Программа литературного кружка 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Масленикова Ольга Михайловна

Программа Литературного кружка во 2 классе соотавлена в соответствии с требованиями ФГОС, содержит цели и задачи курса, учебно-тематический план, содержание программы, планируемые результаты освоения программы, формы контроля, методические рекомендации, описание материально-технического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_literaturnogo_kruzhka_2_klass.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Программа литературного кружка

Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы И.В. Карпеевой «Что кому нравится». В основе программы лежат идеи начального литературного образования В. А. Левина, Л. Е. Стрельцовой, Н. Д. Тамарченко, Н.А. Чураковой. Программа ориентирована на реализацию общеин-теллектуального и духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей. Программа предназначена для учащихся второго класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).  

Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:

- учитывает личностные достижения дошкольного художественного развития ученика и опирается на них;

-    обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;

- ориентируется на задачи дальнейшего художественного образования, подготавливая художественное развитие в подростковом и юношеском возрасте. (Левин В. А.)

Цель программы – создать условия для восприятия художественных ценностей, становление духовного мира человека, создание условий для  реализации и развития  творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства, постоянном внимании в эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Задачи:

  1. Обеспечить удовлетворение потребности детей в чтении, в общении со взрослым посредством книги;
  2. Обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями;
  3. Обеспечить опыт игры с элементами художественной формы (например, со звукописью или интонацией, рифмой или сравнением).

Программа предоставляет учителю возможность варьировать состав читаемых с детьми произведений при соблюдении логики построения программы.

 

Тематическое планирование занятий кружка

№ п/п

Тема

Количество часов всего

(34 ч)

Путешествие в сказку    8 час.

1

Истории рождения сказок.

Виды сказок.

1

2

Из чего состоит сказка.

Зачин

Троекратный повтор

Волшебство

Концовка

Добро побеждает зло

1

3

Учимся понимать сказку.

1

4

Учимся читать и слушать сказки.

1

5

Творческие поиски. «Меняем сказку»:

Измени начало

Измени концовку

Измени сюжет

1

6

Русские сказки в наших рисунках.

1

7

Создаём свои сказки.

1

8

Учимся играть сказки. Инсценирование сказок.

1

Ребятам о зверятах (Рассказы о животных)    8 час.

9

Знакомимся с писателями.

2

10

Верные друзья.

2

11

Эти забавные животные (смешные рассказы).

2

12

Братья наши меньшие (творческая работа).

2

Наша дружная семья.  (Рассказы о семье, рассказы и стихи  

о школьной жизни)    9 час.

13

Знакомимся с писателями и поэтами.

1

14

Рассказы о семье.

3

15

Дважды два – четыре (рассказы и стихи о школьной жизни).

2

16

Вместе весело шагать (мои друзья).

2

17

Читаем и смеёмся (сатирические рассказы и стихи).

1

Путешествие в мир поэзии    9 час.

18

Преображение музыки в слово

1

19

Чудо стихотворного слова

1

20

Волшебство эпитетов, метафоры, сравнения

1

21

Игры в рифму (сочинительство)

1

22

Поэты рядом с нами. Стихи. Слова. Талант

1

23

Учимся читать и слушать стихи

3

24

Представление и защита творческих  проектов.

Итоговое занятие:  «Веер творчества»

1

34

Содержание программы:

Путешествие в сказку (8 ч.): история создания сказок, виды  и структура сказок,  характеристика героев, чтение сказок; сочинительство – измени концовку, придумай свою сказку, инсценирование.

Ребятам о зверятах (рассказы о животных) (8 ч): знакомство с писателями – натуралистами, наблюдение и описание животного мира, чтение рассказов, творческая работа: пишем рассказ о любимом животном.

Наша дружная семья (рассказы и стихи о семье и  дружбе) (9 ч.): знакомство с писателями (М. Зощенко, В. Голявкин, В. Осеева, В. Драгунский и др.), характеристика героев, обсуждение поступков, инсценирование, знакомство с сатирой.

Путешествие в мир поэзии (9 ч.): общее представление о жанре поэзии, его особенностях, первичные представления об олицетворении, выразительность звукописи, понятие о рифме; выразительное  чтение и заучивание наизусть; сочинительство.

Планируемые результаты реализации программы:

Воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Ученик научится: читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям; создавать иллюстрации по содержанию.

Ученик получит возможность научиться: отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения разных литературных жанров; сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме); работать в группе, создавая инсценировки по литературным произведениям.

Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к фольклорным текстам; опыт игры с элементами художественной формы.

Ученик получит возможность для формирования: обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному внутреннему миру.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

  1. осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
  2. проявление познавательных мотивов;
  3. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  4. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  5. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  6. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  4. адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
  5. различать способ и результат действия;
  6. оценивать правильность выполнения действия по результату;
  7. выполнять учебные действия в  громкоречевой и умственной форме;
  8. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  9. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  2. строить речевое высказывание в устной форме;
  3. оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
  4. формулировать проблемы с помощью учителя;
  5. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
  6. знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
  7. узнавать сюжет по иллюстрациям;
  8. отличать поэтический текст от прозаического;
  9. включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  10. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  11. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  2. формулировать собственное мнение и позицию;
  3. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  4. задавать вопросы;
  5. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формы контроля:  выставки, инсценирование, концерты, литературные турниры, конкурсы.

Методические рекомендации

Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность: чтение и решение учебно-художественных задач.

Рекомендации по организации занятий:

  1. Речевые разминки

Речевые разминки могут решать следующие задачи:

  1. развитие артикуляционного аппарата;
  2. формирование умений слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос;
  3. формирование умений участия в диалоге;
  4. развитие умений понимать жесты, мимику, воспроизводить жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
  1. Организация восприятия художественных произведений

Формы деятельности:

  1. совместное «чтение» - слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;
  2. «чтение» - игра;
  3. «чтение» - рассматривание;
  4. индивидуальное чтение;
  5. слушание аудиозаписей или чтение наизусть;
  1. Решение учебно-художественных задач

Формы деятельности:

  1. учебно-художественные игры (игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.);
  2. задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).
  1. Организация работы с книгой

Формы деятельности:

  1. Рассматривание книги.
  2. Чтение книг.
  3. Работа с выставкой книг.

Алгоритм рассматривания книги:

Сначала рассматривают обложку книги. На первой странице выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет, если знаком, то какие его книги помнишь и т.п.). Рассматривается иллюстрация. Сопоставляется содержание надписи и иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются (решается вопрос: может ли быть в этой книге знакомое и нужное произведение).

Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи-заглавия, если они есть. Устанавливается – одно в книге произведение или несколько.

Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.

  1. Подведение итогов.

Описание материально-технического обеспечения программы:

1. Библиотечный фонд школьной библиотеки.

2. Печатные пособия: портреты писателей, художественные иллюстрации, литературные пособия:

  1. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.
  2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/Сост. В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М., 1994, с.50-66.
  4. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа/ Сост. Т.В.Игнатьева. – М.: Дрофа, 1998, с.92-93.
  5. Речевые разминки как структурный элемент урока //Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Вентана-Графф, 2002, с.58-64.
  6. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
  7. Светловская Н.П., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие для студ. Пед. Вузов. – М. Издательский центр «Академия», 2001.
  8. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – 2-е изд.перераб. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Мастерская слова. – М., 1994.

3. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.

4. Экранно-звуковые пособия: аудио- и видеозаписи, телевизор, магнитофон.

5. Игры и игрушки.

6. Оборудование кабинета: магнитная доска, компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа литературно-драматического кружка

Помещено тематическое планирование и пояснительная записка...

Рабочая программа литературного кружка «В гостях у сказки» (внеурочная деятельность)

Рабочая программа литературного кружка «В гостях у сказки» (внеурочная деятельность) ...

Программа литературного кружка "Почитай-ка"

Предлагаю Вам для работы программу литературного кружка для учащихся 2-4 классов "Почитай-ка", которая была мною успешно реализована на протяжении нескольких лет. Обязательное условие - посещение библ...

Программа литературного кружка "Клуб любителей книги"

В мире современных информационных технологий и Интернета книги перестают быть актуальной потребностью ребенка. Не случайно была организована разработка и реализация целого ряда правительственных прогр...

программа Литературного кружка "В гостях у сказки"

программа внеуроной деятельности...

Рабочая программа литературного кружка «Книголюб» для 3 класса

Рабочая программа литературного кружка «Книголюб» для 3 класса...