"Системно-деятельностный подход в обучении".
статья

Позднова Оксана Николаевна

Системно-деятельностный подход в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx75.45 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре-практикуме

по теме «Деятельностный подход

в обучении младших школьников»

март 2010 год

Системно-деятельностный подход

Система образования в России многие годы на первый план ставила овладение знаниями, которые составляют основу многих наук. Ученики знали достаточно большое количество дат, фактов, имен, понятий. Однако проведенные не так давно исследования показали, что в сравнении с западными школьниками, учащимся российских учебных заведений трудно эти знания применить в практике. Многие дети, участвовавшие в эксперименте, становились в тупик перед нестандартными задачами, им также трудно было сделать анализ и интерпретацию каких-либо данных, прогнозирование. Это явилось одной из причин реформы и введения в школы новых ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Он базируется в первую очередь на соответствии деятельности учеников их индивидуальным возможностям, способностям и возрасту.                                                            

Учителя нашей школы смогли включиться в интересную новую деятельность благодаря опыту работы по системе развивающего обучения  Л. В. Занкова.  Результативность обучения детей по занковской системе выражалась в том, что дети становились более инициативными, стремящимися свободно выражать свои мысли, умеющими слушать другого, распределять роли при работе в группах, способными рассуждать  и обосновывать свои ответы, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы. На уроках создавались комфортные условия, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации.      

 Технология деятельностного метода  описывает в удобном для практического использования виде, как подготовить и провести урок развивающего типа, как сделать процесс изучения  интересным для детей и эффективным с точки зрения современных образовательных целей. Деятельностный метод обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Ещё А. Дистервег в  ХIХ веке писал:

                     

                         «Сведений науки не надо сообщать учащемуся,

                          но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил,

                         самостоятельно ими овладевал»  

Система дидактических принципов

технологии деятельностного метода:

 Принцип деятельности- учащийся не получает готовое знание, а добывает его сам в результате собственной деятельности ( является не объектом, а субъектом деятельности). Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Принцип непрерывности преемственность между всеми ступенями  обучения на уровне методологии, содержания и методики. Особую актуальность приобрела проблема преемственности в связи с появлением вариативных программ.

 Принцип минимакса -  предполагает  выделение двух уровней – максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей, и необходимого  минимума, т.е. государственного стандарта знаний. Школа должна предложить ребёнку содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный – возьмёт всё и пойдёт дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями – они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.  Соответственно работа на уроках ведётся на высоком уровне трудности.

Принцип целостного  представления о мире  содержание образования должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи. Ещё  Я. А. Коменский отмечал, что явления нужно изучать во взаимной связи, а не разрозненно (не как « кучу дров»). В наше время этот тезис приобретает ещё большую значимость. Он означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе – обществе - самому себе), о роли и месте каждой науки  в системе наук. Речь идёт  не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

 Принцип психологической комфортности -  означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы. Изменение роли ученика влечёт за собой изменение роли учителя. Следовательно, он обязан создать в коллективе учащихся спокойную, доброжелательную обстановку, в которой способности каждого смогут проявиться как можно полнее. Для организации  учебных занятий следует использовать ситуации, отвечающие возрастным особенностям детей. В начальной  школе  акцент смещается в сторону игр- соревнований, турниров, викторин и т.д.

Принцип вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. Обучение, в котором реализуется данный принцип,  снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а  как сигнал для её исправления. С другой стороны,  принцип вариативности обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности – качество обучения.

Принцип творчества -  максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Речь здесь идёт не о том «придумывании» заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное «открытие» ими новых способов действия. Решение творческих задач способствует быстрому развитию творческих способностей.  

                               Отличие современного урока  

           по технологии деятельностного метода

               от  урока в традиционной системе

   

Цели обучения. Если традиционная модель обучения ставит перед собой цель формирование знаний, умений и навыков, то развивающая - выращивание функционально грамотной личности, т.е. личности, способной и готовой с помощью ЗУН решать различные задачи.

Участники процесса обучения. В традиционной модели учитель – субъект с функцией транслятора, ученик – объект с качествами хорошего исполнителя, а родители – объекты воздействия учителя, классного руководителя, администрации школы. В деятельностном методе обучения – организатор процесса познания, ученик – субъект поисково-исследовательской деятельности, а родители – активные помощники учителя.

 Способы работы. Заучивание, запоминание и традиционные методы обучения – это в традиционной модели. «Открытие» нового знания, поисково-исследовательская деятельность, образовательные технологии (проблемно – диалоговая, проектная, информационно – коммуникативная технология типа читательской деятельности) – это в технологии деятельностного метода.

Система оценивания. В традиционной модели требования предъявляются к результату, оценка и отметка практически не разводятся и оценка дается только учителем на основе его знаний и опыта. В развивающей образовательной системе наблюдается трехуровневый подход оцениванию: обязательный минимум – программные требования – индивидуальный максимум. При оценивании процесса и результата отметка ставится только за результат решения задачи, объект оценивания – предметные ЗУНы, общеучебные умения, ключевые компетенции. Рефлексия.

Общение учителя и учащихся. В традиционной модели – это формальное, основанное на подчинение учеников учителю, в развивающей системе – сотрудничество, в котором ценится собственное мнение ребенка.

Основные организационные формы обучения. Фронтальная работа – в традиционной модели, фронтальная и коллективная (пары и группы) – в развивающей.

                                                    ТИПЫ УРОКА:

                                                                    

                                    ФОРМЫ УРОКА:

    

                       

  • Урок введения нового знания

Основные цели данного урока:

    ● Развивающая цель:  формирование способности учащихся к новому способу действия,

    ●  Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

  • Уроки повторения и закрепления знаний (рефлексия)

Отличительной особенностью уроков рефлексии от уроков закрепления в традиционной модели является фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности.

Основные цели уроков рефлексии:

    ●   коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. (на сколько я овладел                      новым понятием, свойством, алгоритмом)

    ● формирование способности учащихся к коррекции способа действий (формирование способности к фиксированию затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений)

Уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку со стороны учителя, являются наиболее интересными и для учителя и для детей. Дети на этих уроках не просто тренируются  в решении задач – они самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправления, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас  актуально, т.к. от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

  • Урок общеметодологической направленности

                                   Основные цели этого типа урока:

  • формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

         ● выявление теоретических основ построения содержательно – методических линий.

Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.

  • Урок развивающего контроля.

                                                   Основные  цели:

  • формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

         ●   контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отличительной особенностью этого урока является проведение контрольной работы в соответствии с установленной структурой «управленческого», критериального контроля. Также на уроке этого типа происходит фиксация и рефлексивный анализ допущенных в работе ошибок.

Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.

                   Методические основы построения урока

                              введения нового знания

  Этапы  

   урока        

    Цели

Время

      Приемы,      

       методы

       Способы,    

        вопросы

  I

Cамоопределение

 к деятельности              

( Орг. момент)

Включение

уч-ся в деятельность

на личностно-

значимом уровне

1-2 мин

Учитель высказывает добрые пожелания; предлагает пожелать друг другу удачи;

девиз, эпиграф:

« Где есть желание, найдется путь! »; самопроверка д/з.

- Ребята, подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

- В конце урока вы должны объяснить, почему именно такой эпиграф выбран сегодня.

 II

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого уч-ся.

4-5 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой уч-ся по готовому образцу и фиксацией ошибок

Индивидуальная работа,  работа в группах.

- Что интересного вы заметили?

- Как проверить верное ли решение или неверное?

- Кто прав из детей?

- Какая же команда заработала балл?

 III

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

4-5 мин

Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог;  подводящий без  проблемы диалог.

- Почему возникли затруднения?

- Что вы ещё заметили?

- Почему не можете объяснить свои ответы?

- Предложите название темы урока.

-  Как бы вы назвали этот новый тип задачи?

 IY

« Открытие нового знания»

( построение проекта выхода из затруднения)

Решение устной задачи и обсуждение её решения; фиксирование нового алгоритма          ( понятия) в языке и знаково.

7-8 мин

Побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знания диалог; подводящий без проблемы диалог.

Диалог; групповая или парная работа.

- Каким способом вы предлагаете выполнить это задание?

- Предположите свои версии, исходя из значения этих слов в языке.

--Попробуйте построить алгоритм решения.

 Y

Первичное закрепление

Проговаривание нового знания; запись в виде опорного сигнала; решение типовых заданий на новый способ действия.

4-5 мин

Комментирование; обозначение знаковыми символами; выполнение продуктивных заданий

Фронтальная работа; работа в парах.

- Почему важно уметь понимать это правило?

- Какая из указанных частей должна войти в конспект?

-  Расставьте шаги алгоритма.

- Запишите решение с комментированием.

 YI

Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону

Каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет; создание мотивации на успех для каждого ребёнка.

4-5 мин

Самоконтроль; самооценка.

Письменная самостоятельная работа ( не более 2-3 заданий).

-  Кто верно выполнил всё задание?

- Какой номер вызвал затруднения?

- Смогли ли вы проверить свою работу?

 YII

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Решение задач на повторение и закрепление изученного материала.

7-8мин

Индивидуальная или вместе с консультантом; .групповая; в парах.

-  Нужно ли ещё потренироваться в решении таких  задач?

-  Здесь один пример легче, а другой – сложнее. Выберите и решите один по желанию.

YIII

 Рефлексия деятельности

( итог урока)

Осознание уч-ся своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса; домашнее задание ( элемент выбора, творчества, отсутствие перегрузки).

2-3 мин

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новое знание?

- Какое задание вызвало у вас затруднение?

- Над чем ещё надо поработать?

- Кому из ребят скажем спасибо7

- Как оцените работу класса?

                    Актуальность системно – деятельностного

                    подхода для  современного образования

 В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации на основе сохранения целостности социальной структуры.

            Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процесса обучения, новых типов урока, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, метода работы, который реализует поставленные цели.  

            Системно – деятельностный  подход  является методологической основой                 концепции новых образовательных  стандартов второго поколения.

       

Учитель начальных классов МОУСОШ № 8 г. Тулы

Позднова Оксана Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...

«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения

В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....