Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.
методическая разработка на тему

Щелкунова Эльвира Евгеньевна

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                   

                                                                  Государственное бюджетное специальное   коррекционное                                                                      

                                                                 образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

                                                                 с ограниченными возможностями здоровья (VI вида)

                                                                 специальная (коррекционная) общеобразовательная

                                                                 школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга

                      Методическая  разработка по теме:

«Использование здоровьесберегающих технологий  в    обучении детей в специальных коррекционных классах VIII вида»

                                                                              Учителя начальных классов

                                                                              Щелкуновой Э.Е.

                                                   

                                         

                                       

                                                  Санкт-Петербург

                                                        2013 год

Содержание:

1.Формирование здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий

2.Критерии здоровьесбережения на уроках

3.Методы  здоровьесберегающих технологий

4.Виды здоровьесберегающих технологий

5.Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий

6.Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения в ОУ

1.Формирование здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Описанием таких технологий занимаются многие исследователи, ученые.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

 Здоровьесберегающие технологии, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,      индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса:

-организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;
-рациональная организация двигательной активности учащихся;
Принципы здоровьесбережения:  

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые       сформулировал Н. К. Смирнов

 «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

 Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

  Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

 Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

 Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее;  в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

 Активность — активное включение в  любой процесс снижает риск переутомления.

 Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

 Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

технологии, обеспечивающие

 гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации

 учебного процесса и физической активности школьников;

разнообразные психолого-педагогические

 технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

2.Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,  слушание,  рассказ,  ответы на вопросы, решение примеров,рассматривание,  списывание и др.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания:  словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов, способствующих активизации мыслительной деятельности

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки,  взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка. Похвала, поддержка, познавательный момент.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке:

-учитель-ученик(комфорт-напряжение,сотрудничество-авторитарность. Учет возрастных особенностей);

-ученик-ученик(сотрудничество-соперничество,дружелюбие-враждебность,активность-пассивность, заинтересованность-безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка. Афоризм, музыкальная минутка. четверостишие

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения: момент наступления и снижение учебной активности (пассивные отвлечения)

3.Методы здоровьесберегающих технологий

Дыхательная гимнастика

В различных формах оздоровительной работы на уроках

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать рекомендации об обязательной гигиене носа

Динамические паузы

На уроках и во внеклассной работе

В форме физкультминуток, переключающих ребёнка на разные виды деятельности, снимающие напряжение и усталость

Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей, педагог сам определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп, во время уроков                          и внеклассных занятий.

Можно использовать спокойную классическую музыку(Чайковский, Рахманинов,Вивальди), звуки природы

Самомассаж

В зависимости от поставленной педагогом целей,                        в различных формах оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и под руководством педагога провести оздоровительный сеанс

Пальчиковая гимнастика

На уроках и внеурочной работе

 Рекомендуется всем детям, особенно с ДЦП и речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (на любом этапе урока).

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время.                          В зависимости от интенсивности зритетельной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ упражнений педагогом

Игротерапия

В свободное время от занятий, во время уроков. Время строго не фиксируется, в зависимости от поставленных задач

Игра может быть организована незаметно для ребёнка на любом этапе урока, посредством включения детей в игровую деятельность

Сказкотерапия

 Начиная с 1 класса 2-4 занятия в месяц (урок, просмотр и чтение сказки, поход в театр и т.д)

Занятия  используют для психолого-терапевтической и развивающей работы, создание положительного эмоционального настроя.

Фонетическая ритмика

На уроках чтения и русского языка 5-10 минут

Рекомендованы в классах для детей с задержкой в развитии, с проблемами слуха и речи, для коррекции речевых нарушений.

4.Виды здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьеразвивающие технологии

Здоровьесозидающие технологии

-соблюдение температурного режима                                         - создание условий для психологического комфорта   - соблюдение правил по технике безопасности для учащихся.

-развитие двигательных навыков

-формирование навыков правильной осанки

-развитие пространственной ориентации                                            -обеспечение эмоциональной комфортности                                         -формирование навыков партнёрства и сотрудничества                                    -развитие внимания            

-формирование творческих способностей.

-формирование знаний о здоровом образе жизни                 -обеспечение личностного комфорта                                              -использование разнообразных видов деятельности                                      -соблюдение гигиенических требований.

5. Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий

В своей работе широко использую здоровьесберегающие технологии для развития мыслительной деятельности учащихся, инициативы, фантазии, творчества, и прежде всего для сохранения и укрепления здоровья учащихся, так как обучаю детей с ОДН (VIII вид), с лёгкой умственной отсталостью. Благодаря здоровьесберегающим технологиям возможен результативный процесс обучения. На уроках и во внеклассной работе обучаю детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), используя профилактические методики - оздоровительную, пальчиковую и дыхательную гимнастики. Для профилактики простудных заболеваний – самомассаж,  обучение правилам гигиены (мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле…).   Также наряду со здоровьесберегающими технологиями использую в учебном процессе технологии:

Личностно-ориентированного обучения

Индивидуализация обучения и дифференциация заданий

Коррекционно-развивающего обучения:

-объяснительно-иллюстративная

-игровая

-обогащение воображения учащихся, связь с жизненным и чувственным опытом. Активизация словаря и развитие речи. Формирование личности

-развитие личности, творческих способностей, сохранение психического и физического здоровья детей

Инновационные :

-мультимедийные презентации

-Арттерапия: музыкотерапия, сказкотерапия

-индивидуализация учебного процесса.

-коррекция психоэмоциональных нарушений и отклонений в личностном развитии

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу. Только при правильной организации учебной деятельности ( строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой) возможно решение одной из главных задач здоровьесберегающей технологии обучения - сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся, формирование у них необходимых знаний, умений, навыков, которые дают возможность научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность учитель-воспитатель-логопед, что влияет в первую очередь на успешность развития ребёнка. Общая дидактическая структура урока имеет три компонента: актуализация прежних знаний . формирование новых знаний, формирование умений.

Основные этапы урока:

  1. Постановка цели урока.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Повторение пройденного
  4. Физкультминутка
  5. Объяснение нового материала
  6. Закрепление изученного
  7. Физкультминутка
  8. Обобщение и систематизация новых знаний
  9. Контроль знаний и умений учащихся
  10. Формирование нового домашнего задания

На уроке дети должны не перегружаться, так как быстро устают, перестают воспринимать учебный материал, поэтому и задачи, и содержание урока, и его структура,методы обучения - всё должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке.

Методы здоровьесберегающих технологий:

Рассказ, беседа, дискуссия, наглядность, практический метод, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, мультимедийные презентации, воспитательные, просветительные и образовательные программы.

Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Практический материал:

Общеразвивающие упражнения

(Физкультминутки)

-Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх - хлопок над головой,

Руки вниз - хлопок другой.

-дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём

И вразвалочку идём.

- Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее:

Раз-два, раз-два

Позади уже вода.

-Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём.

-Впереди из-за куста

смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим.

На носочках постоим.

-Зайчик быстро скачет в поле.

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседы-ребятишки.

(Пальчиковая гимнастика)

(Гимнастика   для губ и языка)

«Хоботок - улыбка»: губы вытягивают хоботком, как у слона. То улыбаются, как лягушка.

«Лопатка-иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

«Качели»: кончик языка поднят за верхние зубы, то опущен за нижние,рот широко открыт.

«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.

«Маляр»: красим небо кончиком языка, водим  языком только по передней части нёба

 «Паровозик»: называем гласные звуки а, о, у, ы, и, э.

6.Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения в ОУ

Обучая детей VIII вида с ОДН (лёгкая умственная отсталость) любой учитель сталкивается с  трудностями в усвоении детьми  учебной  программы. Учащиеся в результате своего умственного и физического развития не могут усваивать учебный материал в полном объёме. Поэтому очень важно оказывать нашим детям помощь в решении основных задач развития, обучения и социализации. Когда возникают трудности в учёбе, нарушается и эмоционально-волевая сфера ребёнка, могут возникнуть  проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому необходимо не только психолого-педагогическая поддержка для каждого учащегося                         (разработка индивидуального образовательного маршрута), но и совместная корректировка уже разработанных и апробированных образовательных программ, с помощью логической цепочки психолого-педагогического сопровождения: психолог-родители-учитель-логопед-воспитатель. Ежемесячное подведение итогов о проделанной работе, и как следствие обсуждение на родительском собрании класса успешных результатов совместной деятельности. Ведь основной целью психолого-педагогического сопровождения ребёнка в ОУ, является ощущение им собственных возможностей и сил нормального развития в обществе. Преодолевая трудности в учёбе наши дети будут легче решать  свои проблемы в общении и взаимоотношении со сверстниками, ощущая свой успех ученики легче и быстрее адаптируются и социализируются непосредственно в классе,  затем в школе и обществе. Это тот самый шанс, который в конечном итоге приводит ребёнка, а затем уже и взрослого человека  к полной адаптации и социализации в обществе.

План реализации совместной деятельности (психолог-учитель-логопед-воспитатель)

-диагностика индивидуальных особенностей развития детей совместно с психологом

-разработка индивидуального образовательного и воспитательного маршрута                                 (психолог-учитель-логопед-воспитатель)

-корректировка образовательных программ совместно с психологом и логопедом

-предупреждение изоляции детей с ОДН  совместно с воспитателем (посещение театров, музеев…)

-переходить от теории к практике  (занятия с  детьми психолога в классе в присутствии учителя)

-развитие психологической компетентности педагогов и родителей (присутствие психолога на родительских собраниях непосредственно в классе с лекциями или занятиями)

-мониторинг развития и успеха совместной деятельности в решении поставленных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для начальной школы с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.

Презентация для начальной коррекционной школы 8 вида по теме "Предложение"...

Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

  Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здо...

Самообразование Тема: Использование дистанционных образовательных технологий в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития предмету «Окружающий социальный мир»

Повышение профессионального мастерства на основе освоения и внедрения инноваций и использования дистанционных образовательных технологий...

Заседание ШМО по теме: «Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Представлена разработка заседания МО учителей начальных классов по теме:«Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственн...

Методическая разработка по теме: « Использование в образовательном процессе ИКТ технологий для обучения детей с ОВЗ».

В данной разхработке указывается важность применения ИКТ технологий для обучения детей с ОВЗ....