют свои умения в работе с компьютером.    

     С целью оптимизации процесса обучения учащихся мною созданы собственные презентации по учебным темам и собрана медиатека. Она включает в себя – собственные компьютерные разработки для работы по обучению чтению, письму, окружающему миру, ИЗО и технологии в виде компьютерных презентаций;

     Использование мультимедийных презентаций и игровых обучающих программ имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют применять различные виды речевой, сенсорной деятельности и сочетать их с развитием памяти, мышления, восприятия, внимания, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.    

4. Результативность опыта.            

     Использование компьютерных технологий  на обучающих и коррекционных занятиях дает положительные результаты. Учащиеся активно и охотно включаются в работу по усвоению материала, увеличивается время, в течение которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять предлагаемые задания. Развивается познавательный интерес, расширяется кругозор, накапливается словарный запас благодаря возможности соединения речевого материала с иллюстративным.    

      Мною  созданы презентации к занятиям для формирования представлений об окружающей среде, видах спорта, профессиях и т.д., подобран обучающий материал, карточки  для формирования правильного восприятия окружающей действительности.     

      С целью совершенствования устной словесной речи  провожу занятия  по формированию умений описывать или рассказывать по увиденному и иллюстрированному материалу.   Включаю в состав компьютерных презентаций  элементы здоровье сберегающих технологий. Для преодоления зрительного утомления применяю чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой, выполняем  упражнения для снятия напряжения глаз. Для преодоления наступающего утомления -  физминутки.

      Для лучшего закрепления изученного материала на индивидуальных занятиях использую в работе разнообразные дидактические материалы, а именно: карточки для выполнения заданий, геометрические фигуры и др.

    Компьютер на коррекционном занятии – это инструмент и средство обучения, благодаря которому, процесс обучения становится динамичным, посильным и интересным для  младших школьников ОВЗ. 

5. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми.

За время работы:

- Разработаны адаптированные рабочие программы;

- Создана коллекция  компьютерных обучающих игр;

- Разработаны дидактические материалы для контроля уровня усвоения;

- Созданы дидактические материалы в виде компьютерных презентаций.

          Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Статья "Использование компьютерных технологий в обучении младших школьников"

В данной статье приводится анализ различных мнений и технологий использования компьютерных технологий в обучении младших школьников. В качестве примера приводятся дидактические принципы использования ...

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

  Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здо...

Статья: "Использование альтернативных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями".

Для того, чтобы дети быстрее и легче усвоили программный материал, на уроках я применяю кроме традиционных методов элементы альтернативных технологий, такие как элементы технологии имитационного модел...

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"

В  данной работе рассказывается об организации работы с детьми с ОВЗ, об использовании ИКТ в работе с такими детьми....

Использование компьютерных тифлотехнологий в обучение детей с нарушением зрения

В главном законе нашей страны - Конституции (статья 43), говорится о том, что каждый ребенок и даже «особенный» (ФК от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019 «О социальной защите ин...

Компьютерные технологии в обучении детей с нарушением интеллекта

В статье рассмотрено использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта...