Главные вкладки

    Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.
    методическая разработка на тему

    Щелкунова Эльвира Евгеньевна

    Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

    Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни

    Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

    Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                       

                                                                      Государственное бюджетное специальное   коррекционное                                                                      

                                                                     образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

                                                                     с ограниченными возможностями здоровья (VI вида)

                                                                     специальная (коррекционная) общеобразовательная

                                                                     школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга

                          Методическая  разработка по теме:

    «Использование здоровьесберегающих технологий  в    обучении детей в специальных коррекционных классах VIII вида»

                                                                                  Учителя начальных классов

                                                                                  Щелкуновой Э.Е.

                                                       

                                             

                                           

                                                      Санкт-Петербург

                                                            2013 год

    Содержание:

    1.Формирование здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий

    2.Критерии здоровьесбережения на уроках

    3.Методы  здоровьесберегающих технологий

    4.Виды здоровьесберегающих технологий

    5.Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий

    6.Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения в ОУ

    1.Формирование здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий

    Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

    Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

    Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни

    Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

    Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

    Описанием таких технологий занимаются многие исследователи, ученые.

    «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

     Здоровьесберегающие технологии, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

    условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

    рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,      индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

    соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

    необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

    Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.

    Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

    Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

    Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

    Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
    Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса:

    -организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;
    -рациональная организация двигательной активности учащихся;
    Принципы здоровьесбережения:  

    Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые       сформулировал Н. К. Смирнов

     «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

     Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

      Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

     Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

     Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее;  в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

     Активность — активное включение в  любой процесс снижает риск переутомления.

     Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

     Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

    Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

    технологии, обеспечивающие

     гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

    технологии оптимальной организации

     учебного процесса и физической активности школьников;

    разнообразные психолого-педагогические

     технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

    2.Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока

    Критерии здоровьесбережения

    Характеристика

    Обстановка и гигиенические условия в классе

    Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

    Количество видов учебной деятельности

    Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,  слушание,  рассказ,  ответы на вопросы, решение примеров,рассматривание,  списывание и др.

    Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

    Количество видов преподавания

    Виды преподавания:  словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.

    Чередование видов преподавания

    Наличие и место методов, способствующих активизации мыслительной деятельности

    Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

    Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).

    Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки,  взаимооценки).

    Место и длительность применения ТСО

    Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

    Поза учащегося, чередование позы

    Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

    Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

    Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

    Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

    Внешняя мотивация: оценка. Похвала, поддержка, познавательный момент.

    Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

    Психологический климат на уроке

    Взаимоотношения на уроке:

    -учитель-ученик(комфорт-напряжение,сотрудничество-авторитарность. Учет возрастных особенностей);

    -ученик-ученик(сотрудничество-соперничество,дружелюбие-враждебность,активность-пассивность, заинтересованность-безразличие).

    Эмоциональные разрядки на уроке

    Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка. Афоризм, музыкальная минутка. четверостишие

    Момент наступления утомления и снижения учебной активности

    Определяется в ходе наблюдения: момент наступления и снижение учебной активности (пассивные отвлечения)

    3.Методы здоровьесберегающих технологий

    Дыхательная гимнастика

    В различных формах оздоровительной работы на уроках

    Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать рекомендации об обязательной гигиене носа

    Динамические паузы

    На уроках и во внеклассной работе

    В форме физкультминуток, переключающих ребёнка на разные виды деятельности, снимающие напряжение и усталость

    Релаксация

    В зависимости от состояния детей и целей, педагог сам определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп, во время уроков                          и внеклассных занятий.

    Можно использовать спокойную классическую музыку(Чайковский, Рахманинов,Вивальди), звуки природы

    Самомассаж

    В зависимости от поставленной педагогом целей,                        в различных формах оздоровительной работы

    Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и под руководством педагога провести оздоровительный сеанс

    Пальчиковая гимнастика

    На уроках и внеурочной работе

     Рекомендуется всем детям, особенно с ДЦП и речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (на любом этапе урока).

    Гимнастика для глаз

    Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время.                          В зависимости от интенсивности зритетельной нагрузки

    Рекомендуется использовать наглядный материал, показ упражнений педагогом

    Игротерапия

    В свободное время от занятий, во время уроков. Время строго не фиксируется, в зависимости от поставленных задач

    Игра может быть организована незаметно для ребёнка на любом этапе урока, посредством включения детей в игровую деятельность

    Сказкотерапия

     Начиная с 1 класса 2-4 занятия в месяц (урок, просмотр и чтение сказки, поход в театр и т.д)

    Занятия  используют для психолого-терапевтической и развивающей работы, создание положительного эмоционального настроя.

    Фонетическая ритмика

    На уроках чтения и русского языка 5-10 минут

    Рекомендованы в классах для детей с задержкой в развитии, с проблемами слуха и речи, для коррекции речевых нарушений.

    4.Виды здоровьесберегающих технологий

    Здоровьесберегающие технологии

    Здоровьеразвивающие технологии

    Здоровьесозидающие технологии

    -соблюдение температурного режима                                         - создание условий для психологического комфорта   - соблюдение правил по технике безопасности для учащихся.

    -развитие двигательных навыков

    -формирование навыков правильной осанки

    -развитие пространственной ориентации                                            -обеспечение эмоциональной комфортности                                         -формирование навыков партнёрства и сотрудничества                                    -развитие внимания            

    -формирование творческих способностей.

    -формирование знаний о здоровом образе жизни                 -обеспечение личностного комфорта                                              -использование разнообразных видов деятельности                                      -соблюдение гигиенических требований.

    5. Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий

    В своей работе широко использую здоровьесберегающие технологии для развития мыслительной деятельности учащихся, инициативы, фантазии, творчества, и прежде всего для сохранения и укрепления здоровья учащихся, так как обучаю детей с ОДН (VIII вид), с лёгкой умственной отсталостью. Благодаря здоровьесберегающим технологиям возможен результативный процесс обучения. На уроках и во внеклассной работе обучаю детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), используя профилактические методики - оздоровительную, пальчиковую и дыхательную гимнастики. Для профилактики простудных заболеваний – самомассаж,  обучение правилам гигиены (мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле…).   Также наряду со здоровьесберегающими технологиями использую в учебном процессе технологии:

    Личностно-ориентированного обучения

    Индивидуализация обучения и дифференциация заданий

    Коррекционно-развивающего обучения:

    -объяснительно-иллюстративная

    -игровая

    -обогащение воображения учащихся, связь с жизненным и чувственным опытом. Активизация словаря и развитие речи. Формирование личности

    -развитие личности, творческих способностей, сохранение психического и физического здоровья детей

    Инновационные :

    -мультимедийные презентации

    -Арттерапия: музыкотерапия, сказкотерапия

    -индивидуализация учебного процесса.

    -коррекция психоэмоциональных нарушений и отклонений в личностном развитии

    Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу. Только при правильной организации учебной деятельности ( строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой) возможно решение одной из главных задач здоровьесберегающей технологии обучения - сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся, формирование у них необходимых знаний, умений, навыков, которые дают возможность научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

    Весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность учитель-воспитатель-логопед, что влияет в первую очередь на успешность развития ребёнка. Общая дидактическая структура урока имеет три компонента: актуализация прежних знаний . формирование новых знаний, формирование умений.

    Основные этапы урока:

    1. Постановка цели урока.
    2. Проверка домашнего задания
    3. Повторение пройденного
    4. Физкультминутка
    5. Объяснение нового материала
    6. Закрепление изученного
    7. Физкультминутка
    8. Обобщение и систематизация новых знаний
    9. Контроль знаний и умений учащихся
    10. Формирование нового домашнего задания

    На уроке дети должны не перегружаться, так как быстро устают, перестают воспринимать учебный материал, поэтому и задачи, и содержание урока, и его структура,методы обучения - всё должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке.

    Методы здоровьесберегающих технологий:

    Рассказ, беседа, дискуссия, наглядность, практический метод, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, мультимедийные презентации, воспитательные, просветительные и образовательные программы.

    Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

    Практический материал:

    Общеразвивающие упражнения

    (Физкультминутки)

    -Только в лес мы все зашли,

    Появились комары.

    Руки вверх - хлопок над головой,

    Руки вниз - хлопок другой.

    -дальше по лесу шагаем

    И медведя мы встречаем.

    Руки за голову кладём

    И вразвалочку идём.

    - Снова дальше мы идём,

    Перед нами водоём.

    Прыгать мы уже умеем,

    Прыгать будем мы смелее:

    Раз-два, раз-два

    Позади уже вода.

    -Вдруг мы видим: у куста

    Выпал птенчик из гнезда.

    Тихо птенчика берём

    И назад в гнездо кладём.

    -Впереди из-за куста

    смотрит хитрая лиса.

    Мы лисицу обхитрим.

    На носочках постоим.

    -Зайчик быстро скачет в поле.

    Очень весело на воле.

    Подражаем мы зайчишке, непоседы-ребятишки.

    (Пальчиковая гимнастика)

    (Гимнастика   для губ и языка)

    «Хоботок - улыбка»: губы вытягивают хоботком, как у слона. То улыбаются, как лягушка.

    «Лопатка-иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

    «Качели»: кончик языка поднят за верхние зубы, то опущен за нижние,рот широко открыт.

    «Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.

    «Маляр»: красим небо кончиком языка, водим  языком только по передней части нёба

     «Паровозик»: называем гласные звуки а, о, у, ы, и, э.

    6.Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения в ОУ

    Обучая детей VIII вида с ОДН (лёгкая умственная отсталость) любой учитель сталкивается с  трудностями в усвоении детьми  учебной  программы. Учащиеся в результате своего умственного и физического развития не могут усваивать учебный материал в полном объёме. Поэтому очень важно оказывать нашим детям помощь в решении основных задач развития, обучения и социализации. Когда возникают трудности в учёбе, нарушается и эмоционально-волевая сфера ребёнка, могут возникнуть  проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому необходимо не только психолого-педагогическая поддержка для каждого учащегося                         (разработка индивидуального образовательного маршрута), но и совместная корректировка уже разработанных и апробированных образовательных программ, с помощью логической цепочки психолого-педагогического сопровождения: психолог-родители-учитель-логопед-воспитатель. Ежемесячное подведение итогов о проделанной работе, и как следствие обсуждение на родительском собрании класса успешных результатов совместной деятельности. Ведь основной целью психолого-педагогического сопровождения ребёнка в ОУ, является ощущение им собственных возможностей и сил нормального развития в обществе. Преодолевая трудности в учёбе наши дети будут легче решать  свои проблемы в общении и взаимоотношении со сверстниками, ощущая свой успех ученики легче и быстрее адаптируются и социализируются непосредственно в классе,  затем в школе и обществе. Это тот самый шанс, который в конечном итоге приводит ребёнка, а затем уже и взрослого человека  к полной адаптации и социализации в обществе.

    План реализации совместной деятельности (психолог-учитель-логопед-воспитатель)

    -диагностика индивидуальных особенностей развития детей совместно с психологом

    -разработка индивидуального образовательного и воспитательного маршрута                                 (психолог-учитель-логопед-воспитатель)

    -корректировка образовательных программ совместно с психологом и логопедом

    -предупреждение изоляции детей с ОДН  совместно с воспитателем (посещение театров, музеев…)

    -переходить от теории к практике  (занятия с  детьми психолога в классе в присутствии учителя)

    -развитие психологической компетентности педагогов и родителей (присутствие психолога на родительских собраниях непосредственно в классе с лекциями или занятиями)

    -мониторинг развития и успеха совместной деятельности в решении поставленных


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация для начальной школы с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.

    Презентация для начальной коррекционной школы 8 вида по теме "Предложение"...

    Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

    Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...

    Слайдовое сопровождение сообщения на тему "Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией"

    Данное слайд-шоу иллюстрирует загруженное ранее сообщение с аналогичным названием. Также содержит несколько слайдов с заданиями на подбор прилагательных к существительным, дифференциацию букв Т-Д, сос...

    Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

      Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здо...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе как условие подготовки детей к здоровому образу жизни»

    В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: &l...