Критический анализ УМК «Начальная школа 21 века» в формировании действий контроля с позиции требований ФГОС НОО
статья (1 класс) по теме

Демонстрация возможностей УМК «Начальная школа XXI века» в формировании действий контроля с позиции требований ФГОС НОО. 

Одной из трёх приоритетных целей проекта «Начальная школа 21 век», программ Н.Ф.Виноградовой является становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Чем раньше поймет ученик необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше.

Ребенок будет чувствовать ответственность за собой, если что- либо выполнено не верно. 

Материал учебников и печатных тетрадей в УМК «Начальная школа XXI века» помогает активизировать внимание, память и мышление школьника, что способствует выработке самоконтроля, самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критический анализ УМК «Начальная школа 21 века» в формировании действий контроля с позиции требований ФГОС НОО

Цель: продемонстрировать возможности УМК «Начальная школа 21 века» в формировании действий контроля с позиции требований ФГОС НОО,

Введение нового стандарта потребовало появления принципиально новых учебников и учебных пособий, которые должны являться не столько «носителями» информации, сколько навигаторами, помогающими ориентироваться в огромном потоке информации. Учебник должен быть технологичен, удобен, информативен, современен.
Радикальное изменение ФГОС повлекло за собой обновление учебников. Актуальным стал вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода и формирования средствами УМК
основы умения учиться и способности к организации собственной учебной деятельности обучающихся в начальной школе.

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно-практических проблем, задач. Вот почему в начальной школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно - оценочной самостоятельности.

Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.

В психологии самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля. Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Самоконтроль является одним из неотъемлемых компонентов процессов самоуправления (саморегулирования) систем различной качественной природы, среди которых человек представляет собой пример живой и в высшей степени сложной системы.

Одной из трёх приоритетных целей проекта «Начальная школа 21 век», программ Н.Ф.Виноградовой является становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Чем раньше поймет ученик необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше.

Ребенок будет чувствовать ответственность за собой, если что- либо выполнено не верно.

Трудности, имеющиеся у учащихся начальных классов при осуществлении самоконтроля, возникают из-за целого ряда причин, связанных, в основном, с психологическими особенностями детей этого возраста.

На первых порах обучения в школе у учащихся встречаются недостатки в восприятии (поверхностная, слабая дифференцировка, неумение разобраться в деталях). Поэтому в ходе учебной работы следует уделять серьезное внимание воспитанию у учащихся культуры наблюдения, произвольного внимания, а также воли. Это необходимо для самоконтроля.

Материал учебников и печатных тетрадей в УМК «Начальная школа XXI века» помогает активизировать внимание, память и мышление школьника, что способствует выработке самоконтроля, самостоятельности.

Например, в ходе обучения письму, для того, чтобы у ученика правильно сформировался в памяти образ изучаемой буквы и умение её писать, в прописях существуют, так называемые «помощники» в виде точек и стрелочек голубого цвета. В ходе такого обучения письму, ориентируясь на указатели, ученик догадывается, что нужно сделать: глазами найти центр точки, поставить туда ручку, вести линию в соответствии с указателями, заканчивать линию, ориентируясь на длину линии-образца.

Таким образом, основной упор делается на следующие приёмы обучения:

- предварительный анализ предложенного задания с обязательным выделением точки начала движения, направления движения;

- словесное описание алгоритма предстоящего действия;

- точное следование условным обозначениям: точке начала движения и стрелке, указывающей направление движения;

- выполнение действия;

- сравнение выполненного задания с образцом в начале строки, как по составу выполненных действий, так и по качеству выполненной работы;

- сравнение выполняемых заданий между собой.

Вычленяя составляющие этого способа приёмы работы, ученик учиться контролировать этапы их осуществления.

Контроль и самоконтроль за движением руки во время письма является важным моментом работы на ступени обучения грамоте. Свободно продвигаться вдоль страницы должна именно рука пишущего, в то время как очень часто у детей возникает желание продвинуть тетрадь или переместить всё тело. Письмо букв связано с достаточно жёстким ограничением высоты и ширины каждого графического элемента. И если высота ограничивается линиями строки, то одинаковую ширину графических элементов нужно специально отрабатывать, опираясь только на зрительный контроль, чему способствуют прописи УМК «Начальная школа 21 века».

В прописях изменена высота строки. Основой предлагаемой методики формирования графического навыка является концепция академика РАО, директора Института физиологии и гигиены детей и подростков М.М.Безруких. Для того, чтобы иметь возможность определить «правильно» - «неправильно», чтобы процесс освоения самого движения был осознанным - основное значение имеет зрительный фактор. В этом аспекте работа с использованием широкой строки более продуктивна: есть возможность показать детям, как обозначена на листе точка начала движения при написании буквы, обратить внимание детей на вспомогательные стрелочки, которые указывают направление движения, потренировать ребят в словесном объяснении алгоритма написания буквы. Развитие у детей способности различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как и в каком сочетании и последовательности их необходимо написать – очень важный шаг в обучении. Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов. Овладение всем этим идёт успешнее на широкой строке.

В рабочих тетрадях помещены рисунки с изображением правильной посадки детей во время письма и положение ручки, что позволяет отрабатывать такие предпосылки формирования учебной деятельности, как умение планировать и контролировать свои действия, умение оценить правильность выполнения работы. Эти предпосылки складываются благодаря развитию умения словесно описать правильное положение тетради на парте и ручки в руке, сравнить положение собственной тетради с заданным образцом, оценить правильность расположения тетради на парте.

Также помогают активизировать внимание, память и мышление школьника, способствуя выработке самоконтроля множество других заданий. Перечислим некоторые из них: «Дорисуй букву», «Продолжи заданную последовательность», «Зачеркни лишнюю букву», «Составь слово из заданных букв», «Чем похожи буквы», «Чем отличаются буквы», «Соедини одни и те же слова, написанные печатными и письменными буквами», « Найди самое короткое слово», «Найди слова, в которых одинаковое количество букв», «Замена печатных букв на соответствующие письменные», «Впишите слова в предложение» и др.

 В процессе обучения грамоте в УМК «Начальная школа 21 века» большое внимание уделяется формированию наглядно-образного мышления и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей. При этом первоклассники учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного к логическому. В то же время самостоятельное построение моделей даёт возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности – контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность и неправильность каждого выполненного действия.

В «Букваре» и в «Прописях» по мере усвоения материала увеличивается количество заданий, направленных на формирование самоконтроля и самооценки, которые можно варьировать с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Для более сильных детей предусмотрены дополнительные смысловые нагрузки, задания, требующие творческого поиска правильных способов решения, они отмечены значком «Сообрази». Но к их выполнению нужно привлекать и других учеников.

Учащихся нужно последовательно учить умению контролировать свои действия, подробно показывая, как это нужно делать. Хорошим материалом для такого обучения являются кроссворды. Внешне работа с кроссвордом выглядит не как учебное задание, а как своего рода развлечение. Но разгадать кроссворд ребёнок может, только опираясь на свои знания о написании букв, обозначающих гласные звуки, после твёрдых и мягких согласных звуков, умея «читать» модели.

В «Букваре» увеличивается количество слов для самостоятельного звукового анализа, для восстановления звуковой формы слова (своего рода прочтения слова) при замене в модели слова одной буквы гласного звука на другую – все эти задания способствуют формированию действия самоконтроля.

В дальнейшем, в учебниках «Русский язык» (автор Иванов С.В.) появляются такие рубрики, как: «Трудное задание», «Если осталось время», «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки», а также памятки. В тетрадях «Русский язык» появляется рубрика «Переменка» с ребусами.

Действия контроля в учебнике «Литературное чтение» (авторы-составители: Л.А.Еыросинина, М.И.Оморокова) формируются при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя». Самоконтроль на данных уроках обобщения может осуществляться разными способами: самопроверка по предложенному учителем образцу, коллективная проверка и т.д. Самоконтроль и самооценка являются важными составляющими как учебной, так и читательской деятельности. Свобода выбора произведения для выразительного чтения – фактор осознания и определения своих предпочтений: какие стихи я знаю? Какое стихотворение могу прочитать наизусть? Какое хочу прочитать? И т.д.

Рубрики «Эрудит», «Отзыв», «Книгочей» в рабочих тетрадях выполняют и обучающую, и контролирующую функции, позволяя учащимся проверить свою начитанность, знания литературоведческих понятий, а также умения объяснить понятие или слово, пользоваться словарём.

В учебнике «Математика» (автор: Рудницкая В.Н.) контроль помогают осуществлять материалы рубрик «Сообрази», «Выполни трудное задание», «Карточка-помощница», «Используй набор «Фишки», а также записи в конце заданий синего цвета: «Проверь себя», «Проверь свой ответ», «Проверь своё предположение». Результаты сравнения предметов изображают с помощью цветных стрелок, впоследствии выстраивая графы, в которых синяя стрелка заменяет слово меньше, а красная – больше.

Также, на уроках математики используется «Танграм» - квадрат из 5 частей. В учебнике и в тетрадях представлены фигуры, состоящие из частей танграма. Детям предлагается выложить такие же фигуры на парте в соответствии с образцом.

Работа над задачами на первоначальном этапе проводится с использованием или рисованием фишек.

 Рабочие тетради с индивидуализированными заданиями, соответствующими разным уровням усвоения материала и направленными на формирование действий самоконтроля и самооценки. Особенность данной тетради – наличие дозированной помощи для учащихся, которая осуществляется путём «подсказок», где представлены пооперационные указания к ходу выполнения задания. При этом достигается та мера самостоятельности, которая в данный момент возможна для ученика. Ученик может выполнять задание полностью самостоятельно, если же он испытывает затруднение, ему предлагается помощь в виде подсказок, причём в некоторых заданиях они носят разноуровневый характер.

Тетради по математике насыщены разнообразием заданий: запиши пропущенные числа, дополни записи, впиши знак, соедини примеры с одинаковыми ответами, соедини условие и вопрос задачи, дополни задачу по рисунку, распредели записи по столбцам, составь слова из ответов, найди и раскрась, продолжи узор, подбери рисунок к записи, отметь верный ответ, найди и исправь ошибки и др.

Задания рубрик и упражнений чаще всего предполагают проблемное обучение. Следовательно, необходимо постоянно контролировать достигнутые учениками результаты, организовывать обсуждение тех вопросов и языковых ситуаций, которые даны в учебнике. Даже правильно и быстро выполненное упражнение, если не проводить постоянного коллективного обсуждения заданий и смысла работы, не достигнет главного результата - развития учебной деятельности ученика, не сформирует у него умения самоконтроля, стремления и способности доказательно объяснять свою точку зрения.

 Из выше сказанного, можно сделать вывод, что данный УМК формирует действия контроля у младших школьников с позиции требований ФГОС НОО.

Литература:

  1. Безруких М.М., Кузнецова М.И. Прописи к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,2012 г.
  2. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 1-4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 1-4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ (авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова). - М.: Вентана-Граф, 2012.
  4. Журова Л.Е. Русский язык. Обучение грамоте: методические комментарии к урокам/ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2012 г.
  5. Журова Л.Е., Евдокимова А.О.         Букварь. Учебник. 1 класс. В 2 частях. – М.:         Вентана-Граф, 2012.
  6. Иванов С.В. Русский язык: 1-4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  7. Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык: 1-4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова; под ред. Л.Е.Журовой и С.В.Иванова. - М.:Вентана-Граф, 2011.
  8. Психология. Словарь/ под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1989,-96с
  9. Рудницкая В.Н. Математика: 1-4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеоразовательных учреждений/ М.: Вентана-Граф, 2012.
  10. Рудницкая В.Н. Математика: 1-4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-М.: Вентана-Граф, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"

В статье раскрыты предметные цели и цели, ориентированные на развитие личности ребёнка, предложена опорная таблица для конструирорвания учебного занятия...

Доклад с презентацией "Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"

Использование электронных учебников и пособий на уроке в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО...

Особенности урока в начальной школе с позиций требований ФГОС НОО

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Материал содержит план выступления по обобщению опыта работы школы на муниципальном семинаре учителей начальных классов по теме: "Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требован...

РОЛЬ И МЕСТО ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Организация групповой деятельности занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. в то же время эффективность групповой работы проявила себя и в...

Модель проекта в начальной школе, разработанная в проектной технологии в соответствии с требованиями ФГОС

Метод проектов успешно интегрируется в образовательный процесс. Он органично сочетается с групповыми формами работы. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образо...