РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
рабочая программа (1 класс) по теме

Ляхова Ольга Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_issdedovatel.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании внеурочной программы « Я исследователь» общеинтеллектуатьного направления автор Cавенков А.И. , издательство « Дом.Федоров 2011г. »

           Федеральный компонент Госстандарта образования направлен на развитие у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности, творческой инициативы, самовыражения. Практической реализации этих качеств поможет работа кружка «Я - исследователь».

           Выбор направления программы кружка – проведение учебных исследований с младшими школьниками, так как  на уроке у учителя всегда не хватает времени на поисково-исследовательскую деятельность, развитие воображения, креативности  мышления. В результате у учащихся младших классов, по природе своей очень любознательных, не удовлетворяются интересы к исследовательской деятельности.

Предлагаемая программа позволит учащимся самим находить ответы на многие «почему?» и «как?», используя различные методы исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт и т.д.  

Цель работы кружка: 

 реализация интеллектуально – творческого потенциала  личности ребенка  путем развития  его исследовательских способностей.

 Задачи программы:

  1. Развитие познавательных потребностей школьников;
  2. Развитие творческих способностей школьников;
  3. Обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования;
  4. Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
  5. Формирование у школьников  представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.Количество детей от 15 до 25 детей. Срок реализации 4 года

Год обучения

Количество часов в год

Количество часов

1-й

33

2-й

35

3-й

35

4-й

35

Основные принципы построения программы

Реализация программы проводится в соответствии  с основными педагогическими принципами:

  1. Посильности
  2.   Наглядности
  3. Доступности
  1. От простого к сложному
  2. От известного к неизвестному
  3. Воспитывающего обучения
  4. Сознательности и активности
  1. Учёта возрастных особенностей детей
  2. Учёта интересов современного школьника

ФОРМЫ И МЕТОДЫ  РАБОТЫ

      Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями  обучающихся. Основной принцип  программы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому на каждом занятии используется ИКТ.  Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

     Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  1. на развитие внимания и закрепления терминологии;
  2. игры-тренинги;
  3. игры-конкурсы (с делением на команды);
  4. сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  5. интеллектуально-познавательные игры;
  6. интеллектуально-творческие игры.

       Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому занятие состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и рубрика «это интересно» и многое другое.

Содержание программы кружка «Я - исследователь»

2-4 классы  102 часа

В программе выделены четыре  блока: предметы и методы исследования, мир и человек, историко-краеведческий раздел, экономика. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже.

Раздел 1.Обучение начинающих (11 ч)

Кто и что может быть предметом исследования. Общее знакомство с методами исследования. Методы информационного поиска. Методы наблюдения и опыта. Методы опроса, анкетирования.

Раздел 2.Мир и человек (55 ч)

Вода на земле. Почему бывают туманы. Откуда пришли названия растений.

Откуда пришли названия животных. Кто и что есть на суше и на земле. Как животные предсказывают погоду. Как растения предсказывают погоду. Почему опадают листья. Почему надо следить за своим здоровьем. Интересное  в нашем мире.

Раздел 3.Историко-краеведческий раздел (25 ч)

Старинные названия профессий. Старинные музыкальные инструменты. Из истории фамилий. Старинные русские праздники. Старинные русские игрушки. Старинный русский костюм. Откуда пошли названия городов. О чем говорит герб России. О чем говорит герб моего города. Памятники архитектуры. Русские художники, композиторы. Художники и композиторы моего края.

Раздел 4.Человек  и экономика (11ч)

Что такое экономика. Зачем нужны деньги. Что такое бюджет. Ярмарка. Банк и валюта. Продукция и производители. График. Конкуренция. Импорт и экспорт. Что такое аукцион. Реклама. Откуда в магазине товары. Дарение и долг.

Содержание программы способствует:

  1. овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
  2. саморазвитию и самовыражению;
  3. осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
  4. востребованию творческого потенциала учащихся;
  5. получению преобразованию школьниками новой информации, развитию умения сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из других источников.

Содержание программы кружка

2 класс  34 часа

Обучение начинающих-4 часа

Мир и человек- 21 час

Историко-краеведческий раздел- 6 часов

Человек  и экономика- 3 часа

Календарно- тематическое планирование кружка «Я - исследователь»

2 класс  34 часа

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

1.Обучение начинающих- -4 часа

1.

Кто и что может быть предметом исследования.

1

2.

Общее знакомство с методами исследования.

1

3.

Методы информационного поиска.

1

4.

Методы наблюдения и опыта.

1

2. Мир и человек – 21 час

5

Вода и человек.

1

6

Как появляются реки, моря, океаны.

1

7

Материки.

1

8

Как образуются водопады

1

9

Почему бывают туманы

1

10

Почему вода в море соленая

1

11

Может ли вода течь в гору

1

12-13

Откуда пришли названия растений.

2

14

Изготовление альбома.

1

15

Почему опадают листья

1

16

Бактерии.

1

17

Грибы. Плесень

1

18-19

Интересное из жизни растений

2

20

Откуда пришли названия животных

1

21

Из жизни насекомых

1

22-23

Из жизни морских животных

2

24

Как животные предсказывают погоду

1

25

Настроение человека. Зависит ли настроение от цвета

1

3. Историко-краеведческий раздел- 6 часов

26

Старинные названия профессий

1

27

Из истории фамилий

1

28

О чем говорит герб России

1

29-31

Музеи России

3

4. Человек  и экономика-3часа

32

Что такое экономика

1

33

Деньги. Из истории денег. Нумизматика

1

34

Откуда в магазине товары

1

В результате обучения по данной программе ученики получат возможность научиться:

  1. работать с разными источниками информации;
  2. пользоваться изученной терминологией;
  3. ориентироваться в окружающем пространстве;
  4. выполнять инструкции при решении учебных задач;
  5. изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
  6. сравнивать, анализировать полученную информацию;
  7. рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
  8. раскрывать общие закономерности;
  9.  создавать под руководством учителя исследовательские работы,
  10. разгадывать и самостоятельно составлять простейшие ребусы, кроссворды;
  11. работать в группе, в паре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Рабочая программа кружка "Я-исследователь"

Рабочая программа кружка дополнительного образования создана на основе программы и разработок А.И.Савенкова для учащихся начальной школы.Цель;научить детей основам исследовательской деятельности....

Рабочая программа кружка "Я-исследователь" 1 класс

     Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить це...

Рабочая программа кружка "Я - исследователь"

Программа кружка составлена на основе авторской программы Р. Г. Чураковой внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края....

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс разработана в свете ФГОС....

Рабочая программа кружка «Я исследователь»

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

Рабочая программа кружка "Я - исследователь"

Рабочая программа кружка "Я - исследователь"...