Приём «клоуз – тест» как эффективное средство формирования техники понимания текста
статья по теме

Осинцева Татьяна Владимировна

В статье представлен анализ работы с приемом "клоуз-тест" на различных уроках, в том числе дан комментарий к мастер-классу по технике понимания текста, проведённом в г.Красноярске

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnoyarsk.doc77.63 КБ

Предварительный просмотр:

Приём «клоуз – тест» как эффективное средство формирования техники понимания текста

Обучение русскому языку в школе очень часто сводится к овладению набором правил орфографии и пунктуации, то есть некоторых конвенций, которые усвоены сознанием и приняты в качестве социальных договоренностей. Учитель транслирует некие значения, не переходя в область смыслов. Слово рассматривается вне контекста, вне языковой ситуации, следовательно, оно обезличено. Теряются как эстетическая, так и коммуникативная функции языка, как следствие, - отсутствие связи с реальной жизнью и функциональная безграмотность. Уроки развития речи зачастую не несут возложенных на них функций - не позволяют ученику работать с живой, развивающейся тканью языка, наблюдать за своим речевым поведением, анализировать художественный текст, понимая, а не формализуя авторский замысел. Такой теоретико-аксиоматический подход приводит к тому, что предмет "русский язык" подавляющее число учеников не включает в список любимых, считает "трудным и неинтересным".

Стандарты второго поколения предлагают школе новые требования к результатам, а значит требуют новых стратегий развития речевых способностей ребенка. Одной из таких стратегий является, с нашей точки зрения, использование приема клоуз-тест. Использование данного приема на уроках русского языка в МБОУ Прогимназия "Зимородок" г. Новосибирска (модифицированная программа Н.В. Максимовой) позволяет преодолеть ограниченность «дискретных» тестов, нацеленных, как правило, лишь на узнавание языкового материала. С нашей точки зрения, такие тесты могут быть использованы для измерения способности интегрировать различные умения, подобно тому, как это имеет место при реальном использовании языка.

Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором (1953) для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего. Особенность клоуз-теста состоит в том, что ситуация в нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога). Успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это в свою очередь определяется тем, как хорошо он владеет лексикой, в какой степени у него развита языковая догадка и как адекватно он понимает текст каждой конкретной тестовой ситуации.

Принцип клоуз-тестирования основан на гештальттеории о закрытии (closure) (подсознательное закрытие или заполнение пробелов в деформированном тексте). В ходе выполнения клоуз-теста ученики делают приемлемые подстановки, используя все возможные контекстуальные ходы. Как замечает Дж. Б. Хитон, клоуз-тест является хорошим индикатором общих языковых умений, поскольку он позволяет выявить умение пользоваться языком, исходя из специфического лингвистического и ситуативного контекста.

В Школе Понимания под клоуз-тестом мы понимаем особым образом организованную работу с деформированным текстом, в котором "закрыты" некоторые слова, важные для понимания смысла. Цель такой работы в формировании умения встраиваться в авторскую концепцию.

Вставленные слова не должны противоречить трем уровням организации текста: грамматический уровень (соседнее слово, словосочетание); логико-лексический уровень (соседние предложения); концептуально-смысловой уровень (текст целиком).

Умение работать с ближайшим контекстом, грамматическими категориями, является наиболее простым из обозначенных. Ребенку необходимо вычленить грамматические связи в предложении и спрогнозировать возможную для вставки часть речи, ее грамматические признаки. В зависимости от предложенного текста, уже на этом уровне может рождаться несколько равномощных версий.

Работа с контекстом соседних предложений включает в себя работу с лексическим значением слова, его эмоциональной и стилистической окрашенностью. Кроме того, здесь необходимо избавиться от тавтологичности и логических несоответствий.

Третий уровень подразумевает собой работу с текстом в целом, его авторским замыслом. Реконструкция авторской концепции является самым сложным этапом в клоуз-тесте. Работа на этом уровне позволяет детям осознать взаимовлияние в системе "слово-текст". Кроме того, такая работа позволяет формировать культурно значимое отношение к художественному тексту. Степень приближенности вставки к авторскому слову либо выбор более "яркого", с точки зрения смысла текста, слова отражает глубину понимания художественного текста.

В нашей педагогической практике работа с клоуз-тестами начинается уже в 1 классе на уроках литературного чтения (авторская программа Т.С.Троицкой, О.Е. Петуховой).  Например, в учебник "Мы-читатели" включен текст В.Орлова "Дружная семья". При работе с этим текстом первоклассники восстанавливают пропущенную строфу. Помимо своих основных задач, подобные задания являются пропедевтическими по отношению к клоуз-тестам. Созданный ребенком текст отражает уровень понимания структурных особенностей и ритмики произведения. Так называемые "вписывания" логично вплетены в программу литературного образования младших школьников и в дальнейшем. Сначала ребята осваивают более "формульный" стихотворный материал, постепенно переходя к сложным прозаическим текстам.

Во 2 классе элементы клоуз-тестирования входят в программу по окружающему миру(Е.В.Чудинова, Е.Н. Букварева). На материале научно-популярных текстов ученики развивают умение озаглавливать, вставлять слова, ориентируясь на грамматику и простейшие смысловые связи. В этот период клоуз-тест приходит и в уроки математики, особенно эфективен данный прием при работе с текстовой задачей. Отсутствие части слов  актуализирует умение "вчитываться" в текст, выделяя ключевые смысловые связи, а значит препятствует формальному прочтению, помогает понять ситуацию задачи, решить ее.

В программе по русскому языку Н.В. Максимовой особое внимание клоуз-тестам уделяется в 4 классе (блок развития речи). Программа построена таким образом, что основные темы начальной школы изучаются за первые 3 года. Целью же обучения русскому языку в 4 классе является развитие функциональной грамотности, то есть применение освоенных способов деятельности в процессе создания собственных свободных текстов. Для понимания ребенком важности подбора слов, наиболее точно отражающих замысел текста, и введен в данный блок клоуз-тест.

Проанализировав опыт реализации программы на методических объединениях, мы пришли к выводу о том, что целесообразно работу с клоуз-тестами на уроках русского языка начинать со 2 класса. Учителями МБОУ Прогимназия "Зимородок" был составлен "банк" клоуз-тестов для организации уроков-диалогов и индивидуальной работы учащихся. Такие тесты несут две функции: формирующую (реализуется в процессе урока понимания) и диагностическую (реализуется в процессе индивидуального выполнения теста). Подбор художественных текстов велся с учетом возрастных особенностей детей.

Если на уроке мы ведем работу со всеми тремя уровнями организации текста, а также, зачастую, с композицией, заголовком, то в проведении диагностики необходимо соблюдать поэтапность.С нашей точки зрения, во 2 классе можно диагностировать грамматический уровень (в том числе неизвестные части речи, необычные языковые формы). В 3 классе к этому уровню необходимо присоединить диагностику лексики (стиль), логики (в том числе отсутствия тавтологии), умения озаглавить текст по ключевым словам. В 4 классе диагностика может наращиваться третьим уровнем.

Приведем пример клоуз-теста для 3 класса (тест разработан совместно с учителем высшей категории В.Г. Касаткиной):

Вдруг лес кончился, и я увидел большое       …      , подобное круглому озеру. В самом центре его, как        …       , стояла деревня.

Голубые масленые волны       …       по полю. Это цвел лен. Высокий небесный купол упирался в       …       верхушки, окружавшие поле со всех сторон.

                                                        (Ю.Коваль. По лесной дороге.)

Работа с клоуз-тестом на уроке понимания включает в себя следующие этапы:

-  чтение «про себя», знакомство с текстом;

- первоначальное восприятие текста и обсуждение его основного смысла;

- самостоятельная работа по заполнению пропусков;

- фиксация версий;

- согласование версий (антиаргументы, аргументы);

- углубление версий;

- знакомство с авторскими словами;

- соотнесение своих и авторских вставок;

- предметная рефлексия.

Оценивание результата работы ученика с клоуз-тестом можно провести по следующей таблице:

  уровень

пропуск

Ближайший

контекст

Дальнейший

контекст

Дальний

контекст

1

(поле)

Сущ., ср.р., ед.ч. – 1 балл

(Поле, пространство, село, дерево, пастбище…)

Другая часть речи, форма – 0 баллов

(луг, земля, деревья…)

Учитывается – лес кончился; подобное озеру; в центре…деревня. – 2 балла

(поле, пространство…)

Лексическое

несоответствие – 1 балл

(пастбище…)

Логическое несоответствие – 0 баллов

(село, дерево…)

Учитывается  -сравнение поле- озеро; повторяемость - по полю; окружавшие поле. – 2 балла

(поле)

Учитывается цвел лен; по полю; окружавшие поле. – 1 балл

(пространство, пастбище…)

Не учитывается основной смысл – 0 баллов

(…)

2

(остров)

Сущ. в любой форме – 1 балл

(остров, кочка, пень, кувшинка, звезда, лодка, стог…)

Другая часть речи – 0 баллов

Учитывается – подобное круглому озеру; в центре…деревня – 2 балла

(остров, кувшинка, пень, кочка, стог…)

Учитывается только выделенность из общего – 1 балл

(звезда…)

Логическое несоответствие – 0 баллов

(дом…)

3

(бродили)

Глагол пр.вр. или наст.вр. – 1 балл

(бродили, бродят, гуляли, шелестели, колышутся, поднимаются…)

Учитывается голубые масленые по … волны; цвел лен – 2 балла

(только глаголы пр.вр. – бродили, гуляли, шелестели, колыхались)

Не учитывается лексика – 1 балл (горизонтальность движения – поднимались…)

4

(лесные)

Прилагательное во мн.ч. – 1 балл

(лесные, зеленые, сосновые, острые, высокие, гибкие, маленькие…)

Учитывается Высокий небесный купол упирался в … верхушки. – 2 балла

(лесные, зеленые, сосновые, острые…)

Не учитывается лексика, допущена тавтологичность – 1 балл

(гибкие, высокие…)

Допущена алогичность – 0 баллов

(маленькие…)  

Учитывается «рамочность» текста – лес (начало текста) – поле (центр) – лесные верхушки (конец) – 2 балла

(лесные)

Синонимичная замена – 1 балл

(сосновые, зеленые, острые, гибкие)

Не учитывается основной смысл – 0 баллов

На мастер-классе, организованном в рамках III Всероссийской научно-методической  конференции "Современная дидактика и качество образования: обеспечение новых стандартов", демонстрировалась работа с клоуз-тестом по рассказу Ю. Коваля. Данный тест предложен Н.В. Максимовой.

……

Ночью дул …… - холодный октябрьский ветер. Он пришел с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.

…… завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.

Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы, растущей под окном.

К утру береза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки ее текли и текли холодные струи ……, четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.

Паутина, растянутая в елочках строгим пауком-крестовиком, была полна березовых листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда-то, а она все набухала листьями, провисая, как сеть, полная лещей.

Задачей учеников 6 класса было сконструировать по предложенной схеме и вставить в текст пропущенное несуществующее слово (название ветра).

Задачи учителя:

Предметно-содержательные:

- формировать понимание смысловой взаимосвязи "слово-предложение-текст"

- формировать понятие "ключевых слов текста"

Развивающие:

- развивать умение перекодировки информации ("схема-текст")

- развивать умение аргументации и антиаргументации версии

Социокультурные:

- формировать коммуникативные стратегии (переоформление, толкование, отрицание, применение, оценивание, развитие)

- формировать ценностное отношение к тексту как явлению культуры

Данное занятие можно охарактеризовать как коммуникативное событие, так как в процессе его проведения возник новый смысл, не запланированный при проектировании урока. При рассмотрении возможных сценариев развития обсуждения планировалось не-реконструирование точного названия, авторского слова. Для обоснованной вставки достаточно было следующих критериев: непротиворечивость грамматическим признакам (Имя существительное, мужского рода, единственного числа), непротиворечивость предложенной схеме строения слова (два корня, между ними соединительная гласная), корни выбраны из "ключевых слов текста", удержано "удивление автора" - ветер сильно воздействует на все вокруг. Когда в процессе согласования и углубления версий было создано слово "Листобил", класс и учитель приняли его. Ребята аргументировали выбор слова по каждому критерию. Но тут реплика Олега: "Листобил - это у нас не существительное, это глагол какой-то!!!" Несмотря на антиаргумент Савелия: "Ну почему?! Ведь вопрос! Что? - Листобил. - Это существительное.", Олег настаивал на глаголе. Некоторые ребята поняли его, вспомнили о переходе слов в другую часть речи. Но и это не убедило Олега. "БИЛ! Это глагол. "К обсуждению присоединился Ю.Л. Троицкий, присутствовавший на уроке: "Ребята, ваше слово подходит по всем критериям, но интуитивно Олег чувствует, что это не совсем ТО слово. Можно ли как-то изменить его, чтобы получилось ТОЧНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?" Путем подбора однокоренных слов ребята смогли сконструировать авторское слово. На этапе рефлексии многие (Гоша, Диана и др.) оценили несогласие Олега как очень продуктивное. Ведь только разногласие рождает истинный диалог в уроке и понимание.

Итак, в контексте модернизации системы начального образования особое внимание уделяется обсуждению новых характеристик выпускника начальной школы. Актуализируется не столько объем полученных предметных знаний, сколько умение работать с информацией (в том числе текстовой), способность к решению учебно-практических задач, умение осуществлять предметный диалог. Таким образом, на первый план выходит формирование универсальных учебных действий (УУД), которое необходимо осуществлять на каждом учебном предмете. С нашей точки зрения, работа ученика с клоуз-тестами на уроках может стать эффективным способом достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Такой тест, при правильно организованной работе, позволяет ребенку овладеть учебной самостоятельностью, сформировать диалогическую позицию, умение встраиваться в авторский замысел текста. Но для того, чтобы работать с клоуз-тестом научился ребенок, методикой работы с ним должен владеть учитель. Это является в настоящий момент одной из приоритетных задач для педагога. Коллектив Прогимназии "Зимородок" целенаправленно формирует данный опыт и в профессиональной позиции учителей, и в методическом ресурсе предметного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коммуникативного пространства урока как эффективное средство формирования УУД

В презентации представлен опыт "Школы понимания" по формированию универсальных учебных действий младших школьников....

«Метод проектов как эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся»

Что  можно сделать сегодня, чтобы вовлечь каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность?      К числу наиболее эффективных средств формирования ключевых ком...

Метод проектов как эффективное средство формирования универсальных учебных действий (на примере курса "Окружающий мир")

Статья по применению метода проектов на уроках окружающего мира, духовно-нравственного развития школьников....

Групповая работа- эффективное средство формирования универсальных учебных действий

Эффективное использование групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Кроме этого, на сегоднешний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррек...

Театральная студия как эффективное средство формирования коммуникативных УУД младших школьников

В статье описан опыт реализации программы тетатральной студии при работе с младшими школьниками...

Презентация ИОППР на тему «Технология педагогических мастерских как эффективное средство формирования универсальных учебных действий».

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.  Введение профессионального...

Научно - методическая статья "Игра как эффективное средство формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальных классах"

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (по материалам курсового исследования)              ...