ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
статья на тему

Самохина Оксана Александровна

Материал содержит план выступления по обобщению опыта работы школы на муниципальном семинаре учителей начальных классов по теме: "Особенности учебного занятия в начальной школе

 с позиции требований ФГОС НОО" ,прхоходившев в марте 2015 года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный семинар учителей начальных классов

18 марта 2015 г

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Слайд 2.

В ФГОС главная цель образования определена как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Слайд 3

Поэтому наиболее актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения. 

А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, необходимые на протяжении всей жизни.

Слайд 4

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 

Слайд5

 Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Остановимся на критерии результативности урока.

 1. Цели урока задаются с  передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений искать способы выхода из затруднения)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 4. Учитель использует диалог, обучает учащихся ставить и отвечать на  вопросы.

5. На уроке даются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого разные приемы.

7. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 

8. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Сегодня мы более подробно остановимся на каждом этапе урока и попытаемся понять, как правильно использовать педагогические приемы, способствующие формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. научить школьников умениям и навыкам самостоятельности и саморазвития.

Слайд 6

Рассмотрим ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Слайд 7

Рассмотрим подробно структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.  Этот материал есть в ваших папках.

Слайд 8

Остановимся на каждом этапе отдельно.

 

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

-  актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

-  создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

- устанавливаются тематические рамки ("могу”).

 Приёмы  работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

-  девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

- стихотворение,

- Прием коммуникации – взяться за руки со словами «Если будет трудно – я тебе помогу»,

  - Речевка «Начинается урок - Пусть ученье будут в прок»,

Слайд 9

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

 Это может быть побуждающий и подводящий  диалоги,

- приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из жизни, науки, культуры, шутки и др.),

- интеллектуальная разминка,

- идеальный опрос (Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...).

III. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Целеполагание. Постановка учебной задачи - 4-5 минут 

Цель: «Чего мы ещё не знаем?»)

На данном этапе учитель организует выделение цели и задач урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения).

- группировка,

-исключение,

- домысливание при помощи слов- «помощников»,

IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) - 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

 - удивляй (Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей),

- отсроченная отгадка (В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом, либо - загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие).

V. Первичное закрепление - 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала)

-  фронтальная работа, работа в парах, группах;

-  комментирование, обозначение знаковыми символами;

- лови ошибку (учитель допускает ошибки, которые необходимо исправить),

- свои примеры на изученное правило.

Слайд 10

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

- Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

-  Самоконтроль, самопроверка.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

  Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

  Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

- задание массивом (учитель дает 10 заданий из которых необходимо выполнить обязательно оговоренное количество),

- особое задание (особое задание для особых учеников по сложности).

VIII. Итог .Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

 

Возможно использовать вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

Слайд 11

Остановимся подробнее на видах рефлексии.  Так как сложилось мнение, что рефлексия это только кружочки, цветочки и т. д.

Reflexio – обращение назад. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может быть :

Физическая  (успел – не успел);

Сенсорная  (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Слайд 12

Отметим виды рефлексии:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния,

- рефлексия деятельности,

- рефлексия учебного содержания.

Примеры : дерево успеха, светофор, маркировка (+ знаю, - не знаю, ! удивило), акетирование.

Слайд 13

Изменения в деятельности педагогов

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.

- Планирование урока - Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока).

- Главная цель учителя на уроке - не Успеть выполнить все, что запланировано, а Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

- Результаты обучения не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.

- Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки.

 Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представлена в папке.

 Слайд 14

Изменения в деятельности обучающихся

Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности.

- Самостоятельный поиск решения поставленной задачи

- Учителем организована деятельность детей:

• по поиску, обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

- Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя.

Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в папке.

Слайд15

В заключении попробуем ответить на вопрос что же главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.

Для одних успех обеспечивается эффектным началом, захватывающим учеников сразу с появлением учителя.

Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему давать урок, развивая понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ФГОС

Слайд 2

ФГОС Цель образования Гармоничное развитие личности, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном обществе. Научить учиться

Слайд 3

Системно-деятельностный подход – это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. ФГОС

Слайд 4

Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства .

Слайд 5

Критерии результативности урока: передача функций от учителя к ученику рефлексивные действия активность учащихся на уроке диалог контрольно-оценочная деятельность осмысления учебного материала собственное позиция ученика атмосфера сотрудничества ФГОС

Слайд 6

ФГОС

Слайд 7

1.Мотивирование к учебной деятельности 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке Структура урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода

Слайд 8

НАДО ХОЧУ МОГУ Я – ИДЕАЛЬНЫЙ УЧЕНИК Мотивирование к учебной деятельности -1-2 минуты ФГОС

Слайд 9

II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 2 - 3 минуты ФГОС III. Выявление места и причины затруднения - 3 - 4 минуты IV. Целеполагание. Постановка учебной задачи - 1 - 2 минуты V. Открытие нового знания - 7-8 минут VI .Первичное закрепление - 4-5 минут

Слайд 10

ФГОС VI I . Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу - 4-5 минут. VII I . Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут. IX . Итог. Рефлексия учебной деятельности (итог) - 2-3 минуты.

Слайд 11

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Физическая Сенсорная Интеллектуальная Духовная

Слайд 12

Классификация приемов рефлексии Лесенка успеха

Слайд 13

ФГОС Изменения в деятельности педагога, работающего по ФГОС Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации, обобщению способов действия. Результаты обучения: предметные, метапредметные, личностные. Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока).

Слайд 14

Изменения в деятельности обучающихся Самостоятельный поиск решения поставленной задачи Учителем организована деятельность детей по поиску, обработке информации; постановке учебной задачи; обобщению способов действия. Предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя.

Слайд 15

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Спасибо за внимание! ФГОС